При увеличении цены контракта увеличивается ли обеспечение контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу При увеличении цены контракта увеличивается ли обеспечение контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2024 N 04АП-4233/2024 по делу N А19-1891/2024
Требование: О взыскании основного долга по контракту на выполнение работ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а в Иркутской области Постановлением Правительства Иркутской области от 12.10.2021 N 738-пп "О мерах, обеспечивающих возможность изменения (увеличения) цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении контракта" определен порядок изменения существенных условий контрактов государственных контрактов и рекомендовано органам местного самоуправления, принять аналогичные правовые акты с утверждением порядка изменения существенных условий муниципальных контрактов в связи существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы.
Требование: О взыскании основного долга по контракту на выполнение работ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а в Иркутской области Постановлением Правительства Иркутской области от 12.10.2021 N 738-пп "О мерах, обеспечивающих возможность изменения (увеличения) цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении контракта" определен порядок изменения существенных условий контрактов государственных контрактов и рекомендовано органам местного самоуправления, принять аналогичные правовые акты с утверждением порядка изменения существенных условий муниципальных контрактов в связи существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2025 N 17АП-9376/2024-ГК по делу N А71-5518/2024
Требование: О взыскании долга и пени по муниципальному контракту.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Удовлетворяя исковые требования частично - в сумме 1 439 438 руб. 06 коп. долга и 125 279 руб. 09 коп. пени за период с 10.10.2023 по 27.03.2024, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 709, 711, 740, 743, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), исходил того, что представленные обществом в материалы дела доказательства не подтверждают факт надлежащего согласования сторонами увеличения цены контракта в связи с выполнением дополнительных работ и принятия учреждением обязанности по их оплате, принял во внимание, что подрядчик не приостанавливал выполнение работ, но при этом пришел к выводу, что твердая цена контракта может быть увеличена при отсутствии подписанного сторонами дополнительного соглашения в пределах 10%.
Требование: О взыскании долга и пени по муниципальному контракту.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Удовлетворяя исковые требования частично - в сумме 1 439 438 руб. 06 коп. долга и 125 279 руб. 09 коп. пени за период с 10.10.2023 по 27.03.2024, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 709, 711, 740, 743, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), исходил того, что представленные обществом в материалы дела доказательства не подтверждают факт надлежащего согласования сторонами увеличения цены контракта в связи с выполнением дополнительных работ и принятия учреждением обязанности по их оплате, принял во внимание, что подрядчик не приостанавливал выполнение работ, но при этом пришел к выводу, что твердая цена контракта может быть увеличена при отсутствии подписанного сторонами дополнительного соглашения в пределах 10%.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О размере обеспечения исполнения контракта при увеличении цены контракта.
(Письмо Минфина России от 16.01.2025 N 24-06-09/2607)Вопрос: О размере обеспечения исполнения контракта при увеличении цены контракта.
(Письмо Минфина России от 16.01.2025 N 24-06-09/2607)Вопрос: О размере обеспечения исполнения контракта при увеличении цены контракта.
Статья: Что делать поставщику, который столкнулся с невозможностью исполнения своих обязательств по контракту
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)- в случае увеличения цены контракта потребуется соразмерно увеличить и обеспечение исполнения контракта (см. ч. 1.3 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)- в случае увеличения цены контракта потребуется соразмерно увеличить и обеспечение исполнения контракта (см. ч. 1.3 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) если при увеличении в соответствии с настоящей статьей цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) если при увеличении в соответствии с настоящей статьей цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок применения заказчиком антидемпинговых мер в основном зависит от НМЦК (максимального значения цены контракта) проводимого конкурса или аукциона. Если она превышает 15 млн руб., то победитель (иное лицо, с которым заключается контракт), чье предложение снижает НМЦК (начальную сумму цен единиц товара (работы, услуги)) на 25 и более процентов, предоставляет обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере. При НМЦК (максимальном значении цены контракта) 15 млн руб. и менее у участника есть выбор:
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок применения заказчиком антидемпинговых мер в основном зависит от НМЦК (максимального значения цены контракта) проводимого конкурса или аукциона. Если она превышает 15 млн руб., то победитель (иное лицо, с которым заключается контракт), чье предложение снижает НМЦК (начальную сумму цен единиц товара (работы, услуги)) на 25 и более процентов, предоставляет обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере. При НМЦК (максимальном значении цены контракта) 15 млн руб. и менее у участника есть выбор:
Вопрос: Об изменении размера обеспечения исполнения контракта при изменении цены контракта.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 24-06-07/87436)С учетом изложенного, по мнению Департамента, в случае, указанном в обращении, увеличение цены контракта влечет возникновение не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта обязательств, в связи с чем такое обеспечение должно быть увеличено пропорционально стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 24-06-07/87436)С учетом изложенного, по мнению Департамента, в случае, указанном в обращении, увеличение цены контракта влечет возникновение не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта обязательств, в связи с чем такое обеспечение должно быть увеличено пропорционально стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вопрос: Об изменении (увеличении) цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 29.11.2022 N 24-06-06/116709)Таким образом, на основании подпункта "ж" пункта 1 Постановления N 680 допускается увеличение цены государственного (муниципального) контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном Постановлением N 1315.
(Письмо Минфина России от 29.11.2022 N 24-06-06/116709)Таким образом, на основании подпункта "ж" пункта 1 Постановления N 680 допускается увеличение цены государственного (муниципального) контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном Постановлением N 1315.
Статья: Обзор практики применения оснований для изменения существенных условий контракта, действующих исключительно в 2022 году
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Суд отметил в своем решении, что ПП РФ N 1315 содержит перечень федеральных заказчиков, являющихся стороной контракта, условия которого могут быть изменены в соответствии с указанным Постановлением. Поскольку муниципальное учреждение "Городская служба единого заказчика" не входит в перечень, утвержденный ПП РФ N 1315, основания для применения данного Постановления и увеличения заказчиком цены контракта на 30% отсутствовали <8>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Суд отметил в своем решении, что ПП РФ N 1315 содержит перечень федеральных заказчиков, являющихся стороной контракта, условия которого могут быть изменены в соответствии с указанным Постановлением. Поскольку муниципальное учреждение "Городская служба единого заказчика" не входит в перечень, утвержденный ПП РФ N 1315, основания для применения данного Постановления и увеличения заказчиком цены контракта на 30% отсутствовали <8>.
Готовое решение: Как составить дополнительное соглашение к государственному контракту об увеличении объема работ
(КонсультантПлюс, 2025)Включите в дополнительное соглашение в том числе информацию о новых объемах работ, новой цене контракта, новом размере обеспечения исполнения контракта и новых суммах штрафов (если новая цена превысила пороговое значение).
(КонсультантПлюс, 2025)Включите в дополнительное соглашение в том числе информацию о новых объемах работ, новой цене контракта, новом размере обеспечения исполнения контракта и новых суммах штрафов (если новая цена превысила пороговое значение).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)3. В то же время увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)3. В то же время увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка осуществляется конкурентным способом, размер обеспечения гарантийных обязательств не может быть увеличен в ходе исполнения контракта. Такой размер устанавливается заказчиком в извещении о закупке и проекте контракта в пределах 10% от начальной (максимальной) цены контракта, которая, в свою очередь, уже не может измениться на стадии исполнения контракта (ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, даже при увеличении цены контракта размер обеспечения гарантийных обязательств не меняется.
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка осуществляется конкурентным способом, размер обеспечения гарантийных обязательств не может быть увеличен в ходе исполнения контракта. Такой размер устанавливается заказчиком в извещении о закупке и проекте контракта в пределах 10% от начальной (максимальной) цены контракта, которая, в свою очередь, уже не может измениться на стадии исполнения контракта (ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, даже при увеличении цены контракта размер обеспечения гарантийных обязательств не меняется.
Готовое решение: Как изменить цену государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли заказчик вносить изменения в план-график в случае увеличения цены контракта с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли заказчик вносить изменения в план-график в случае увеличения цены контракта с единственным поставщиком
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В свою очередь, Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах закрепила необходимость "обеспечения прозрачного ценообразования при осуществлении закупок за счет бюджетных средств путем раскрытия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) структуры цены контракта" <1>.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В свою очередь, Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах закрепила необходимость "обеспечения прозрачного ценообразования при осуществлении закупок за счет бюджетных средств путем раскрытия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) структуры цены контракта" <1>.
Вопрос: Обязан ли поставщик предоставить обеспечение исполнения контракта в части увеличенного размера обязательств по контракту в случае увеличения количества поставляемых лекарств на 30% по ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 7)Ответ: Часть 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не содержит отсылки на ч. 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем не содержит обязанности поставщика предоставлять новое обеспечение на увеличенный размер цены контракта в случае ее увеличения.
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 7)Ответ: Часть 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не содержит отсылки на ч. 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем не содержит обязанности поставщика предоставлять новое обеспечение на увеличенный размер цены контракта в случае ее увеличения.