Претензия туроператору о возврате
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия туроператору о возврате (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Право на взыскание неустойки в связи с просрочкой исполнения требования о возврате денежных средств предусмотрено. Однако такое право возникает у потребителя в случае отказа от договора по вине исполнителя, вызванной нарушением. Поскольку нарушений со стороны туроператора сроков выполнения работ (услуг), либо наличия недостатков выполненной работы (оказанной услуги), влекущих последствия применения ст. 31 и п. 5 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей" установлено не было, требование о возврате денежных средств было заявлено истцом в связи с тем, что аннуляция тура вызвана обстоятельством непреодолимой силы, ввиду введения ограничительных мер рядом иностранных государств в отношении гражданской авиации Российской Федерации, по не зависящим от туроператором причинам, суд апелляционной инстанции исходил из содержания претензии истца которым требование о возврате денежных средств не было заявлено ни с нарушением срока оказания услуги (в связи с досрочной аннуляцией тура, срок оказания услуги и не наступил), ни с ее ненадлежащим качеством, в связи с чем основания для взыскания неустойки по пункту 5 статьи 28 Закона "О защите прав потребителей" не установил."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Вместе с тем было установлено, что предоставленной услугой истец, согласно условий туристического продукта (авиаперелет, трансфер, страховка, проживание в отеле) воспользовался в полном объеме, проживал в соседнем отеле, претензий по качеству условий которого не заявлял, доказательств своевременного обращения истца к туроператору с заявлением об отказе от использования услуг предоставленного туристического продукта, истцом не представлено, при этом претензия с требованием о расторжении договора была направлена по возвращении с отдыха и получения услуг, предоставленных договором в полном объеме, в связи с чем вывод суда в об отказе в удовлетворении исковых требований о возврате стоимости оплаченного туристического продукта в полном объеме является верным. С иными материальными требованиями, предусмотренными ст. 12 и 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" истец не обращался."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В другом деле Р. обратился в суд с иском к туроператору о защите прав потребителей, указав, что между турагентом и истцом заключен договор реализации туристского продукта, по условиям которого приобретен тур, которой истец оплатил в полном объеме. Туроператор направил истцу уведомление об аннулировании заявки. Истец направил туроператору претензию о возврате денежных средств в связи с отменой тура, которая оставлена без удовлетворения. Суд взыскал с туроператора в пользу истца денежные средства, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф. Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки <17>.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В другом деле Р. обратился в суд с иском к туроператору о защите прав потребителей, указав, что между турагентом и истцом заключен договор реализации туристского продукта, по условиям которого приобретен тур, которой истец оплатил в полном объеме. Туроператор направил истцу уведомление об аннулировании заявки. Истец направил туроператору претензию о возврате денежных средств в связи с отменой тура, которая оставлена без удовлетворения. Суд взыскал с туроператора в пользу истца денежные средства, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф. Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки <17>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Л. обратилась к ответчикам с претензией о возврате оставшейся суммы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Л. обратилась к ответчикам с претензией о возврате оставшейся суммы.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)С. направил в адрес турагента, туроператора и страховщика претензию, в которой указал, что в результате ненадлежащего выполнения принятых на себя обязательств туроператором, а именно ненадлежащим оформлением документов для получения визы, ему было отказано в выдаче визы и он лишен возможности отправиться в туристическую поездку, в связи с чем потребовал возвратить ему уплаченную за путевку денежную сумму.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)С. направил в адрес турагента, туроператора и страховщика претензию, в которой указал, что в результате ненадлежащего выполнения принятых на себя обязательств туроператором, а именно ненадлежащим оформлением документов для получения визы, ему было отказано в выдаче визы и он лишен возможности отправиться в туристическую поездку, в связи с чем потребовал возвратить ему уплаченную за путевку денежную сумму.
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Заметим, что при реализации услуг в сфере туризма различные конфликты между потребителем туристских услуг и туроператором встречаются довольно часто, особенно по причине вводимых в последнее время ограничительных мер во многих зарубежных странах, поэтому важным остается вопрос о возврате стоимости путевок несостоявшихся туров.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Заметим, что при реализации услуг в сфере туризма различные конфликты между потребителем туристских услуг и туроператором встречаются довольно часто, особенно по причине вводимых в последнее время ограничительных мер во многих зарубежных странах, поэтому важным остается вопрос о возврате стоимости путевок несостоявшихся туров.
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Как следует из абз. 6 раздела "Туризм и авиаперевозки" Памятки Роспотребнадзора "Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях", если путешествие должно было совершиться в одну из стран, в которых введены ограничения, в период с даты введения ограничений до 01.06.2020, турист вправе обратиться к туроператору за возмещением денежных средств за тур из Фонда персональной ответственности туроператора. Возврат денежных средств туристу осуществляется вне зависимости от порядка заключения договора о реализации туристского продукта (напрямую с туроператором или с турагентом).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Как следует из абз. 6 раздела "Туризм и авиаперевозки" Памятки Роспотребнадзора "Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях", если путешествие должно было совершиться в одну из стран, в которых введены ограничения, в период с даты введения ограничений до 01.06.2020, турист вправе обратиться к туроператору за возмещением денежных средств за тур из Фонда персональной ответственности туроператора. Возврат денежных средств туристу осуществляется вне зависимости от порядка заключения договора о реализации туристского продукта (напрямую с туроператором или с турагентом).
Статья: Туризм в Германии сегодня: социальные и правовые аспекты
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Помимо национального законодательства, туристское право включает в себя общеевропейские правовые нормы и международные соглашения. И здесь особое внимание уделяется соблюдению прав авиапассажиров. Так, с 2004 года нарушение прав путешественников в виде потери багажа, отмены или задержки авиарейса, смены аэропорта вылета или назначения, при перебронировании и аннулировании авиабилетов регулируется Регламентом ЕС 261/2004 и Монреальской конвенцией. Новшества коснулись не только внутриевропейских рейсов, но и международных. А в 2018 году вступила в силу Директива ЕС о пакетных турах, гарантирующая права граждан на возврат денежных средств даже в случае банкротства туроператора. Документ предусматривает также 14-дневное право отмены тура. Проведены разграничения между пакетными турами и индивидуальными поездками, когда путешественник самостоятельно заключает договоры на проживание и транспорт. В первом случае при каких-либо нарушениях претензии предъявляются организатору тура, а во втором случае - непосредственно соответствующему контрагенту. Если бронирование осуществлялось непосредственно за рубежом, то действительным является действующее там национальное право, а не немецкое. Кроме того, ужесточены обязательства по предоставлению достоверной информации о предоставляемых услугах до заключения договора и одобрено введение в деловой оборот стандартизированных информационных листов <9>.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Помимо национального законодательства, туристское право включает в себя общеевропейские правовые нормы и международные соглашения. И здесь особое внимание уделяется соблюдению прав авиапассажиров. Так, с 2004 года нарушение прав путешественников в виде потери багажа, отмены или задержки авиарейса, смены аэропорта вылета или назначения, при перебронировании и аннулировании авиабилетов регулируется Регламентом ЕС 261/2004 и Монреальской конвенцией. Новшества коснулись не только внутриевропейских рейсов, но и международных. А в 2018 году вступила в силу Директива ЕС о пакетных турах, гарантирующая права граждан на возврат денежных средств даже в случае банкротства туроператора. Документ предусматривает также 14-дневное право отмены тура. Проведены разграничения между пакетными турами и индивидуальными поездками, когда путешественник самостоятельно заключает договоры на проживание и транспорт. В первом случае при каких-либо нарушениях претензии предъявляются организатору тура, а во втором случае - непосредственно соответствующему контрагенту. Если бронирование осуществлялось непосредственно за рубежом, то действительным является действующее там национальное право, а не немецкое. Кроме того, ужесточены обязательства по предоставлению достоверной информации о предоставляемых услугах до заключения договора и одобрено введение в деловой оборот стандартизированных информационных листов <9>.