Претензия отмена рейса
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия отмена рейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Срок исковой давности и претензия по договору транспортной экспедиции
(КонсультантПлюс, 2025)...несоблюдение срока предъявления претензии в соответствии с пунктом... соглашения по логистике, согласно которому срок предъявления претензии [составляет - ред.] не более 30 календарных дней с момента возникновения простоя/отмены рейса, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Указанный срок направления претензии не является пресекательным, поскольку не может ограничивать стороны в праве разрешать возникшие споры посредством урегулирования разногласий в досудебном и судебном порядке..."
(КонсультантПлюс, 2025)...несоблюдение срока предъявления претензии в соответствии с пунктом... соглашения по логистике, согласно которому срок предъявления претензии [составляет - ред.] не более 30 календарных дней с момента возникновения простоя/отмены рейса, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Указанный срок направления претензии не является пресекательным, поскольку не может ограничивать стороны в праве разрешать возникшие споры посредством урегулирования разногласий в досудебном и судебном порядке..."
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Перевозка воздушным транспортом и сопутствующие договоры: Заказчик хочет взыскать убытки в связи с отменой (задержкой) рейса Перевозчиком
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие причинно-следственной связи между отменой (задержкой) рейса Перевозчиком и убытками Заказчика
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие причинно-следственной связи между отменой (задержкой) рейса Перевозчиком и убытками Заказчика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как рассматривается претензия к перевозчику при задержке (переносе, отмене) рейса, перевозка на котором предусмотрена договором и оформлена (оплачена) через туроператора?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
Ситуация: Можно ли вернуть полную стоимость авиа- или железнодорожного билета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Если авиакомпания отменила рейс и вместо возврата денег предлагает ваучеры на будущие перелеты, направьте ей претензию с требованием о возврате платы. В случае спора переписку с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приема обращений на ее сайте суд может не признать доказательством соблюдения претензионного порядка (Информация Роспотребнадзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Если авиакомпания отменила рейс и вместо возврата денег предлагает ваучеры на будущие перелеты, направьте ей претензию с требованием о возврате платы. В случае спора переписку с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приема обращений на ее сайте суд может не признать доказательством соблюдения претензионного порядка (Информация Роспотребнадзора).
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
Ситуация: Можно ли вернуть электронный авиабилет, купленный по промоакции с условием "билет не подлежит возврату"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Если авиакомпания отменила рейс и вместо возврата денег предлагает ваучеры на будущие перелеты, направьте ей письменную претензию с требованием о возврате платы. В случае спора переписку с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приема обращений на ее сайте суд может не признать доказательством соблюдения претензионного порядка (Информация Роспотребнадзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Если авиакомпания отменила рейс и вместо возврата денег предлагает ваучеры на будущие перелеты, направьте ей письменную претензию с требованием о возврате платы. В случае спора переписку с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приема обращений на ее сайте суд может не признать доказательством соблюдения претензионного порядка (Информация Роспотребнадзора).
Вопрос: Какую ответственность несет перевозчик перед пассажиром при отмене авиарейса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для получения компенсации пассажиру необходимо обратиться к представителю перевозчика для проставления в маршрутной квитанции соответствующего штампа об отмене рейса или выдачи справки, подтверждающей указанное обстоятельство. После этого в течение 6 месяцев со дня отмены авиарейса необходимо инициировать досудебное урегулирование спора путем направления на юридический адрес перевозчика (авиакомпании) письменной претензии с требованием о возврате провозной платы и возмещении убытков, компенсации морального вреда (пп. 4 п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ). В претензии необходимо указать счет, на который надлежит перечислить компенсацию. К претензии необходимо приложить документы, подтверждающие заключение договора воздушной перевозки и отмену авиарейса.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для получения компенсации пассажиру необходимо обратиться к представителю перевозчика для проставления в маршрутной квитанции соответствующего штампа об отмене рейса или выдачи справки, подтверждающей указанное обстоятельство. После этого в течение 6 месяцев со дня отмены авиарейса необходимо инициировать досудебное урегулирование спора путем направления на юридический адрес перевозчика (авиакомпании) письменной претензии с требованием о возврате провозной платы и возмещении убытков, компенсации морального вреда (пп. 4 п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ). В претензии необходимо указать счет, на который надлежит перечислить компенсацию. К претензии необходимо приложить документы, подтверждающие заключение договора воздушной перевозки и отмену авиарейса.
"Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы"
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)<92> Например, сервис AirHelp - поддержка пассажиров отмененного или задержанного авиарейса по урегулированию споров о компенсации. Сервис предлагает первоначальную оценку случая отказа в посадке и отмены или длительной задержки рейсов, предъявление перевозчикам претензии о взыскании компенсации, помощь в возврате билетов, поддержку при потере багажа и т.д. // https://www.airhelp.eom/en/airhelp-plus/#features.
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)<92> Например, сервис AirHelp - поддержка пассажиров отмененного или задержанного авиарейса по урегулированию споров о компенсации. Сервис предлагает первоначальную оценку случая отказа в посадке и отмены или длительной задержки рейсов, предъявление перевозчикам претензии о взыскании компенсации, помощь в возврате билетов, поддержку при потере багажа и т.д. // https://www.airhelp.eom/en/airhelp-plus/#features.
Статья: Туризм в Германии сегодня: социальные и правовые аспекты
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Помимо национального законодательства, туристское право включает в себя общеевропейские правовые нормы и международные соглашения. И здесь особое внимание уделяется соблюдению прав авиапассажиров. Так, с 2004 года нарушение прав путешественников в виде потери багажа, отмены или задержки авиарейса, смены аэропорта вылета или назначения, при перебронировании и аннулировании авиабилетов регулируется Регламентом ЕС 261/2004 и Монреальской конвенцией. Новшества коснулись не только внутриевропейских рейсов, но и международных. А в 2018 году вступила в силу Директива ЕС о пакетных турах, гарантирующая права граждан на возврат денежных средств даже в случае банкротства туроператора. Документ предусматривает также 14-дневное право отмены тура. Проведены разграничения между пакетными турами и индивидуальными поездками, когда путешественник самостоятельно заключает договоры на проживание и транспорт. В первом случае при каких-либо нарушениях претензии предъявляются организатору тура, а во втором случае - непосредственно соответствующему контрагенту. Если бронирование осуществлялось непосредственно за рубежом, то действительным является действующее там национальное право, а не немецкое. Кроме того, ужесточены обязательства по предоставлению достоверной информации о предоставляемых услугах до заключения договора и одобрено введение в деловой оборот стандартизированных информационных листов <9>.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Помимо национального законодательства, туристское право включает в себя общеевропейские правовые нормы и международные соглашения. И здесь особое внимание уделяется соблюдению прав авиапассажиров. Так, с 2004 года нарушение прав путешественников в виде потери багажа, отмены или задержки авиарейса, смены аэропорта вылета или назначения, при перебронировании и аннулировании авиабилетов регулируется Регламентом ЕС 261/2004 и Монреальской конвенцией. Новшества коснулись не только внутриевропейских рейсов, но и международных. А в 2018 году вступила в силу Директива ЕС о пакетных турах, гарантирующая права граждан на возврат денежных средств даже в случае банкротства туроператора. Документ предусматривает также 14-дневное право отмены тура. Проведены разграничения между пакетными турами и индивидуальными поездками, когда путешественник самостоятельно заключает договоры на проживание и транспорт. В первом случае при каких-либо нарушениях претензии предъявляются организатору тура, а во втором случае - непосредственно соответствующему контрагенту. Если бронирование осуществлялось непосредственно за рубежом, то действительным является действующее там национальное право, а не немецкое. Кроме того, ужесточены обязательства по предоставлению достоверной информации о предоставляемых услугах до заключения договора и одобрено введение в деловой оборот стандартизированных информационных листов <9>.