Прекращение исполнительного производства в связи с изменением законодательства



Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение исполнительного производства в связи с изменением законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.06.2024 N 88А-14244/2024 (УИД 16RS0046-01-2018-004732-72)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в прекращении исполнительного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Разрешая вопрос о прекращении исполнительного производства и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что доказательств реальной и объективной утраты возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта заявителями представлено не было; предусмотренные законом основания для прекращения исполнительного производства отсутствуют; само по себе изменение законодательства, предусматривающего порядок и процедуру предоставления гражданам садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не свидетельствует об утрате возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2024 N 88-16566/2024 (УИД 04RS0008-01-2015-001519-46)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в прекращении исполнительного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции обосновано пришел к выводу, что изменение законодательства не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Влияние соглашений сторон исполнительного производства на порядок принудительного исполнения
(Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)
Причем влияние на судьбу исполнительного производства заключенного и утвержденного мирового соглашения можно охарактеризовать как общее (генеральное). Как правило, исполнительное производство подлежит прекращению полностью на основании заключенного мирового соглашения. Исключением является признаваемая в правоприменительной практике возможность частичного прекращения исполнительного производства в связи с заключением мирового соглашения. Причем неоднозначным является ответ на вопрос о допустимости в принципе прекращения исполнительного производства в части и прежде всего на основании заключенного сторонами мирового соглашения. Указанная неоднозначность вызвана отсутствием в законодательстве положений о частичном прекращении исполнительного производства. В данном случае основой для признания допустимости частичного прекращения производства по делу может выступать сформулированная Пленумом ВС РФ позиция о том, что при отмене или изменении судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, возбужденное по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отмененной или измененной части <6>. Процитированная позиция влияет на распространение практики прекращения исполнительных производств в части с учетом отсутствия в законодательстве запрещающих частичное прекращение положений <7>. Равно признается допустимость прекращения в части исполнительного производства при заключении мирового соглашения, содержание которого связано с частью требований, указанных в исполнительном документе. Например, по конкретному делу арбитражным судом был сформулирован вывод о том, что судебный пристав-исполнитель не лишен возможности прекратить исполнительные производства в той части, которая урегулирована сторонами в рамках заключенного мирового соглашения <8>.
Статья: Право на мировое соглашение в исполнительном производстве
(Климова С.Н.)
("Юрист", 2024, N 10)
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) одной из задач гражданского судопроизводства является способствование мирному урегулированию спора <1>, осуществление этой задачи возможно путем заключения соглашения о примирении, заключения мирового соглашения, а также в случае иных примирительных процедур, предусмотренных законом. Одним из полномочий субъектов гражданских процессуальных правоотношений является заключение мирового соглашения между сторонами. Реализация процессуального права на заключение мирового соглашения является одним из приоритетных способов восстановления нарушенных прав и допускается законодательством не только на любой стадии судебного процесса, но и при исполнении судебного акта. В зарубежных странах институт примирительных процедур и иных альтернативных способов разрешения споров очень распространен в отличие от Российской Федерации (далее - РФ) <2>. Невостребованность примирительных процедур в РФ может быть связана с такими причинами, как несовершенство законодательства по вопросам примирения, неосведомленность лиц о существовании примирительных процедур и их последствиях как в рамках процесса, так и за его пределами. Но также в литературе нередко обосновывается эффективность примирительных процедур, в число которых входит и заключение мирового соглашения. Выделяются такие критерии эффективности, как: "рост количества исполняемых мировых соглашений; количество завершенных исполнительных производств в связи с достижением мирового соглашения; увеличение количества прекращенных исполнительных производств, в связи с утверждением мирового соглашения; сокращение числа исполнительных производств" <3>. А.Х. Агеев считает, что мировое соглашение на указанном этапе представляет собой механизм добровольного исполнения, целью которого является отказ от механизма государственного принуждения либо прекращение принудительного исполнения, если исполнительное производство было возбуждено <4>. Более того, возможность заключения мирового соглашения в процессе принудительного исполнения позволяет изменить материальные правоотношения между кредитором и взыскателем <5>. В качестве последствия, которое наступает после утверждения судом мирового соглашения в гражданском, арбитражном и административном процессах и в исполнительном производстве, законодательством предусмотрено прекращение производства по делу. Однако последствие в виде прекращения исполнительного производства на основе утвержденного мирового соглашения не влечет за собой восстановление прав, свобод и законных интересов сторон исполнительного производства до того момента, пока определение об утверждении мирового соглашения не будет добровольно или принудительно исполнено.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"
14) прекращения обязательств должника по основаниям, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 2, статьей 2.1 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
показать больше документов