Предоставление жилья чернобыльцам



Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление жилья чернобыльцам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Согласно приведенным выше положениям Жилищного кодекса Российской Федерации закон различает граждан, являющихся малоимущими, которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. При этом ст. ст. 14 и 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрена только нуждаемость в улучшении жилищных условий, но не требования к длительности проживания соответствующей категории граждан на территории того или иного субъекта Российской Федерации и признания их малоимущими.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Согласно приведенным выше положениям Жилищного кодекса Российской Федерации закон различает граждан, являющихся малоимущими, которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. При этом статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрена только нуждаемость в улучшении жилищных условий."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Зарубежный опыт правового регулирования и реализации конституционных ценностей
(Мужиченко А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)
Так, одной из конституционных ценностей, единогласно выделяемой в научной литературе, выступают права и свободы человека и гражданина. Отдельными положениями федерального законодательства права, предоставленные человеку Конституцией РФ, конкретизируются. Акты Конституционного Суда РФ по толкованию конституционных положений можно рассматривать в качестве особого инструмента, обеспечивающего эффективность их применения и реализации. Например, одним из постановлений Конституционного Суда РФ такое право граждан, как право на жилище (которое в том числе выражено в предоставлении права на получение жилья лицами, пострадавшими в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС), было распространено и на лиц, которые на момент аварии на Чернобыльской АЭС еще не были рождены, а находились в утробе матери <5>.
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)
Необходимо учитывать, что еще до включения термина "социальная защита" в текст Конституции РСФСР он применялся в законодательстве как обозначающий более широкую по сравнению с традиционным социальным обеспечением систему мер. Так, Закон СССР от 12 мая 1991 г. N 2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" предусматривал компенсации и льготы, не только имеющие социально-обеспечительную направленность (в частности, снижение пенсионного возраста, специальные правила обеспечения пособиями по социальному страхованию и т.п.), но и касающиеся регламентации трудовых отношений (например, дополнительные отпуска, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников и т.д.), обеспечения жильем (в том числе путем предоставления беспроцентных ссуд на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство), получения образования (преимущественное право поступления в вузы, внеочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях) и т.д. По аналогичной схеме строится система социальной защиты указанных категорий граждан и в Законе РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2013 N 3-П
"По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с жалобой гражданина Е.Н. Степанцова и запросом Челябинского областного суда"
Основываясь на приведенной правовой позиции, Конституционный Суд Российской Федерации признал положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
показать больше документов