Предоставление субвенций местным бюджетам
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление субвенций местным бюджетам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка жилья для детей-сирот
(КонсультантПлюс, 2025)...Цель предоставления субвенции бюджету муниципального образования... установлена положением пункта 2.2 соглашения, которое не включает в себя указание на конкретных лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
(КонсультантПлюс, 2025)...Цель предоставления субвенции бюджету муниципального образования... установлена положением пункта 2.2 соглашения, которое не включает в себя указание на конкретных лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Исходя из положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к указанным полномочиям субъектов РФ также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущим граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан. Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 1 ст. 72, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение взаимосвязано с положениями п. 49 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", относящими к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение взаимосвязано с положениями п. 49 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", относящими к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Статья: Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в муниципальных образовательных организациях
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования детей в муниципальных образовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми ОГВ <12>.
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования детей в муниципальных образовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми ОГВ <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 71. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 71. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Прекращение осуществления органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета влечет за собой прекращение предоставления соответствующих субвенций местным бюджетам и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Прекращение осуществления органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета влечет за собой прекращение предоставления соответствующих субвенций местным бюджетам и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
Статья: Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Формально-юридически этот подход может быть обоснован тем, что аналогичный механизм применяется в рамках взаимодействия федеральных и региональных органов власти в сфере образования. Федеральный орган исполнительной власти в сфере общего образования согласовывает назначение на должность руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Содержательно данный подход можно обосновать механизмом реализации полномочий в сфере образования, которые при отсутствии эффективных способов взаимодействия не могут быть реализованы. Субъекты Российской Федерации (далее - субъекты РФ) обеспечивают путем предоставления субвенций местным бюджетам гарантии реализации права на получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования детей.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Формально-юридически этот подход может быть обоснован тем, что аналогичный механизм применяется в рамках взаимодействия федеральных и региональных органов власти в сфере образования. Федеральный орган исполнительной власти в сфере общего образования согласовывает назначение на должность руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Содержательно данный подход можно обосновать механизмом реализации полномочий в сфере образования, которые при отсутствии эффективных способов взаимодействия не могут быть реализованы. Субъекты Российской Федерации (далее - субъекты РФ) обеспечивают путем предоставления субвенций местным бюджетам гарантии реализации права на получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования детей.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетных данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на эти цели из федерального бюджета может предоставляться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетных данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на эти цели из федерального бюджета может предоставляться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Статья: Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Государство может делегировать органам местного самоуправления часть полномочий Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 63 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 29 декабря 2020 г.)).
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Государство может делегировать органам местного самоуправления часть полномочий Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 63 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 29 декабря 2020 г.)).
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2024 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены определенные изменения в формулировки части 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ. С 1 января 2025 года органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта РФ в пределах субвенций, предоставленных местным бюджетам в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий. В действующей редакции говорится, что ответственность наступает в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2024 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены определенные изменения в формулировки части 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ. С 1 января 2025 года органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта РФ в пределах субвенций, предоставленных местным бюджетам в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий. В действующей редакции говорится, что ответственность наступает в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ. Субъекты РФ вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ. Субъекты РФ вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.