Предоставление персональных данных конкурсному управляющему
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление персональных данных конкурсному управляющему (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Ограничение доступа к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""В отсутствие прямого указания в федеральном законодательстве на полномочие конкурсного управляющего получать спорные персональные данные, их предоставление нарушает положения статьи 24 Конституции Российской Федерации, статей 8, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 8 "Право на доступ к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""В отсутствие прямого указания в федеральном законодательстве на полномочие конкурсного управляющего получать спорные персональные данные, их предоставление нарушает положения статьи 24 Конституции Российской Федерации, статей 8, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)В некоторых случаях законом или судом на обладателя информации может быть возложена обязанность по передаче информации. К примеру, в одном из дел ВС РФ отметил, что, учитывая наличие у фонда сведений обо всех отчислениях на работников общества, право конкурсного управляющего на получение информации на основании запроса в отсутствие законодательного запрета на предоставление испрашиваемой информации Пенсионным фондом страхователю, каковым является общество, руководствуясь положениями ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подп. 3 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 5 и 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", суды пришли к выводу, что у фонда отсутствовали правовые основания для отказа конкурсному управляющему в предоставлении запрошенных сведений <43>;
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)В некоторых случаях законом или судом на обладателя информации может быть возложена обязанность по передаче информации. К примеру, в одном из дел ВС РФ отметил, что, учитывая наличие у фонда сведений обо всех отчислениях на работников общества, право конкурсного управляющего на получение информации на основании запроса в отсутствие законодательного запрета на предоставление испрашиваемой информации Пенсионным фондом страхователю, каковым является общество, руководствуясь положениями ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подп. 3 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 5 и 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", суды пришли к выводу, что у фонда отсутствовали правовые основания для отказа конкурсному управляющему в предоставлении запрошенных сведений <43>;
Статья: Защита права кредиторов на информацию в процедурах банкротства
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Несомненно, это гораздо более надежная опора для кредиторов, предоставляющая право получать первичную информацию и документацию о деятельности должника. В целом суды благоприятствуют кредиторам в запросе информации на основании этой нормы. В то же время в судебной практике заметны попытки ограничительного ее толкования, что может помещать кредиторам в получении информации на этом основании. Так, государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", выступающая в качестве конкурсного управляющего по таким делам, ссылается на то, что информация может не предоставляться, если сведения относятся к банковской тайне, содержат персональные данные, носят конфиденциальный характер и не могут быть раскрыты кредиторам должника даже в рамках рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве).
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Несомненно, это гораздо более надежная опора для кредиторов, предоставляющая право получать первичную информацию и документацию о деятельности должника. В целом суды благоприятствуют кредиторам в запросе информации на основании этой нормы. В то же время в судебной практике заметны попытки ограничительного ее толкования, что может помещать кредиторам в получении информации на этом основании. Так, государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", выступающая в качестве конкурсного управляющего по таким делам, ссылается на то, что информация может не предоставляться, если сведения относятся к банковской тайне, содержат персональные данные, носят конфиденциальный характер и не могут быть раскрыты кредиторам должника даже в рамках рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Конкурсный управляющий вправе запрашивать у физических лиц (в том числе у работников страховой организации), юридических лиц (в том числе у управляющих компаний, специализированных депозитариев, субъектов актуарной деятельности и аудиторских организаций), государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления и получать от них необходимые сведения о страховой организации, лицах, входящих в состав органов управления страховой организации, контролирующих лицах, принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), контрагентах и об обязательствах страховой организации, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. В целях проведения конкурсного производства согласие на обработку персональных данных указанных лиц не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Конкурсный управляющий вправе запрашивать у физических лиц (в том числе у работников страховой организации), юридических лиц (в том числе у управляющих компаний, специализированных депозитариев, субъектов актуарной деятельности и аудиторских организаций), государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления и получать от них необходимые сведения о страховой организации, лицах, входящих в состав органов управления страховой организации, контролирующих лицах, принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), контрагентах и об обязательствах страховой организации, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. В целях проведения конкурсного производства согласие на обработку персональных данных указанных лиц не требуется.
Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ
(ред. от 28.12.2017)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. Конкурсный управляющий вправе запрашивать у физических лиц (в том числе у работников страховой организации), юридических лиц (в том числе у управляющих компаний, специализированных депозитариев, субъектов актуарной деятельности и аудиторских организаций), государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления и получать от них необходимые сведения о страховой организации, лицах, входящих в состав органов управления страховой организации, контролирующих лицах, принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), контрагентах и об обязательствах страховой организации, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. В целях проведения конкурсного производства согласие на обработку персональных данных указанных лиц не требуется.
(ред. от 28.12.2017)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. Конкурсный управляющий вправе запрашивать у физических лиц (в том числе у работников страховой организации), юридических лиц (в том числе у управляющих компаний, специализированных депозитариев, субъектов актуарной деятельности и аудиторских организаций), государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления и получать от них необходимые сведения о страховой организации, лицах, входящих в состав органов управления страховой организации, контролирующих лицах, принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), контрагентах и об обязательствах страховой организации, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. В целях проведения конкурсного производства согласие на обработку персональных данных указанных лиц не требуется.
Вопрос: Обязана ли организация сдавать персонифицированные сведения о физических лицах на конкурсного управляющего?
(Консультация эксперта, 2025)Организация не представляет персонифицированные сведения о физических лицах в отношении конкурсного управляющего.
(Консультация эксперта, 2025)Организация не представляет персонифицированные сведения о физических лицах в отношении конкурсного управляющего.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4. В отличие от ситуации с предоставлением персональных данных по запросу адвокатов практика по предоставлению такой информации по запросу арбитражных управляющих является не столь однозначной. По мнению одних судов, в положениях п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве отсутствует указание на право арбитражного управляющего истребовать сведения, составляющие персональные данные. При этом в отношении запроса сведений о должнике ст. 129 Закона о банкротстве не предоставляет конкурсному управляющему дополнительных полномочий (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2020 г. по делу N А56-137254/2019). Другие суды полагают, что арбитражный управляющий вправе запрашивать такую информацию. При этом они ссылаются на открытый перечень информации, которая может быть запрошена арбитражным управляющим, и специальный характер положений Закона о банкротстве по отношению к Закону о персональных данных, предусмотренный в п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве. Согласно данному положению впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф08-7169/2018 по делу N А63-14832/2017). Представляется, что более правильным является подход, при котором арбитражный управляющий рассматривается как лицо, действующее во исполнение судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства и в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей. В этой связи должны применяться положения п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2019 г. по делу N А08-4342/2018).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4. В отличие от ситуации с предоставлением персональных данных по запросу адвокатов практика по предоставлению такой информации по запросу арбитражных управляющих является не столь однозначной. По мнению одних судов, в положениях п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве отсутствует указание на право арбитражного управляющего истребовать сведения, составляющие персональные данные. При этом в отношении запроса сведений о должнике ст. 129 Закона о банкротстве не предоставляет конкурсному управляющему дополнительных полномочий (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2020 г. по делу N А56-137254/2019). Другие суды полагают, что арбитражный управляющий вправе запрашивать такую информацию. При этом они ссылаются на открытый перечень информации, которая может быть запрошена арбитражным управляющим, и специальный характер положений Закона о банкротстве по отношению к Закону о персональных данных, предусмотренный в п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве. Согласно данному положению впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф08-7169/2018 по делу N А63-14832/2017). Представляется, что более правильным является подход, при котором арбитражный управляющий рассматривается как лицо, действующее во исполнение судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства и в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей. В этой связи должны применяться положения п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2019 г. по делу N А08-4342/2018).
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)На практике персональные данные запрашивает более широкий круг корреспондентов, к примеру:
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)На практике персональные данные запрашивает более широкий круг корреспондентов, к примеру:
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, в силу изложенных выше норм законодательства о банкротстве и защите персональных данных конкурсный управляющий, исполняющий обязанности руководителя должника и исполняющий судебный акт, принятый в деле о банкротстве, имеет право на получение запрашиваемых сведений о должнике, в том числе об учредителях общества. Непредставление данных сведений непосредственно нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует сбору сведений о должнике, соответственно, реализации конкурсным управляющим предоставленных законодательством о банкротстве специальных полномочий по исполнению решения суда.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, в силу изложенных выше норм законодательства о банкротстве и защите персональных данных конкурсный управляющий, исполняющий обязанности руководителя должника и исполняющий судебный акт, принятый в деле о банкротстве, имеет право на получение запрашиваемых сведений о должнике, в том числе об учредителях общества. Непредставление данных сведений непосредственно нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует сбору сведений о должнике, соответственно, реализации конкурсным управляющим предоставленных законодательством о банкротстве специальных полномочий по исполнению решения суда.