Предметы совместного ведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Предметы совместного ведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"При этом законодательный орган местного самоуправления, утверждая правила благоустройства территории городского округа и решая вопросы местного значения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита семьи как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Глава 6. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Глава 6. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В частности, суд первой инстанции - Арбитражный суд Московской области в решении от 14.12.2022 указал, что "...в силу пункта 1 статьи 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Существенными условиями договора простого товарищества являются: предмет (совместное ведение конкретной деятельности); цель ведения совместной деятельности (достижение конкретных результатов); размер и форма вкладов в общее дело. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (пункт 1 статьи 1042 Кодекса). Следовательно, по смыслу статьи 1041 ГК РФ объединение вкладов товарищей может производиться как в целях извлечения прибыли, так и в иных целях, не противоречащих закону" (с. 8).
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В частности, суд первой инстанции - Арбитражный суд Московской области в решении от 14.12.2022 указал, что "...в силу пункта 1 статьи 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Существенными условиями договора простого товарищества являются: предмет (совместное ведение конкретной деятельности); цель ведения совместной деятельности (достижение конкретных результатов); размер и форма вкладов в общее дело. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (пункт 1 статьи 1042 Кодекса). Следовательно, по смыслу статьи 1041 ГК РФ объединение вкладов товарищей может производиться как в целях извлечения прибыли, так и в иных целях, не противоречащих закону" (с. 8).
Статья: Конституционные проекты России XX века. Авторский проект конституции Международного фонда "Реформа"
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Принципиально иной подход по сравнению с ныне действующим Основным Законом использован в проекте применительно к вопросу распределения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. А именно предлагалась модель, в соответствии с которой устанавливались вопросы федерального ведения Российской Федерации, а вопросы ведения субъектов определялись по остаточному принципу. Таким образом, проектом не предполагалось перечисления предметов совместного ведения России и субъектов Федерации ("конкурентной" компетенции), что имеет положительные стороны, заключающиеся в большей определенности и исключении дублирования функций и полномочий органов государственной власти различных уровней (похожая модель реализована в ФРГ).
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Принципиально иной подход по сравнению с ныне действующим Основным Законом использован в проекте применительно к вопросу распределения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. А именно предлагалась модель, в соответствии с которой устанавливались вопросы федерального ведения Российской Федерации, а вопросы ведения субъектов определялись по остаточному принципу. Таким образом, проектом не предполагалось перечисления предметов совместного ведения России и субъектов Федерации ("конкурентной" компетенции), что имеет положительные стороны, заключающиеся в большей определенности и исключении дублирования функций и полномочий органов государственной власти различных уровней (похожая модель реализована в ФРГ).
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Представляется, что данный подход может найти свое применение и развитие в национальных конституционных судах, в том числе в России. Здесь этот подход может быть востребован с учетом федеративного государственного устройства, предполагающего участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства на основе принципов разграничения предметов ведения. Широкий круг полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых этими органами за счет средств своих бюджетов, актуализирует вопрос о зависимости реализации социальных прав человека от экономических возможностей региона, где он проживает, а также приводит к необходимости оперировать понятиями базового (универсального) и регионального стандартов осуществления социальных прав.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Представляется, что данный подход может найти свое применение и развитие в национальных конституционных судах, в том числе в России. Здесь этот подход может быть востребован с учетом федеративного государственного устройства, предполагающего участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства на основе принципов разграничения предметов ведения. Широкий круг полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых этими органами за счет средств своих бюджетов, актуализирует вопрос о зависимости реализации социальных прав человека от экономических возможностей региона, где он проживает, а также приводит к необходимости оперировать понятиями базового (универсального) и регионального стандартов осуществления социальных прав.
Статья: Субъекты РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимо отметить, что предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ разграничены. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Причем Конституция РФ закрепляет исключительные полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Все иные полномочия принадлежат субъектам Федерации. Конституция РФ их не перечисляет, а только ограничивается указанием, что "вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти" (ст. 73 Конституции РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимо отметить, что предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ разграничены. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Причем Конституция РФ закрепляет исключительные полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Все иные полномочия принадлежат субъектам Федерации. Конституция РФ их не перечисляет, а только ограничивается указанием, что "вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти" (ст. 73 Конституции РФ).
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Рассмотрим эти правила подробнее.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Рассмотрим эти правила подробнее.
Статья: Основная обязанность депутатов Государственной Думы, проблемы избыточного законотворчества и разъяснений федеральных законов
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, полномочия Российской Федерации и ее субъектов установлены в первых трех главах Конституции Российской Федерации <1>. В основном законодательном акте страны определены вопросы ведения Российской Федерации, вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и полномочия субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72, 73). При этом Конституция Российской Федерации предусматривает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 76).
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, полномочия Российской Федерации и ее субъектов установлены в первых трех главах Конституции Российской Федерации <1>. В основном законодательном акте страны определены вопросы ведения Российской Федерации, вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и полномочия субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72, 73). При этом Конституция Российской Федерации предусматривает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 76).
Статья: Актуальные вопросы взаимодействия органов публичной власти федеральной территории и субъекта Российской Федерации
(Кан К.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Осмысление феномена федеральной территории, его места в системе властных отношений в России невозможно без рассмотрения вопросов взаимодействия данного публично-правового образования с иными публично-правовыми образованиями. Взаимодействие органов федеральной территории "Сириус" и Краснодарского края является одним из важнейших аспектов понимания места федеральной территории в системе публичной власти. Осмысление вопросов взаимодействия федеральной территории и субъекта РФ необходимо и для четкого определения места нового публично-правового образования в системе административно-правовых отношений, поскольку административное и административное процессуальное законодательства отнесены к предмету совместного ведения федерального центра и регионов.
(Кан К.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Осмысление феномена федеральной территории, его места в системе властных отношений в России невозможно без рассмотрения вопросов взаимодействия данного публично-правового образования с иными публично-правовыми образованиями. Взаимодействие органов федеральной территории "Сириус" и Краснодарского края является одним из важнейших аспектов понимания места федеральной территории в системе публичной власти. Осмысление вопросов взаимодействия федеральной территории и субъекта РФ необходимо и для четкого определения места нового публично-правового образования в системе административно-правовых отношений, поскольку административное и административное процессуальное законодательства отнесены к предмету совместного ведения федерального центра и регионов.
Статья: Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Оценка регулирующего воздействия проектов актов, устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, проводится в случае, предусмотренном п. 1(1) Правил.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Оценка регулирующего воздействия проектов актов, устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, проводится в случае, предусмотренном п. 1(1) Правил.
Статья: Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства как новое научное направление исследования
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Из толкования ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" можно сделать вывод о том, что понятия безопасности и национальной безопасности используются законодателем как всеобъемлющие, интегрирующие, включающие безопасность государства, общественную безопасность, экологическую безопасность, безопасность личности, иные виды. Конституционные положения, относящие к ведению Российской Федерации оборону и безопасность (ст. 71), а к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - обеспечение общественной, экологической безопасности (ст. 72), свидетельствуют о том, что в этом случае в одном ряду с понятием обороны находится понятие безопасности либо как интегрирующее (и далее определены исключения из него), либо как обозначающее безопасность государства.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Из толкования ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" можно сделать вывод о том, что понятия безопасности и национальной безопасности используются законодателем как всеобъемлющие, интегрирующие, включающие безопасность государства, общественную безопасность, экологическую безопасность, безопасность личности, иные виды. Конституционные положения, относящие к ведению Российской Федерации оборону и безопасность (ст. 71), а к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - обеспечение общественной, экологической безопасности (ст. 72), свидетельствуют о том, что в этом случае в одном ряду с понятием обороны находится понятие безопасности либо как интегрирующее (и далее определены исключения из него), либо как обозначающее безопасность государства.
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В то же время источником последующих общих решений в построении исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях являлись субординационные начала в отношениях федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в силу ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, согласно которой в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В то же время источником последующих общих решений в построении исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях являлись субординационные начала в отношениях федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в силу ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, согласно которой в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.