Предлагаемые поправки в конституцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Предлагаемые поправки в конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации в контексте поправок к Конституции Российской Федерации
(Киричек Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В настоящей статье проводится анализ предложенных поправок к Конституции Российской Федерации, посвященных Конституционному Суду Российской Федерации, в частности его составу, а также отдельным полномочиям. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны предварительного конституционного контроля по запросу Президента Российской Федерации. Делаются выводы о влиянии Конституционного Суда Российской Федерации на судебную практику за счет провозглашения в Конституции Российской Федерации нормы о признании конституционными актов или отдельных их положений, истолкованных Конституционным Судом Российской Федерации и не подлежащих применению в иной интерпретации; о необходимости закрепления границ осуществления предварительного контроля в рамках исключительно законодательных процедур и полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
(Киричек Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В настоящей статье проводится анализ предложенных поправок к Конституции Российской Федерации, посвященных Конституционному Суду Российской Федерации, в частности его составу, а также отдельным полномочиям. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны предварительного конституционного контроля по запросу Президента Российской Федерации. Делаются выводы о влиянии Конституционного Суда Российской Федерации на судебную практику за счет провозглашения в Конституции Российской Федерации нормы о признании конституционными актов или отдельных их положений, истолкованных Конституционным Судом Российской Федерации и не подлежащих применению в иной интерпретации; о необходимости закрепления границ осуществления предварительного контроля в рамках исключительно законодательных процедур и полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Статья: Конституционная модернизация в странах СНГ: современные тенденции
(Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)<13> Наталья Карпович: предлагаемые поправки в Конституцию расширяют гарантии прав граждан // Солигорский телевизионный канал. URL: https://www.stc-tv.by/obschestvo/102936-natalya-karpovich-predlagaemye-popravki-v-konstitucziyu-rasshiryayut-garantii-prav-grazhdan (дата обращения: 12.06.2024).
(Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)<13> Наталья Карпович: предлагаемые поправки в Конституцию расширяют гарантии прав граждан // Солигорский телевизионный канал. URL: https://www.stc-tv.by/obschestvo/102936-natalya-karpovich-predlagaemye-popravki-v-konstitucziyu-rasshiryayut-garantii-prav-grazhdan (дата обращения: 12.06.2024).
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"Глава II. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(ред. от 13.06.2023)
"О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"Глава II. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о несоответствии проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации он возвращается субъекту права инициативы предложения о поправке к Конституции Российской Федерации, установленному статьей 134 Конституции Российской Федерации, и может быть повторно внесен только при исключении из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о несоответствии проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации он возвращается субъекту права инициативы предложения о поправке к Конституции Российской Федерации, установленному статьей 134 Конституции Российской Федерации, и может быть повторно внесен только при исключении из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Статья: Некоторые проблемы соотношения государственного суверенитета и международного права в контексте новой редакции ст. 79 Конституции Российской Федерации
(Грищенко Т.А., Ляшенко Т.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Что касается третьего критического замечания, то после изучения международного опыта можно с уверенностью говорить, что Российская Федерация не создала никакого международного прецедента. Аналогичные положения можно встретить в конституциях целого ряда стран. В подтверждение данного тезиса можно начать с анализа правовой системы США. Вообще, как отмечали многие аналитики <21>, предложенные поправки в Конституцию РФ соответствовали положениям именно американской модели. Конституция США вообще обходит стороной вопрос о соотношении норм внутреннего и международного права. Это выглядит вполне логичным, учитывая, что она принималась в конце XVIII в., когда такой вопрос не имел практической актуальности. Однако в современных условиях продолжающейся глобализации, с одной стороны, и возрастающего противодействия этому процессу, с другой стороны, вопрос инкорпорации международных норм во внутреннее право как никогда важен. В условиях такого пробела в важнейшем документе страны Конгресс США сам решает, принимать или нет норму, которая противоречит международному договору. При этом, как показывает анализ решений Верховного Суда США, далеко не всегда международные нормы считаются обязательными к применению на территории Америки.
(Грищенко Т.А., Ляшенко Т.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Что касается третьего критического замечания, то после изучения международного опыта можно с уверенностью говорить, что Российская Федерация не создала никакого международного прецедента. Аналогичные положения можно встретить в конституциях целого ряда стран. В подтверждение данного тезиса можно начать с анализа правовой системы США. Вообще, как отмечали многие аналитики <21>, предложенные поправки в Конституцию РФ соответствовали положениям именно американской модели. Конституция США вообще обходит стороной вопрос о соотношении норм внутреннего и международного права. Это выглядит вполне логичным, учитывая, что она принималась в конце XVIII в., когда такой вопрос не имел практической актуальности. Однако в современных условиях продолжающейся глобализации, с одной стороны, и возрастающего противодействия этому процессу, с другой стороны, вопрос инкорпорации международных норм во внутреннее право как никогда важен. В условиях такого пробела в важнейшем документе страны Конгресс США сам решает, принимать или нет норму, которая противоречит международному договору. При этом, как показывает анализ решений Верховного Суда США, далеко не всегда международные нормы считаются обязательными к применению на территории Америки.
Статья: Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в системе институтов непосредственной демократии
(Курячая М.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Вопрос о форме участия многонационального народа России в конституционной реформе был поставлен в Послании Президента РФ палатам Федерального Собрания России. Объявив о начале публичной части работы над поправками к Конституции, В.В. Путин отметил: "Поправки, которые нам предстоит обсуждать, не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а значит, могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона через принятие соответствующих конституционных законов. Вместе с тем, учитывая, что предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Все в конечном счете решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, поселке. Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа" <3>.
(Курячая М.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Вопрос о форме участия многонационального народа России в конституционной реформе был поставлен в Послании Президента РФ палатам Федерального Собрания России. Объявив о начале публичной части работы над поправками к Конституции, В.В. Путин отметил: "Поправки, которые нам предстоит обсуждать, не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а значит, могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона через принятие соответствующих конституционных законов. Вместе с тем, учитывая, что предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Все в конечном счете решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, поселке. Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа" <3>.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> Поправки к Конституции РФ были предложены Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г. и приняты в качестве Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (206 изменений).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> Поправки к Конституции РФ были предложены Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г. и приняты в качестве Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (206 изменений).