Правовой статус военнослужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус военнослужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 19 Конституции РФ"Именно особый правовой статус военнослужащих предполагает реализацию на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих" системы специальных мер правовой и социальной защиты, которые обусловлены особенностями возложенных на них государственно значимых обязанностей, направлены на компенсацию предусмотренных для них ограничений, обеспечивая им государственную поддержку в период службы и после ее окончания. Такая поддержка военнослужащих осуществляется и путем установления для них гарантий жилищного обеспечения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 52-П). При этом принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), гарантируя одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, не исключает различий в их фактическом положении, а также необходимость учета этих различий в законе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 года N 4-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П и др.). Следовательно, установление порядка предоставления жилищных гарантий военнослужащим, как и другим категориям граждан, хотя и относится в силу статьи 40 Конституции Российской Федерации к дискреции законодателя, должно реализовываться не произвольно, а на основании четко определенных в законе критериев с учетом объективно существующих различий в положении соответствующих категорий граждан, а также с соблюдением их правомерных ожиданий и приобретенных на основании закона прав."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Статус военнослужащих" Федерального закона "О статусе военнослужащих""Закрепляя особенности правового статуса военнослужащего и устанавливая соответствующие требования, федеральный законодатель в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил, что лица, проходящие военную службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. С учетом данного законоположения у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, отсутствует безусловное право на досрочное увольнение с военной службы на основании лишь своего свободного волеизъявления, что отличает военную службу как от работы по трудовому договору, так и от иных видов государственной службы и представляет собой важную особенность ее прохождения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 154. Особенности правового положения осужденных военнослужащих
(ред. от 07.04.2025)Статья 154. Особенности правового положения осужденных военнослужащих
Статья: Вопросы эффективности прокурорской деятельности по надзору за исполнением налогового законодательства
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)В Республике Татарстан по иску прокуратуры отменено решение ФНС России о взыскании налоговой задолженности с участника СВО. Прокуратура Авиастроительного района города Казани провела проверку по обращению супруги участника СВО, банковский счет которого арестовали в связи с взысканием налоговой задолженности. В ходе проверки установлено, что решением Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Республике Татарстан с военнослужащего взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогу за счет денежных средств на его счете в банке. На основании указанного решения с банковского счета участника СВО списываются денежные средства. При этом особый правовой статус военнослужащих в силу Конституции РФ обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы. Исходя из системного подхода к применению положений Конституции РФ и федерального законодательства принятие решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, являющегося участником СВО, недопустимо и должно быть приостановлено.
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)В Республике Татарстан по иску прокуратуры отменено решение ФНС России о взыскании налоговой задолженности с участника СВО. Прокуратура Авиастроительного района города Казани провела проверку по обращению супруги участника СВО, банковский счет которого арестовали в связи с взысканием налоговой задолженности. В ходе проверки установлено, что решением Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Республике Татарстан с военнослужащего взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогу за счет денежных средств на его счете в банке. На основании указанного решения с банковского счета участника СВО списываются денежные средства. При этом особый правовой статус военнослужащих в силу Конституции РФ обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы. Исходя из системного подхода к применению положений Конституции РФ и федерального законодательства принятие решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, являющегося участником СВО, недопустимо и должно быть приостановлено.
Статья: Проблема классифицирования правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Научное разграничение правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности приобретает особую актуальность в силу стремительного развития соответствующих общественных отношений. Проследим, насколько обоснованно выделение некоторых таких форм и приравнивание правового статуса отдельных лиц к правовому статусу военнослужащих.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Научное разграничение правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности приобретает особую актуальность в силу стремительного развития соответствующих общественных отношений. Проследим, насколько обоснованно выделение некоторых таких форм и приравнивание правового статуса отдельных лиц к правовому статусу военнослужащих.
Статья: Некоторые вопросы прокурорского надзора за соблюдением прав осужденных, заключивших контракт в период мобилизации
(Чебаненко Ю.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Проблемы правового статуса военнослужащих, заключивших контракт с Министерством обороны РФ, военнослужащих, призванных в период мобилизации, защиты их прав средствами прокурорского надзора поднимаются в работах таких авторов, как Д.Р. Беляева <5>, Д.А. Давудов <6>, Н.Н. Карпов <7>, Н.Н. Трофимов <8>, и некоторых других.
(Чебаненко Ю.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Проблемы правового статуса военнослужащих, заключивших контракт с Министерством обороны РФ, военнослужащих, призванных в период мобилизации, защиты их прав средствами прокурорского надзора поднимаются в работах таких авторов, как Д.Р. Беляева <5>, Д.А. Давудов <6>, Н.Н. Карпов <7>, Н.Н. Трофимов <8>, и некоторых других.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в ред. от 28.06.2016) <1> дано разъяснения о том, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Нормы гл. 22 КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. Данные признаки позволяют отнести любой спор между указанными субъектами публичной власти как связанный с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей к административному (публичному) правовому спору. Так, к делам, возникающим из публичных правоотношений, судебная практика относит споры военнослужащих, в отношении которых принято решение, содержащее властное волеизъявление должностных лиц воинских частей, влекущее возникновение, изменение, прекращение субъективных прав, защита которых обеспечивается способами защиты, аналогичными предусмотренным в ст. 12 ГК РФ, например взысканием денежного довольствия, восстановлением нарушенных прав, связанных с предоставлением жилья и социальной поддержки <2>. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите в порядке, который соответствует делам, возникающим из публичных правоотношений. При этом КС РФ исходит из того, что право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие) по своей природе относится к имущественным правам, является формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы. Военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, которая представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Этим обуславливаются правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих. Поэтому субъективные права и обязанности, возникающие при реализации права на труд военнослужащих, носят публично-правовой характер, соответствующий публичным правоотношениям. Механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего в связи с получением денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу обеспечивается производством по делам, возникающим из публичных правоотношений, обеспечивающим справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства, основанный на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией РФ, в том числе ее ст. 8, 35, 37, 45, 46, 55 и 59 <3>. Указанный подход нашел отражение в разъяснениях, изложенных в п. 5 Постановления ВС РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" <4>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в ред. от 28.06.2016) <1> дано разъяснения о том, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Нормы гл. 22 КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. Данные признаки позволяют отнести любой спор между указанными субъектами публичной власти как связанный с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей к административному (публичному) правовому спору. Так, к делам, возникающим из публичных правоотношений, судебная практика относит споры военнослужащих, в отношении которых принято решение, содержащее властное волеизъявление должностных лиц воинских частей, влекущее возникновение, изменение, прекращение субъективных прав, защита которых обеспечивается способами защиты, аналогичными предусмотренным в ст. 12 ГК РФ, например взысканием денежного довольствия, восстановлением нарушенных прав, связанных с предоставлением жилья и социальной поддержки <2>. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите в порядке, который соответствует делам, возникающим из публичных правоотношений. При этом КС РФ исходит из того, что право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие) по своей природе относится к имущественным правам, является формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы. Военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, которая представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Этим обуславливаются правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих. Поэтому субъективные права и обязанности, возникающие при реализации права на труд военнослужащих, носят публично-правовой характер, соответствующий публичным правоотношениям. Механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего в связи с получением денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу обеспечивается производством по делам, возникающим из публичных правоотношений, обеспечивающим справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства, основанный на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией РФ, в том числе ее ст. 8, 35, 37, 45, 46, 55 и 59 <3>. Указанный подход нашел отражение в разъяснениях, изложенных в п. 5 Постановления ВС РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" <4>.
Статья: Льготы участникам СВО и членам их семей
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 8)Первое, с чего стоит начать анализ льгот, - это определение правового статуса их субъектов. Призванные на военную службу по мобилизации получили статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту <1>. Поэтому они могут воспользоваться всеми льготами, предусмотренными Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих). Например, правом на бесплатный проезд в общественном транспорте, государственное страхование жизни и здоровья, приобретение путевок в санатории Минобороны России и пр. Кстати, добровольцы получили соответствующий статус немного позже - с 04.11.2022 <2>, причем распространяется он на тех, кто вступил в ряды добровольческих формирований с 24.02.2022 <3>.
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 8)Первое, с чего стоит начать анализ льгот, - это определение правового статуса их субъектов. Призванные на военную службу по мобилизации получили статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту <1>. Поэтому они могут воспользоваться всеми льготами, предусмотренными Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих). Например, правом на бесплатный проезд в общественном транспорте, государственное страхование жизни и здоровья, приобретение путевок в санатории Минобороны России и пр. Кстати, добровольцы получили соответствующий статус немного позже - с 04.11.2022 <2>, причем распространяется он на тех, кто вступил в ряды добровольческих формирований с 24.02.2022 <3>.
Статья: Понятие и элементы правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)Сущность и основные проявления правового положения личности могут быть раскрыты путем рассмотрения опорных категорий (правового статуса, гражданства, правосубъектности, юридических гарантий, принципов) через их понятийные ряды [3, с. 175 - 176; 8, с. 14]. Некоторые ученые отождествляют понятия правового статуса и правового положения военнослужащего [2], гражданина как субъекта правоотношений в области обеспечения национальной безопасности [14]. П.И. Романов ссылался на необоснованность институализации правового статуса военнослужащих [15, с. 25] в силу их полноправия как граждан и равноправия граждан. Одни ученые выделяют в правовом статусе военнослужащего права, обязанности, гарантии, ответственность [2; 26], другие, не указывая гарантий, называют запреты, льготы (преимущества), компенсации, стимулы [20]. Исходя из толкования ст. 59 и 62 Конституции РФ, изложенного Б.С. Эбзеевым [24, с. 327; 25, с. 513 - 514], гражданство является элементом специального правового статуса граждан - субъектов данных правоотношений.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)Сущность и основные проявления правового положения личности могут быть раскрыты путем рассмотрения опорных категорий (правового статуса, гражданства, правосубъектности, юридических гарантий, принципов) через их понятийные ряды [3, с. 175 - 176; 8, с. 14]. Некоторые ученые отождествляют понятия правового статуса и правового положения военнослужащего [2], гражданина как субъекта правоотношений в области обеспечения национальной безопасности [14]. П.И. Романов ссылался на необоснованность институализации правового статуса военнослужащих [15, с. 25] в силу их полноправия как граждан и равноправия граждан. Одни ученые выделяют в правовом статусе военнослужащего права, обязанности, гарантии, ответственность [2; 26], другие, не указывая гарантий, называют запреты, льготы (преимущества), компенсации, стимулы [20]. Исходя из толкования ст. 59 и 62 Конституции РФ, изложенного Б.С. Эбзеевым [24, с. 327; 25, с. 513 - 514], гражданство является элементом специального правового статуса граждан - субъектов данных правоотношений.
Статья: Наделение военнослужащего статусом материально ответственного лица: порядок и правовые последствия
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Понятие материально ответственного лица в военном законодательстве. Рассматриваемое нами понятие часто используется в нормативных правовых актах о войсковом (корабельном) хозяйстве, вещевом и иных видах материального обеспечения военнослужащих <1>. Однако легальной дефиниции указанного понятия нет. Его содержание можно сформулировать только с помощью анализа положений Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ (далее - Закон о материальной ответственности военнослужащих) и приказов различных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. Заметим, что последняя группа нормативных правовых актов довольно обширна. Кроме того, порядок наделения военнослужащих статусом материально ответственных лиц, как и содержание их служебных обязанностей, может сильно различаться в зависимости от ведомства, в котором эти лица проходят военную службу. Данные обстоятельства серьезно усложняют определение правового статуса военнослужащего как материально ответственного лица. Причем в рамках не только научного исследования, но и практической деятельности самого материально ответственного лица.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Понятие материально ответственного лица в военном законодательстве. Рассматриваемое нами понятие часто используется в нормативных правовых актах о войсковом (корабельном) хозяйстве, вещевом и иных видах материального обеспечения военнослужащих <1>. Однако легальной дефиниции указанного понятия нет. Его содержание можно сформулировать только с помощью анализа положений Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ (далее - Закон о материальной ответственности военнослужащих) и приказов различных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. Заметим, что последняя группа нормативных правовых актов довольно обширна. Кроме того, порядок наделения военнослужащих статусом материально ответственных лиц, как и содержание их служебных обязанностей, может сильно различаться в зависимости от ведомства, в котором эти лица проходят военную службу. Данные обстоятельства серьезно усложняют определение правового статуса военнослужащего как материально ответственного лица. Причем в рамках не только научного исследования, но и практической деятельности самого материально ответственного лица.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Индивидуализация административной ответственности означает привлечение к административной ответственности того физического или юридического лица, которое непосредственно совершило противоправное действие (бездействие), квалифицируемое в качестве административного правонарушения, с учетом его индивидуальных и специально-правовых характеристик (возраста, состояния здоровья, особенностей правового статуса, например, статуса военнослужащего, субъекта малого и среднего предпринимательства), принимаемых во внимание при назначении административного наказания.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Индивидуализация административной ответственности означает привлечение к административной ответственности того физического или юридического лица, которое непосредственно совершило противоправное действие (бездействие), квалифицируемое в качестве административного правонарушения, с учетом его индивидуальных и специально-правовых характеристик (возраста, состояния здоровья, особенностей правового статуса, например, статуса военнослужащего, субъекта малого и среднего предпринимательства), принимаемых во внимание при назначении административного наказания.
Ситуация: Кому выдается военный билет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военный билет такого вида является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для гражданина, пребывающего в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности. По общему правилу он выдается военными комиссариатами муниципальных образований по месту жительства или пребывания (на срок более трех месяцев) гражданина (п. 2 ст. 8 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; п. п. 10, 15 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военный билет такого вида является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для гражданина, пребывающего в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности. По общему правилу он выдается военными комиссариатами муниципальных образований по месту жительства или пребывания (на срок более трех месяцев) гражданина (п. 2 ст. 8 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; п. п. 10, 15 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700).