Правовой статус государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая
Статья: Органы публичной власти как субъекты антимонопольного правонарушения и ответственности за его совершение
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)В статье автор анализирует правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов антимонопольных правонарушений и как субъектов ответственности за их совершение. Большее внимание при проведении анализа автор уделяет административной ответственности.
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)В статье автор анализирует правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов антимонопольных правонарушений и как субъектов ответственности за их совершение. Большее внимание при проведении анализа автор уделяет административной ответственности.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Соотношение систематизации законодательства и кодификации права в теоретико-историческом измерении
(Шатковская Т.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)В группу кодифицированных актов советскими юристами включены кодексы (призваны регламентировать комплексные сферы общественных отношений, обеспечивая согласованную упорядоченность взаимодействия и практическую реализацию норм различных отраслей и областей права), основы (акт, объединяющий общеобязательные для всей страны правовые положения, на основе и во исполнение которых союзные республики принимали свои кодексы <37>), основные начала, положения (предназначены для регламентации правового статуса государственных органов, учреждений, организаций <38>), уставы (комплексные нормативные акты, регламентирующие правовое положение, структуру и полномочия отдельных органов и организаций, а также формы государственной деятельности как на общесоюзном (Устав внутреннего водного транспорта СССР <39>), так и на республиканском уровне (например, Устав автомобильного транспорта РСФСР <40>)).
(Шатковская Т.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)В группу кодифицированных актов советскими юристами включены кодексы (призваны регламентировать комплексные сферы общественных отношений, обеспечивая согласованную упорядоченность взаимодействия и практическую реализацию норм различных отраслей и областей права), основы (акт, объединяющий общеобязательные для всей страны правовые положения, на основе и во исполнение которых союзные республики принимали свои кодексы <37>), основные начала, положения (предназначены для регламентации правового статуса государственных органов, учреждений, организаций <38>), уставы (комплексные нормативные акты, регламентирующие правовое положение, структуру и полномочия отдельных органов и организаций, а также формы государственной деятельности как на общесоюзном (Устав внутреннего водного транспорта СССР <39>), так и на республиканском уровне (например, Устав автомобильного транспорта РСФСР <40>)).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Выше уже рассматривалась необходимость реализации органом государственной власти своих полномочий при соблюдении принципа баланса публичных и частных интересов, несмотря на отсутствие прямого закрепления указанного принципа в нормативном правовом акте, посвященном функциям, задачам, компетенции и определению правового статуса данного государственного органа. В частности, был проанализирован пример принятия Министерством энергетики РФ решения о выводе через два года из эксплуатации линий электропередачи (сетей) в одном из регионов страны по заявлению их владельца, что несло негативные последствия в виде причинения убытков генерирующей компании и ущемляло интересы местного населения, страдающего от дефицита электроэнергии в регионе местонахождения сетей. Однако следует специально отметить то, что принцип баланса публичных и частных интересов также служит ограничению широты государственного усмотрения, т.е. из данного принципа можно вывести рамки осуществления государственным органом своей компетенции или, другими словами, сузить широту усмотрения государственного органа по поводу толкования собственной компетенции.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Выше уже рассматривалась необходимость реализации органом государственной власти своих полномочий при соблюдении принципа баланса публичных и частных интересов, несмотря на отсутствие прямого закрепления указанного принципа в нормативном правовом акте, посвященном функциям, задачам, компетенции и определению правового статуса данного государственного органа. В частности, был проанализирован пример принятия Министерством энергетики РФ решения о выводе через два года из эксплуатации линий электропередачи (сетей) в одном из регионов страны по заявлению их владельца, что несло негативные последствия в виде причинения убытков генерирующей компании и ущемляло интересы местного населения, страдающего от дефицита электроэнергии в регионе местонахождения сетей. Однако следует специально отметить то, что принцип баланса публичных и частных интересов также служит ограничению широты государственного усмотрения, т.е. из данного принципа можно вывести рамки осуществления государственным органом своей компетенции или, другими словами, сузить широту усмотрения государственного органа по поводу толкования собственной компетенции.
Статья: К вопросу об уплате государственной пошлины органами публичной власти как юридическими лицами (участниками гражданского оборота) при обращении в арбитражные суды
(Попов А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)<1> См., например: Осипов А.А. Гражданско-правовой статус органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2016; Голубцов В.Г. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных органов // Журнал российского права. 2006. N 6 (114). С. 58 - 68; Рудакова В.Д. Гражданско-правовой статус государственных органов и органов государственной власти // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. N 10 (14). С. 107 - 115.
(Попов А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)<1> См., например: Осипов А.А. Гражданско-правовой статус органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2016; Голубцов В.Г. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных органов // Журнал российского права. 2006. N 6 (114). С. 58 - 68; Рудакова В.Д. Гражданско-правовой статус государственных органов и органов государственной власти // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. N 10 (14). С. 107 - 115.
Статья: К проблеме защиты интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений
(Михайлова Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<15> Рудакова В.Д. Гражданско-правовой статус государственных органов и органов государственной власти // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2015. N 10. С. 107 - 113.
(Михайлова Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<15> Рудакова В.Д. Гражданско-правовой статус государственных органов и органов государственной власти // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2015. N 10. С. 107 - 113.
Статья: Некоторые вопросы участия публичных образований в арбитражном процессе России
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Таких примеров на практике много, и они говорят о том, как важно суду сразу определить, затронуты в деле интересы самого публично-правового образования или его органа. Некоторые исследователи полагают, что собственного интереса у государственного органа быть не может: "Если исходить из того, что полномочиями этими государственный орган наделен государством, учредившим его, то и владеет и пользуется имуществом госорган в конечном итоге не в своем интересе, а в интересе своего создателя - государства" <16>. Другие, напротив, считают, что собственный интерес государственного органа и является публичным: "Выражаясь в функциях административного органа, в судебном административном процессе публичный интерес предстает как его собственный материально-правовой интерес, который этот орган обязан обеспечивать и защищать от любого рода посягательств" <17>. Представляется, что проблема правового статуса государственного органа нуждается в дальнейшей научной проработке.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Таких примеров на практике много, и они говорят о том, как важно суду сразу определить, затронуты в деле интересы самого публично-правового образования или его органа. Некоторые исследователи полагают, что собственного интереса у государственного органа быть не может: "Если исходить из того, что полномочиями этими государственный орган наделен государством, учредившим его, то и владеет и пользуется имуществом госорган в конечном итоге не в своем интересе, а в интересе своего создателя - государства" <16>. Другие, напротив, считают, что собственный интерес государственного органа и является публичным: "Выражаясь в функциях административного органа, в судебном административном процессе публичный интерес предстает как его собственный материально-правовой интерес, который этот орган обязан обеспечивать и защищать от любого рода посягательств" <17>. Представляется, что проблема правового статуса государственного органа нуждается в дальнейшей научной проработке.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Анализ полномочий, целей и задач государственного органа проводится на основе изучения нормативного правового акта, которым утверждено положение о государственном органе, а также иных документов, устанавливающих его актуальные цели и задачи, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу, для реализации которых требуются кадровые ресурсы.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Анализ полномочий, целей и задач государственного органа проводится на основе изучения нормативного правового акта, которым утверждено положение о государственном органе, а также иных документов, устанавливающих его актуальные цели и задачи, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу, для реализации которых требуются кадровые ресурсы.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<99> См.: Зенков М.Ю. Трансформация правового статуса государственных органов в период административной реформы // http://www.podelise.ru/docs/55620/index-802.html.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<99> См.: Зенков М.Ю. Трансформация правового статуса государственных органов в период административной реформы // http://www.podelise.ru/docs/55620/index-802.html.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Известно, что вопрос об определении понятия "государственный орган" и его признаках является дискуссионным в отечественной правовой доктрине. Вместе с тем представляется, что структурное подразделение определенного государственного органа в конституционно-правовом смысле этого термина в силу наделения его компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, принятию определенных правовых актов приобретает статус государственного органа в смысле, который вкладывается в соответствующее понятие в нормах процессуального и процедурного законодательства (см., например, ст. 23.25 КоАП РФ).
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Известно, что вопрос об определении понятия "государственный орган" и его признаках является дискуссионным в отечественной правовой доктрине. Вместе с тем представляется, что структурное подразделение определенного государственного органа в конституционно-правовом смысле этого термина в силу наделения его компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, принятию определенных правовых актов приобретает статус государственного органа в смысле, который вкладывается в соответствующее понятие в нормах процессуального и процедурного законодательства (см., например, ст. 23.25 КоАП РФ).
Готовое решение: Какой правовой статус у документов с пометкой "Для служебного пользования"
(КонсультантПлюс, 2025)правовые акты, устанавливающие статус госорганов, организаций, общественных объединений;
(КонсультантПлюс, 2025)правовые акты, устанавливающие статус госорганов, организаций, общественных объединений;
Статья: К вопросу об административно-правовом статусе должностных лиц мобильных групп таможенных органов
(Шорохова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Безусловно, цели и задачи должностных лиц прямо предопределены целевыми ориентирами деятельности органов государственной власти, наделивших их соответствующими полномочиями. Поэтому административно-правовой статус должностного лица напрямую зависит от общего административно-правового статуса государственного органа, в котором он проходит службу.
(Шорохова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Безусловно, цели и задачи должностных лиц прямо предопределены целевыми ориентирами деятельности органов государственной власти, наделивших их соответствующими полномочиями. Поэтому административно-правовой статус должностного лица напрямую зависит от общего административно-правового статуса государственного органа, в котором он проходит службу.