Правовой статус безработного
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус безработного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Каков правовой статус безработных?
Статья: Еще раз о новом Трудовом кодексе РФ
(Куренной А.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)В проект включен правовой статус безработного, прописаны его права и гарантии. Но эти вопросы тоже не входят в предмет трудового права, это предмет права занятости и трудоустройства.
(Куренной А.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)В проект включен правовой статус безработного, прописаны его права и гарантии. Но эти вопросы тоже не входят в предмет трудового права, это предмет права занятости и трудоустройства.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"Поскольку граждане предпенсионного возраста, признанные безработными до 1 января 2019 года, равно как и относящиеся к той же категории лица, признанные безработными после указанной даты, фактически находятся в одинаковой жизненной ситуации, обусловленной утратой работы и заработка (трудового дохода), и в одинаковой мере испытывают трудности в поиске новой работы, обусловленные главным образом достижением ими указанного возраста, они - в силу принципов справедливости и равенства (преамбула; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) - должны находиться и в равном правовом положении как субъекты права на защиту от безработицы и права на социальное обеспечение в связи с безработицей (статья 37, часть 3; статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"Поскольку граждане предпенсионного возраста, признанные безработными до 1 января 2019 года, равно как и относящиеся к той же категории лица, признанные безработными после указанной даты, фактически находятся в одинаковой жизненной ситуации, обусловленной утратой работы и заработка (трудового дохода), и в одинаковой мере испытывают трудности в поиске новой работы, обусловленные главным образом достижением ими указанного возраста, они - в силу принципов справедливости и равенства (преамбула; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) - должны находиться и в равном правовом положении как субъекты права на защиту от безработицы и права на социальное обеспечение в связи с безработицей (статья 37, часть 3; статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 N 11-П
"По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина"Тем самым федеральный законодатель обязан дополнять правовой статус работника (лица, работающего по трудовому договору) гарантиями его социальной защиты, в том числе на случай безработицы.
"По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина"Тем самым федеральный законодатель обязан дополнять правовой статус работника (лица, работающего по трудовому договору) гарантиями его социальной защиты, в том числе на случай безработицы.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Ситуация в отношении правового статуса водителей, осуществляющих услуги перевозки в такси через онлайн-платформы в США, различается в разных штатах и также связана с существенным количеством судебных разбирательств. В штате Нью-Йорк в 2017 г. по итогам судебных разбирательств <1> водители "Убер" были признаны работниками для целей социального обеспечения на случай безработицы, в результате чего на них распространялись соответствующие социальные гарантии. При рассмотрении жалобы "Убер" в Нью-Йоркской апелляционной комиссии по вопросам страхования безработицы статус работников "Убер" был подтвержден. Аргументация этого органа <2> была основана на том, что указание на статус подрядчика в договоре между водителем и "Убер" не соответствует действительности, а "Убер" фактически является транспортной компанией, которая обладает существенным контролем над своими работниками, в отличие от влияния "на расстоянии вытянутой руки", характерного для отношений с подрядчиками. В частности, Комиссия приняла во внимание те факты, что водитель не знал о пункте назначения пассажира до того момента, пока пассажир не садился в автомобиль; "Убер" предъявлял технические требования к автомобилям; водители были ключевой основой бизнес-модели "Убер", кроме того, "Убер" держал пул водителей на случай, если какой-то водитель отказывался от работы, чтобы такой отказ не отражался негативно на оказании услуг; "Убер" предпринимал шаги к наблюдению за поведением водителей, устанавливал правила поведения и применял санкции вплоть до отключения от платформы и т.д. Указанные обстоятельства привели Комиссию к выводу, что водители "Убер" не являются независимыми подрядчиками по смыслу закона штата Нью-Йорк о равной оплате в производственной промышленности 2010 г. <3>.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Ситуация в отношении правового статуса водителей, осуществляющих услуги перевозки в такси через онлайн-платформы в США, различается в разных штатах и также связана с существенным количеством судебных разбирательств. В штате Нью-Йорк в 2017 г. по итогам судебных разбирательств <1> водители "Убер" были признаны работниками для целей социального обеспечения на случай безработицы, в результате чего на них распространялись соответствующие социальные гарантии. При рассмотрении жалобы "Убер" в Нью-Йоркской апелляционной комиссии по вопросам страхования безработицы статус работников "Убер" был подтвержден. Аргументация этого органа <2> была основана на том, что указание на статус подрядчика в договоре между водителем и "Убер" не соответствует действительности, а "Убер" фактически является транспортной компанией, которая обладает существенным контролем над своими работниками, в отличие от влияния "на расстоянии вытянутой руки", характерного для отношений с подрядчиками. В частности, Комиссия приняла во внимание те факты, что водитель не знал о пункте назначения пассажира до того момента, пока пассажир не садился в автомобиль; "Убер" предъявлял технические требования к автомобилям; водители были ключевой основой бизнес-модели "Убер", кроме того, "Убер" держал пул водителей на случай, если какой-то водитель отказывался от работы, чтобы такой отказ не отражался негативно на оказании услуг; "Убер" предпринимал шаги к наблюдению за поведением водителей, устанавливал правила поведения и применял санкции вплоть до отключения от платформы и т.д. Указанные обстоятельства привели Комиссию к выводу, что водители "Убер" не являются независимыми подрядчиками по смыслу закона штата Нью-Йорк о равной оплате в производственной промышленности 2010 г. <3>.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Так, в Португалии в 1998 году появляется Закон о кооперативах общественной солидарности (англ. Social solidarity cooperative), 1999 год - Греция, Закон о социальных кооперативах с ограниченной ответственностью (англ. Limited Liability Social Cooperatives, KoiSPE), 2001 год - во французском законодательстве легализуется понятие "кооперативное общество с коллективными интересами" , 2003 год - Финляндия, Закон о социальных предприятиях (англ. Social enterprise). Законом Финляндии было предусмотрено, что участие в социальном предприятии не влечет уменьшение пособия по безработице <436>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Так, в Португалии в 1998 году появляется Закон о кооперативах общественной солидарности (англ. Social solidarity cooperative), 1999 год - Греция, Закон о социальных кооперативах с ограниченной ответственностью (англ. Limited Liability Social Cooperatives, KoiSPE), 2001 год - во французском законодательстве легализуется понятие "кооперативное общество с коллективными интересами" , 2003 год - Финляндия, Закон о социальных предприятиях (англ. Social enterprise). Законом Финляндии было предусмотрено, что участие в социальном предприятии не влечет уменьшение пособия по безработице <436>.
Статья: Права граждан в сфере труда и занятости в Российской Федерации: современное прочтение
(Осетров С.А.)
("Российский судья", 2025, N 10)Статья 37 Конституции России закрепляет права граждан в сфере труда и занятости, в основе которых принципы свободы труда и государственной защиты от безработицы.
(Осетров С.А.)
("Российский судья", 2025, N 10)Статья 37 Конституции России закрепляет права граждан в сфере труда и занятости, в основе которых принципы свободы труда и государственной защиты от безработицы.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением неработающих членов семей высококвалифицированных специалистов, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", работающие по трудовому договору.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением неработающих членов семей высококвалифицированных специалистов, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", работающие по трудовому договору.
Статья: Судебная практика по спорам о взыскании незаконно полученного пособия по безработице
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционный Суд РФ в Определении от 27.02.2024 N 327-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цивилева Андрея Станиславовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" указал, что самостоятельная экономическая (профессиональная) деятельность, осуществляемая гражданином индивидуально на основе свободного выбора ее сферы, влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Гражданин, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, самостоятельно принимает на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого он несет риск неэффективности экономической деятельности. Законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная гражданином и самостоятельно осуществляемая экономическая (профессиональная) деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты от безработицы.
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционный Суд РФ в Определении от 27.02.2024 N 327-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цивилева Андрея Станиславовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" указал, что самостоятельная экономическая (профессиональная) деятельность, осуществляемая гражданином индивидуально на основе свободного выбора ее сферы, влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Гражданин, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, самостоятельно принимает на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого он несет риск неэффективности экономической деятельности. Законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная гражданином и самостоятельно осуществляемая экономическая (профессиональная) деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты от безработицы.
Статья: Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Однако необходимо отметить, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, находятся в неравном положении, хотя и отнесены к одной возрастной группе, пребывая в возрасте 18 - 23 лет. В качестве критериев разграничения правового положения данных лиц при предоставлении дополнительных гарантий в сфере труда и социальной защиты от безработицы выступают возраст, в котором они потеряли родителей (единственного родителя), и факт их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки. Если сиротство наступило до достижения 18-летия, эти лица могут быть отнесены к категории детей-сирот безотносительно к тому, проходят ли они обучение. Если же они стали сиротами после наступления совершеннолетия, то право на получение дополнительных гарантий в сфере трудоустройства и социальной защиты от безработицы возникает лишь при условии их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки. Таким образом, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся, например, в 19 лет в органы службы занятости как впервые ищущие работу, в случае признания их безработными будут получать пособие по безработице в повышенном размере в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 159-ФЗ. В то же время лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, прекратившие учебу и обратившиеся в органы службы занятости также в 19 лет, будут получать пособие по безработице на общих основаниях. Аналогичная ситуация имеет место и при предоставлении дополнительных гарантий, связанных с увольнением из организаций по причине их ликвидации, сокращения численности или штата.
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Однако необходимо отметить, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, находятся в неравном положении, хотя и отнесены к одной возрастной группе, пребывая в возрасте 18 - 23 лет. В качестве критериев разграничения правового положения данных лиц при предоставлении дополнительных гарантий в сфере труда и социальной защиты от безработицы выступают возраст, в котором они потеряли родителей (единственного родителя), и факт их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки. Если сиротство наступило до достижения 18-летия, эти лица могут быть отнесены к категории детей-сирот безотносительно к тому, проходят ли они обучение. Если же они стали сиротами после наступления совершеннолетия, то право на получение дополнительных гарантий в сфере трудоустройства и социальной защиты от безработицы возникает лишь при условии их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки. Таким образом, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся, например, в 19 лет в органы службы занятости как впервые ищущие работу, в случае признания их безработными будут получать пособие по безработице в повышенном размере в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 159-ФЗ. В то же время лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, прекратившие учебу и обратившиеся в органы службы занятости также в 19 лет, будут получать пособие по безработице на общих основаниях. Аналогичная ситуация имеет место и при предоставлении дополнительных гарантий, связанных с увольнением из организаций по причине их ликвидации, сокращения численности или штата.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Подтверждением того, что указанную особенность современных систем оплаты труда начали учитывать при разработке нормативных правовых актов, являются, например, положения п. 10 Порядка исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице (утвержден Приказом Минтруда России от 13.02.2024 N 57н): если в расчетном периоде и ранее, а также в месяце увольнения работник не имел фактически отработанных дней и начисленных за эти дни выплат, то средний заработок определяется путем суммирования установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада), надбавок и доплат к тарифной ставке, окладу (должностному окладу), компенсационных выплат, в том числе выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), а также стимулирующих выплат, за исключением выплат премиального характера.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Подтверждением того, что указанную особенность современных систем оплаты труда начали учитывать при разработке нормативных правовых актов, являются, например, положения п. 10 Порядка исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице (утвержден Приказом Минтруда России от 13.02.2024 N 57н): если в расчетном периоде и ранее, а также в месяце увольнения работник не имел фактически отработанных дней и начисленных за эти дни выплат, то средний заработок определяется путем суммирования установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада), надбавок и доплат к тарифной ставке, окладу (должностному окладу), компенсационных выплат, в том числе выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), а также стимулирующих выплат, за исключением выплат премиального характера.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
Статья: Российская система социального обеспечения при изменении структуры занятости населения: проблемы правового регулирования
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Однако не стоит забывать, что программы государственной социальной помощи могут провоцировать иждивенческие настроения в обществе, хотя условием предоставления выплат является подтверждение наличия дохода либо определенного правового статуса (например, безработного), что в определенной степени способствует их легализации.
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Однако не стоит забывать, что программы государственной социальной помощи могут провоцировать иждивенческие настроения в обществе, хотя условием предоставления выплат является подтверждение наличия дохода либо определенного правового статуса (например, безработного), что в определенной степени способствует их легализации.
Статья: Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)5. Пашков А.С. Правовой статус безработного / А.С. Пашков, Е.В. Магницкая // Правоведение. 1993. N 2. С. 25 - 35.
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)5. Пашков А.С. Правовой статус безработного / А.С. Пашков, Е.В. Магницкая // Правоведение. 1993. N 2. С. 25 - 35.