Правовой минимум военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой минимум военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взыскание необоснованно выплаченного денежного довольствия: решение проблем посредством конституционного правосудия
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Сама по себе общая обязанность военнослужащего строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), безусловно, предполагает знание каждым военнослужащим нормативных правовых актов Российской Федерации, но лишь в объеме установленного для данной категории военнослужащих правового минимума (ст. 77, 83 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), т.е. в пределах, необходимых в первую очередь для осуществления служебной деятельности самого военнослужащего (с учетом его должностных обязанностей и сферы приложения его воинского труда).
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Сама по себе общая обязанность военнослужащего строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), безусловно, предполагает знание каждым военнослужащим нормативных правовых актов Российской Федерации, но лишь в объеме установленного для данной категории военнослужащих правового минимума (ст. 77, 83 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), т.е. в пределах, необходимых в первую очередь для осуществления служебной деятельности самого военнослужащего (с учетом его должностных обязанностей и сферы приложения его воинского труда).
Статья: Влияние конституционной реформы 2020 г. на деятельность Главы государства и Правительства Российской Федерации по государственному управлению в сфере здравоохранения
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Третья группа полномочий Президента РФ в сфере здравоохранения - регулирование особенностей труда медицинских работников <16>. Заметим, что состав медицинских работников неоднороден с точки зрения их административно-правового статуса. Как минимум в отдельную группу выделяются медицинские работники - военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, чей статус определяется законодательством о государственной службе.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Третья группа полномочий Президента РФ в сфере здравоохранения - регулирование особенностей труда медицинских работников <16>. Заметим, что состав медицинских работников неоднороден с точки зрения их административно-правового статуса. Как минимум в отдельную группу выделяются медицинские работники - военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, чей статус определяется законодательством о государственной службе.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")знать нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного гуманитарного права в пределах установленного для солдат (матросов) правового минимума, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил - участника боевых действий, а также соответствующие международно признанным средствам опознавания знаки различия и сигналы;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")знать нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного гуманитарного права в пределах установленного для солдат (матросов) правового минимума, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил - участника боевых действий, а также соответствующие международно признанным средствам опознавания знаки различия и сигналы;
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.01.2022 N 1-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьмина и Г.Т. Умарсаидова"4.2. Сама по себе общая обязанность военнослужащего строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации (абзац третий части первой статьи 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; статья 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), безусловно, предполагает знание каждым военнослужащим нормативных правовых актов Российской Федерации, но лишь в объеме установленного для данной категории военнослужащих правового минимума (статьи 77, 83 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), т.е. в пределах, необходимых, в первую очередь, для осуществления служебной деятельности самого военнослужащего (с учетом его должностных обязанностей и сферы приложения его воинского труда).
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьмина и Г.Т. Умарсаидова"4.2. Сама по себе общая обязанность военнослужащего строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации (абзац третий части первой статьи 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; статья 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), безусловно, предполагает знание каждым военнослужащим нормативных правовых актов Российской Федерации, но лишь в объеме установленного для данной категории военнослужащих правового минимума (статьи 77, 83 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), т.е. в пределах, необходимых, в первую очередь, для осуществления служебной деятельности самого военнослужащего (с учетом его должностных обязанностей и сферы приложения его воинского труда).
Статья: Проблемные аспекты процессуального порядка возбуждения уголовных дел по статье 337 УК РФ
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Таким образом, на основании данного образца можно сделать вполне обоснованный вывод, что для возбуждения уголовного дела достаточно только наличия сроков отсутствия военнослужащего в части или на месте службы, а обстоятельства, послужившие причиной такого отсутствия, являются второстепенными.
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Таким образом, на основании данного образца можно сделать вполне обоснованный вывод, что для возбуждения уголовного дела достаточно только наличия сроков отсутствия военнослужащего в части или на месте службы, а обстоятельства, послужившие причиной такого отсутствия, являются второстепенными.
Статья: Новации законодательного регулирования жилищного обеспечения военнослужащих
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)Введены положения, не распространяющие на военнослужащих действие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, ограничивающих право постановки на жилищный учет (п. 20 ст. 15 Закона).
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)Введены положения, не распространяющие на военнослужащих действие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, ограничивающих право постановки на жилищный учет (п. 20 ст. 15 Закона).
Статья: О некоторых вопросах осуществления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплаты надбавки за особые достижения в службе (надбавка за выполнение спортивного разряда)
(Красиков С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Таким образом, минимальный срок получения военнослужащим сведений, позволяющих ему претендовать на установление соответствующего размера надбавки, составляет 2 месяца 15 дней с даты направления заявления о присвоении спортивного разряда.
(Красиков С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Таким образом, минимальный срок получения военнослужащим сведений, позволяющих ему претендовать на установление соответствующего размера надбавки, составляет 2 месяца 15 дней с даты направления заявления о присвоении спортивного разряда.
Статья: Статус судей в мирное время: дефиниция, юридическая конструкция, объем понятия и его содержание
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 4)Подобный подход законодатель не воспринимает. В тех случаях, когда требуется множественность статусов субъектов правоотношений, это недвусмысленно фиксируется в законе. Например, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ в двух первых статьях анонсирует множественность статусов военнослужащих, перечисляя граждан, его имеющих (в первом приближении 11 категорий граждан). Здесь же приводится список правовых источников регулирования статуса военнослужащих. Такими источниками, помимо названного Закона, являются федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 4)Подобный подход законодатель не воспринимает. В тех случаях, когда требуется множественность статусов субъектов правоотношений, это недвусмысленно фиксируется в законе. Например, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ в двух первых статьях анонсирует множественность статусов военнослужащих, перечисляя граждан, его имеющих (в первом приближении 11 категорий граждан). Здесь же приводится список правовых источников регулирования статуса военнослужащих. Такими источниками, помимо названного Закона, являются федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья: Специфика применения положений института необходимой обороны в деятельности военнослужащих
(Меркурьев В.В., Тараканов И.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 8)На это обращается внимание в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. N 19: "Сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы".
(Меркурьев В.В., Тараканов И.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 8)На это обращается внимание в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. N 19: "Сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы".
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Дальнейшее совершенствование правового механизма установления размера пособия по безработице также осуществлялось в направлении обеспечения равенства прав безработных граждан.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Дальнейшее совершенствование правового механизма установления размера пособия по безработице также осуществлялось в направлении обеспечения равенства прав безработных граждан.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Механизм уведомления представителя нанимателя (работодателя) является не чем иным, как средством внутреннего контроля и противодействия коррупции в государственном органе. Получатель уведомления - это государственный служащий того же ведомства, в котором проходит службу уведомитель, являющийся, по смыслу механизма уведомления, руководителем последнего. С учетом того что уведомление с участием представителя нанимателя (работодателя) происходит внутри одной и той же группы сотрудников конкретного государственного органа, очевидно, что все участники реализации обозначенного механизма, включая государственных служащих, указанных в уведомлении в качестве склоняющих к совершению коррупционного деяния, хорошо знакомы друг с другом и находятся в определенных служебных отношениях подчиненности. В данном случае важно осветить несколько ключевых моментов, которые сводят полезность представителя нанимателя (работодателя) в роли получателя уведомления к минимуму.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Механизм уведомления представителя нанимателя (работодателя) является не чем иным, как средством внутреннего контроля и противодействия коррупции в государственном органе. Получатель уведомления - это государственный служащий того же ведомства, в котором проходит службу уведомитель, являющийся, по смыслу механизма уведомления, руководителем последнего. С учетом того что уведомление с участием представителя нанимателя (работодателя) происходит внутри одной и той же группы сотрудников конкретного государственного органа, очевидно, что все участники реализации обозначенного механизма, включая государственных служащих, указанных в уведомлении в качестве склоняющих к совершению коррупционного деяния, хорошо знакомы друг с другом и находятся в определенных служебных отношениях подчиненности. В данном случае важно осветить несколько ключевых моментов, которые сводят полезность представителя нанимателя (работодателя) в роли получателя уведомления к минимуму.
Статья: Некоторые вопросы индексации ежемесячных выплат в счет возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 4)Суды не приняли во внимание то, что решение Каменского городского суда Ростовской области о взыскании в пользу О. с Министерства обороны Российской Федерации суммы в возмещение вреда здоровью на основании гл. 59 ГК РФ было принято 5 октября 2004 г., когда отсутствовал надлежащий правовой механизм возмещения военнослужащим вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей военной службы.
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 4)Суды не приняли во внимание то, что решение Каменского городского суда Ростовской области о взыскании в пользу О. с Министерства обороны Российской Федерации суммы в возмещение вреда здоровью на основании гл. 59 ГК РФ было принято 5 октября 2004 г., когда отсутствовал надлежащий правовой механизм возмещения военнослужащим вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей военной службы.