Правовой акт не носящий нормативного характера
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой акт не носящий нормативного характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФСледовательно, само по себе указание в нормативном правовом акте на ограничение размера субсидии, не носящей компенсационный характер, лимитами бюджетных обязательств при наличии механизма, предусматривающего возможность их увеличения, прав административного истца нарушать не может."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 180 "Содержание решения суда" КАС РФ"Исходя из положений статей 176, 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны носить общий характер, их следует мотивированно излагать в судебном решении со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства. В противном случае нарушаются задачи и смысл административного судопроизводства, установленные статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В настоящее время действуют Правила отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, однако в них прямо указано, что они определяют основания и порядок отмены правовых актов, не носящих нормативного характера <22>. Действуют также Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения <23>, однако они также касаются ненормативных правовых решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ.
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В настоящее время действуют Правила отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, однако в них прямо указано, что они определяют основания и порядок отмены правовых актов, не носящих нормативного характера <22>. Действуют также Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения <23>, однако они также касаются ненормативных правовых решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ.
Готовое решение: Как составить трудовой договор с бухгалтером-кассиром
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России ранее предлагал в случае, если в обязанности бухгалтера входит ведение кассы, оформить совмещение должностей (Письмо Минтруда России от 20.07.2016 N 14-2/В-688). Но такое Письмо не является нормативным правовым актом и не носит обязательный характер. Судебной практики по данному вопросу нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России ранее предлагал в случае, если в обязанности бухгалтера входит ведение кассы, оформить совмещение должностей (Письмо Минтруда России от 20.07.2016 N 14-2/В-688). Но такое Письмо не является нормативным правовым актом и не носит обязательный характер. Судебной практики по данному вопросу нет.
Нормативные акты
Справочная информация: "Понятие и структура правовой информации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в виде законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в виде законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в виде законов.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в виде законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в виде законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в виде законов.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2) совершения главой муниципального образования действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а глава муниципального образования не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2) совершения главой муниципального образования действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а глава муниципального образования не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Однако в настоящее время и на будущее, как нам кажется, речь должна идти о системном изменении подхода к определению внутрисистемной предметной компетенции судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, не носящих нормативного характера. Необходимо формирование иной концепции, не разрешающей в виде исключений возникающие проблемы, а предотвращающей появление новых. Имеется в виду допущение споров и согласование внутрисистемной подсудности между судами различных подсистем.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Однако в настоящее время и на будущее, как нам кажется, речь должна идти о системном изменении подхода к определению внутрисистемной предметной компетенции судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, не носящих нормативного характера. Необходимо формирование иной концепции, не разрешающей в виде исключений возникающие проблемы, а предотвращающей появление новых. Имеется в виду допущение споров и согласование внутрисистемной подсудности между судами различных подсистем.
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Документы стандартизации не всегда носят характер нормативного правового акта. В природоохранных отношениях, как отмечает Т.В. Петрова, "сложилась трехзвенная иерархическая система регулирования: федеральный закон - подзаконный нормативный правовой акт - методический документ" <30>, и "определяющее значение части имеют не правовые, а технические нормы, установленные методическими документами (методиками, методическими указаниями, рекомендациями и т.п.)" <31>. Следуя такой логике, для "конвертации" технических норм о соответствии вещества побочному продукту в правовые нормы предполагается разработка подзаконных нормативных правовых актов (постановлений Правительства РФ, приказов Минприроды России), а также методических рекомендаций и ГОСТов по вопросу составления технических регламентов, описывающих процесс образования побочного продукта у хозяйствующего субъекта. При этом, как в экологической парадигме имеется проблема гармонизации экологического нормирования <32>, так же и в правовом поле существует проблема разграничения порядка отнесения вещества, поскольку в том числе от эффективности соблюдения экологического нормирования зависит характер вещества, образуемого по итогам основного производства. Таким образом, требуется не только упорядочивание технических норм, регламентирующих нормирование, но и формирование документов, направленных на установление правовой базы для побочного продукта.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Документы стандартизации не всегда носят характер нормативного правового акта. В природоохранных отношениях, как отмечает Т.В. Петрова, "сложилась трехзвенная иерархическая система регулирования: федеральный закон - подзаконный нормативный правовой акт - методический документ" <30>, и "определяющее значение части имеют не правовые, а технические нормы, установленные методическими документами (методиками, методическими указаниями, рекомендациями и т.п.)" <31>. Следуя такой логике, для "конвертации" технических норм о соответствии вещества побочному продукту в правовые нормы предполагается разработка подзаконных нормативных правовых актов (постановлений Правительства РФ, приказов Минприроды России), а также методических рекомендаций и ГОСТов по вопросу составления технических регламентов, описывающих процесс образования побочного продукта у хозяйствующего субъекта. При этом, как в экологической парадигме имеется проблема гармонизации экологического нормирования <32>, так же и в правовом поле существует проблема разграничения порядка отнесения вещества, поскольку в том числе от эффективности соблюдения экологического нормирования зависит характер вещества, образуемого по итогам основного производства. Таким образом, требуется не только упорядочивание технических норм, регламентирующих нормирование, но и формирование документов, направленных на установление правовой базы для побочного продукта.
Статья: Общая характеристика цели в праве
(Гурьянова В.В., Чулюкин Л.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Понятие "цель права" допустимо, но условно, поскольку требуется пояснение при его использовании. При этом категория "цель в праве" представляется достаточно строгой в случае установления им того, как, каким образом, какими способами и в каких формах в содержании действующего права, его норм могут обозначаться сведения о цели субъектов правотворчества и правореализации. Однако в данном случае правильнее использовать термин "цель в правовых актах", поскольку сведения о цели не всегда содержатся в самом праве, его нормах, к примеру они могут быть зафиксированы в преамбуле, пояснительной записке к проекту закона, т.е. в частях нормативно-правовых актов, не носящих нормативно-правового характера.
(Гурьянова В.В., Чулюкин Л.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Понятие "цель права" допустимо, но условно, поскольку требуется пояснение при его использовании. При этом категория "цель в праве" представляется достаточно строгой в случае установления им того, как, каким образом, какими способами и в каких формах в содержании действующего права, его норм могут обозначаться сведения о цели субъектов правотворчества и правореализации. Однако в данном случае правильнее использовать термин "цель в правовых актах", поскольку сведения о цели не всегда содержатся в самом праве, его нормах, к примеру они могут быть зафиксированы в преамбуле, пояснительной записке к проекту закона, т.е. в частях нормативно-правовых актов, не носящих нормативно-правового характера.
Готовое решение: Как уволить руководителя (генерального директора) организации
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 ч. 2 ст. 278 ТК РФ руководитель организации может быть уволен по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Примерный перечень таких оснований для коммерческих организаций нормативно не установлен. Вы можете определить его сами. Полагаем, они должны быть непосредственно связаны с осуществлением генеральным директором трудовой функции по руководству организацией, выполнением обязанностей, возложенных на него в том числе нормативными правовыми актами, учредительными документами организации. При этом основания увольнения не должны носить дискриминационный характер, например связанные с достижением предпенсионного возраста. Это следует из абз. 1, 3 ст. 2, ст. 3, ч. 1 ст. 273, ст. 274 ТК РФ, ст. 144.1 УК РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 ч. 2 ст. 278 ТК РФ руководитель организации может быть уволен по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Примерный перечень таких оснований для коммерческих организаций нормативно не установлен. Вы можете определить его сами. Полагаем, они должны быть непосредственно связаны с осуществлением генеральным директором трудовой функции по руководству организацией, выполнением обязанностей, возложенных на него в том числе нормативными правовыми актами, учредительными документами организации. При этом основания увольнения не должны носить дискриминационный характер, например связанные с достижением предпенсионного возраста. Это следует из абз. 1, 3 ст. 2, ст. 3, ч. 1 ст. 273, ст. 274 ТК РФ, ст. 144.1 УК РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46.