Правовое регулирование наличного денежного обращения
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование наличного денежного обращения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право денежного обращения в условиях цифровизации
(Мирошник С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Д.В. Винницкий, Д.А. Курочкин и многие другие ученые выделяют в составе финансового права не право денежного обращения, а эмиссионное право, указывая на такие его структурные элементы, как: институт правового регулирования денежно-кредитной политики; институт правового регулирования организации наличного денежного обращения; институт правового регулирования организации безналичных расчетов. С их точки зрения, нет никаких оснований для признания расчетных отношений частью предмета финансового права, поскольку большая часть из них регламентируется нормами гражданского права <12>.
(Мирошник С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Д.В. Винницкий, Д.А. Курочкин и многие другие ученые выделяют в составе финансового права не право денежного обращения, а эмиссионное право, указывая на такие его структурные элементы, как: институт правового регулирования денежно-кредитной политики; институт правового регулирования организации наличного денежного обращения; институт правового регулирования организации безналичных расчетов. С их точки зрения, нет никаких оснований для признания расчетных отношений частью предмета финансового права, поскольку большая часть из них регламентируется нормами гражданского права <12>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Эмиссионное право состоит из следующих составляющих его элементов: 1) института правового регулирования денежно-кредитной политики; 2) института правового регулирования организации наличного денежного обращения; 3) института правового регулирования организации безналичных расчетов.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Эмиссионное право состоит из следующих составляющих его элементов: 1) института правового регулирования денежно-кредитной политики; 2) института правового регулирования организации наличного денежного обращения; 3) института правового регулирования организации безналичных расчетов.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 28.06.2010 N ГКПИ10-497
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У>Отсутствие положения, позволяющего юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) расходовать наличные деньги, поступившие в кассу из иных источников, в частности за счет уплаты членских взносов, не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы. Регулирование наличного денежного обращения, в том числе определение способов ограничения обращения наличных денег является одной из функций Банка России. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы в других случаях разрешалось расходование поступающих в кассу наличных денег, не имеется.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У>Отсутствие положения, позволяющего юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) расходовать наличные деньги, поступившие в кассу из иных источников, в частности за счет уплаты членских взносов, не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы. Регулирование наличного денежного обращения, в том числе определение способов ограничения обращения наличных денег является одной из функций Банка России. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы в других случаях разрешалось расходование поступающих в кассу наличных денег, не имеется.
Решение Верховного Суда РФ от 13.06.2012 N АКПИ12-491
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими отдельных положений Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П>Положение N 373-П не обязывает индивидуальных предпринимателей выдавать денежные средства самим себе, а предписывает им осуществлять учет наличных денег, полученных при осуществлении предпринимательской деятельности, и оформлять кассовые документы, отражающие их движение, что непосредственно связано с организацией наличного денежного обращения в сфере предпринимательской деятельности. Включение в оспариваемый нормативный правовой акт отсылочных норм, указывающих на применение унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 835, является одним из способов правового регулирования и не свидетельствует о незаконности этих норм.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими отдельных положений Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П>Положение N 373-П не обязывает индивидуальных предпринимателей выдавать денежные средства самим себе, а предписывает им осуществлять учет наличных денег, полученных при осуществлении предпринимательской деятельности, и оформлять кассовые документы, отражающие их движение, что непосредственно связано с организацией наличного денежного обращения в сфере предпринимательской деятельности. Включение в оспариваемый нормативный правовой акт отсылочных норм, указывающих на применение унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 835, является одним из способов правового регулирования и не свидетельствует о незаконности этих норм.
Статья: Эмиссионное право как общий финансово-правовой институт
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Активное развитие финансовых правоотношений, их системы, масштаба, интенсивности, а также параллельное развитие банковского законодательства и банковской системы в целом привели к пониманию того, что нормы эмиссионного права в части эмиссии денежных знаков и организации наличного денежного обращения в РФ уже реально работают во всей системе публичных финансов. И с правовой точки зрения они осуществляют сквозное регулирование всех видов имущественных финансовых правоотношений. Это влияние проявляет себя через определение природы имущественного финансового правоотношения как денежного с характеристикой законного платежного средства. Фактически финансово-правовой институт "эмиссионное право РФ" в определенной своей части перешел из предметного, которым он был еще в советское время, в функциональный, т.е. в такой правовой институт, который дает сквозное регулирование денег в рамках имущественных финансовых правоотношений <13>. Это произошло прежде всего благодаря нормам главы 6 Закона о Банке России, которые регулируют наличное денежное обращение. Под влиянием правовых норм, содержащихся в главе 6 Закона о Банке России, все финансовые правоотношения возникают благодаря эмиссии наличных денег и развиваются на основе установленных в Законе принципиальных начал организации наличного денежного обращения.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Активное развитие финансовых правоотношений, их системы, масштаба, интенсивности, а также параллельное развитие банковского законодательства и банковской системы в целом привели к пониманию того, что нормы эмиссионного права в части эмиссии денежных знаков и организации наличного денежного обращения в РФ уже реально работают во всей системе публичных финансов. И с правовой точки зрения они осуществляют сквозное регулирование всех видов имущественных финансовых правоотношений. Это влияние проявляет себя через определение природы имущественного финансового правоотношения как денежного с характеристикой законного платежного средства. Фактически финансово-правовой институт "эмиссионное право РФ" в определенной своей части перешел из предметного, которым он был еще в советское время, в функциональный, т.е. в такой правовой институт, который дает сквозное регулирование денег в рамках имущественных финансовых правоотношений <13>. Это произошло прежде всего благодаря нормам главы 6 Закона о Банке России, которые регулируют наличное денежное обращение. Под влиянием правовых норм, содержащихся в главе 6 Закона о Банке России, все финансовые правоотношения возникают благодаря эмиссии наличных денег и развиваются на основе установленных в Законе принципиальных начал организации наличного денежного обращения.
Статья: Феномен публичных финансов в западной и восточной правовых традициях
(Рыжкова Е.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Второй аспект цифровизации - создание цифровой валюты, эмитентом которой является Центральный банк. С учетом возросшего отказа от наличного обращения в пользу электронных платежей, осуществляемых через частные платформы, государство стремится отвоевать утраченные позиции в сфере денежного обращения, контроля и надзора за расчетами путем создания подконтрольных цифровых валют, которые с технической точки зрения являются алгоритмической валютой, а с юридической - по-прежнему представляют собой долг, выпущенный Центральным банком населению, поддерживаемый национальным кредитом и имеющий неограниченный законный срок погашения. Цифровая валюта Центрального банка сохраняет атрибуты и основные характеристики наличных денег, при этом гарантирует конфиденциальность использования и обеспечивает безопасность пользовательских данных и предотвращает утечку конфиденциальной информации. Так, процесс эмиссии цифровой валюты был запущен в Китае в 2021 г.: Народный банк Китая выпустил Белую книгу о прогрессе исследований и разработок цифрового юаня в Китае <15>. В Российской Федерации правовое регулирование обращения цифровой валюты осуществляется на основании положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16>. Возможность выпуска цифровой валюты в дополнение к наличным деньгам рассматривается и в Швеции: в 2016 г. в рамках Fintech Stockholm поступило предложение о выпуске Риксбанком доступной для всех электронной кроны <17>, под которой должны пониматься государственные деньги в цифровой форме. ЕЦБ видит возможным введение цифрового евро в ближайшие три года.
(Рыжкова Е.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Второй аспект цифровизации - создание цифровой валюты, эмитентом которой является Центральный банк. С учетом возросшего отказа от наличного обращения в пользу электронных платежей, осуществляемых через частные платформы, государство стремится отвоевать утраченные позиции в сфере денежного обращения, контроля и надзора за расчетами путем создания подконтрольных цифровых валют, которые с технической точки зрения являются алгоритмической валютой, а с юридической - по-прежнему представляют собой долг, выпущенный Центральным банком населению, поддерживаемый национальным кредитом и имеющий неограниченный законный срок погашения. Цифровая валюта Центрального банка сохраняет атрибуты и основные характеристики наличных денег, при этом гарантирует конфиденциальность использования и обеспечивает безопасность пользовательских данных и предотвращает утечку конфиденциальной информации. Так, процесс эмиссии цифровой валюты был запущен в Китае в 2021 г.: Народный банк Китая выпустил Белую книгу о прогрессе исследований и разработок цифрового юаня в Китае <15>. В Российской Федерации правовое регулирование обращения цифровой валюты осуществляется на основании положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16>. Возможность выпуска цифровой валюты в дополнение к наличным деньгам рассматривается и в Швеции: в 2016 г. в рамках Fintech Stockholm поступило предложение о выпуске Риксбанком доступной для всех электронной кроны <17>, под которой должны пониматься государственные деньги в цифровой форме. ЕЦБ видит возможным введение цифрового евро в ближайшие три года.
Статья: Правовое регулирование цифрового рубля
(Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)<8> URL: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf (дата обращения: 22.10.2020).
(Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)<8> URL: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf (дата обращения: 22.10.2020).
Вопрос: О применении ККТ в рамках агентского договора.
(Письмо Минфина России от 05.03.2024 N 30-01-11/19734)При этом по такой сделке права и обязанности, в том числе регистрировать и применять контрольно-кассовую технику, могут возникать в соответствии с условиями агентского договора как у агента, так и у принципала, вне зависимости от способа расчета (наличными деньгами и (или) в безналичном порядке).
(Письмо Минфина России от 05.03.2024 N 30-01-11/19734)При этом по такой сделке права и обязанности, в том числе регистрировать и применять контрольно-кассовую технику, могут возникать в соответствии с условиями агентского договора как у агента, так и у принципала, вне зависимости от способа расчета (наличными деньгами и (или) в безналичном порядке).
Статья: Предмет и система эмиссионного права Российской Федерации
(Изотов Ю.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)М.В. Гудкова выделяет следующие институты: основы денежной системы, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, финансовый контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере организации использования денежных средств, организация наличной и безналичной эмиссии, организация наличного денежного обращения, организация безналичного денежного обращения и расчетов <6>.
(Изотов Ю.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)М.В. Гудкова выделяет следующие институты: основы денежной системы, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, финансовый контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере организации использования денежных средств, организация наличной и безналичной эмиссии, организация наличного денежного обращения, организация безналичного денежного обращения и расчетов <6>.
Статья: Чеки как предмет контрабанды денежных инструментов
(Печегин Д.А.)
("Российский следователь", 2024, N 2)12. Нудель С.Л. Модернизация уголовной политики: проблемы правового регулирования / С.Л. Нудель // Журнал российского права. 2023. Т. 27. N 1. С. 5 - 22.
(Печегин Д.А.)
("Российский следователь", 2024, N 2)12. Нудель С.Л. Модернизация уголовной политики: проблемы правового регулирования / С.Л. Нудель // Журнал российского права. 2023. Т. 27. N 1. С. 5 - 22.
Статья: Становление законодательной базы Российской Федерации в сфере оборота криптовалюты: цифровизация рубля
(Кузнецова А.Д., Калмакова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 3)<1> МВФ призвал международное сообщество к регулированию криптовалют. URL: forklog.com/mvf-prizval-mezhdunarodnoe-soobshhestvo-k-regulirovaniyu-kriptovalyut/ (дата обращения: 10.12.2021).
(Кузнецова А.Д., Калмакова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 3)<1> МВФ призвал международное сообщество к регулированию криптовалют. URL: forklog.com/mvf-prizval-mezhdunarodnoe-soobshhestvo-k-regulirovaniyu-kriptovalyut/ (дата обращения: 10.12.2021).
Статья: Цифровые финансовые активы: правовые аспекты регулирования на современном этапе
(Князева Е.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Следует отметить, что деньги, как объект гражданских правоотношений, рассматриваются в зависимости от своего материального выражения: как материальные объекты вещных прав - наличные деньги, и как требования к участникам денежного оборота - безналичные или электронные деньги.
(Князева Е.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Следует отметить, что деньги, как объект гражданских правоотношений, рассматриваются в зависимости от своего материального выражения: как материальные объекты вещных прав - наличные деньги, и как требования к участникам денежного оборота - безналичные или электронные деньги.
Вопрос: О закупке автомобильного бензина в рамках исполнения гособоронзаказа за наличный расчет.
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 02-11-13/32855)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в рамках компетенции обращение от 5 марта 2025 г., поступившее с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации, а также обращение, поступившее с письмом от 7 марта 2025 г., по вопросу осуществления закупки автомобильного бензина в рамках исполнения государственного оборонного заказа за наличный расчет и сообщает.
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 02-11-13/32855)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в рамках компетенции обращение от 5 марта 2025 г., поступившее с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации, а также обращение, поступившее с письмом от 7 марта 2025 г., по вопросу осуществления закупки автомобильного бензина в рамках исполнения государственного оборонного заказа за наличный расчет и сообщает.
"Право наследования в гражданском праве России: монография"
(Ходырева Е.А.)
("Статут", 2022)Поддерживая О.А. Красавчикова, Р.О. Халфина писала, что "нельзя предложить определенный критерий, который дал бы возможность отграничить состояние от длящегося правоотношения" <1>. Такой критерий (а именно наличность в основании возникновения юридического факта) был предложен Л.А. Чеговадзе, по мнению которой в основании правоотношения лежит конкретный юридический факт, а "в основании состояния, которому закон придает юридическое значение, нет фактов, которые однозначно приводили бы в действие механизм правового регулирования" <2>. Но обращаясь к нашей теме, призвание к наследованию как юридически значимое состояние возникает вследствие конкретных юридических фактов, и оно либо привязано к возникновению наследственного правоотношения, либо возникает позже вследствие недостойности, отказа от наследства, непринятия и др. И если состояние призвания к наследованию характеризует субъекта права, то само наследственное правоотношение выступает тем правовым полем, в котором это состояние реализуется.
(Ходырева Е.А.)
("Статут", 2022)Поддерживая О.А. Красавчикова, Р.О. Халфина писала, что "нельзя предложить определенный критерий, который дал бы возможность отграничить состояние от длящегося правоотношения" <1>. Такой критерий (а именно наличность в основании возникновения юридического факта) был предложен Л.А. Чеговадзе, по мнению которой в основании правоотношения лежит конкретный юридический факт, а "в основании состояния, которому закон придает юридическое значение, нет фактов, которые однозначно приводили бы в действие механизм правового регулирования" <2>. Но обращаясь к нашей теме, призвание к наследованию как юридически значимое состояние возникает вследствие конкретных юридических фактов, и оно либо привязано к возникновению наследственного правоотношения, либо возникает позже вследствие недостойности, отказа от наследства, непринятия и др. И если состояние призвания к наследованию характеризует субъекта права, то само наследственное правоотношение выступает тем правовым полем, в котором это состояние реализуется.