Правовое регулирование национальной платежной системы
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование национальной платежной системы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: История становления и развития правового регулирования национальной платежной системы Российской Федерации
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
Статья: Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)И третий вопрос: может ли система казначейских платежей в целом рассматриваться как определенная часть национальной платежной системы и, если принять эту гипотезу за основу, не возникает ли при комплексном правовом регулировании национальной платежной системы необходимость предусматривать отдельные положения, касающиеся системы казначейских платежей, в публичной части банковского законодательства?
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)И третий вопрос: может ли система казначейских платежей в целом рассматриваться как определенная часть национальной платежной системы и, если принять эту гипотезу за основу, не возникает ли при комплексном правовом регулировании национальной платежной системы необходимость предусматривать отдельные положения, касающиеся системы казначейских платежей, в публичной части банковского законодательства?
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Теперь коротко остановимся на причинах создания бюджетного мониторинга. Головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств являются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, которые для осуществления своей хозяйственной деятельности имеют расчетные счета в кредитных организациях, на которых и осуществляются все их денежные операции. В свою очередь, кредитные организации являются элементами национальной платежной системы, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется Банком России <1>. При этом при открытии расчетных счетов и проведении операций на них кредитные организации проводят комплаенс-контроль, обеспечивающий реализацию принципов "знай своего клиента" и "знай операции своего клиента", по результатам которого принимаются соответствующие решения о судьбе расчетного счета и платежной операции. Совокупность этих правил и процедур составляет основу финансового мониторинга, установленного положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <2>.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Теперь коротко остановимся на причинах создания бюджетного мониторинга. Головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств являются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, которые для осуществления своей хозяйственной деятельности имеют расчетные счета в кредитных организациях, на которых и осуществляются все их денежные операции. В свою очередь, кредитные организации являются элементами национальной платежной системы, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется Банком России <1>. При этом при открытии расчетных счетов и проведении операций на них кредитные организации проводят комплаенс-контроль, обеспечивающий реализацию принципов "знай своего клиента" и "знай операции своего клиента", по результатам которого принимаются соответствующие решения о судьбе расчетного счета и платежной операции. Совокупность этих правил и процедур составляет основу финансового мониторинга, установленного положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
Статья: Правовые модели включения криптовалюты в национальную платежную систему как способ противодействия экономическим санкциям
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2024, N 3)Осуществляемое на сегодняшний день Банком России правовое регулирование не способствует внедрению криптовалютных технологий в национальную платежную систему. Система расчетов должна быть децентрализованной и абсолютно иной. Возможно предложить два основных подхода к имплементации криптовалют как разновидности ЦФА в национальную платежную систему с целью нивелирования негативного влияния экономических санкций на платежно-расчетные отношения Российской Федерации.
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2024, N 3)Осуществляемое на сегодняшний день Банком России правовое регулирование не способствует внедрению криптовалютных технологий в национальную платежную систему. Система расчетов должна быть децентрализованной и абсолютно иной. Возможно предложить два основных подхода к имплементации криптовалют как разновидности ЦФА в национальную платежную систему с целью нивелирования негативного влияния экономических санкций на платежно-расчетные отношения Российской Федерации.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При отнесении юридического лица к определенному Законом N 161-ФЗ <23> субъекту национальной платежной системы оператором по переводу денежных средств должны быть оценены договоры, заключенные им с таким лицом, на предмет их соответствия правовому регулированию субъектов национальной платежной системы.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При отнесении юридического лица к определенному Законом N 161-ФЗ <23> субъекту национальной платежной системы оператором по переводу денежных средств должны быть оценены договоры, заключенные им с таким лицом, на предмет их соответствия правовому регулированию субъектов национальной платежной системы.
Статья: Финансовое право и финансовый рынок
(Турбанов А.В.)
("Финансовое право", 2020, N 10; 2021, N 1)<30> См., напр.: о денежно-кредитной и макропруденциальной политике: Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Центральные банки в мировой экономике: учебное пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012; об организации денежного обращения и платежной системы: Арзуманова Л.Л. Денежное обращение и история его развития: финансово-правовой аспект: монография. М.: Проспект, 2013; Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография. М.: Элит, 2011; Кучеров И.И. Законное платежное средство как категория финансового права // Журнал российского права. 2014. N 8; Суродеев Ю.В. Финансово-правовое регулирование национальной платежной системы Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016; об организации банковской деятельности: Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: монография. М.: Проспект, 2016. С. 18.
(Турбанов А.В.)
("Финансовое право", 2020, N 10; 2021, N 1)<30> См., напр.: о денежно-кредитной и макропруденциальной политике: Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Центральные банки в мировой экономике: учебное пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012; об организации денежного обращения и платежной системы: Арзуманова Л.Л. Денежное обращение и история его развития: финансово-правовой аспект: монография. М.: Проспект, 2013; Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография. М.: Элит, 2011; Кучеров И.И. Законное платежное средство как категория финансового права // Журнал российского права. 2014. N 8; Суродеев Ю.В. Финансово-правовое регулирование национальной платежной системы Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016; об организации банковской деятельности: Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: монография. М.: Проспект, 2016. С. 18.