Правовое регулирование государственной гражданской службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование государственной гражданской службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исторические особенности правового регулирования государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"8.2. Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"8.2. Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 7.1. Банк России устанавливает порядок предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и государственной гражданской службы, утверждает единую форму предоставления сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и порядок ее заполнения.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 7.1. Банк России устанавливает порядок предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и государственной гражданской службы, утверждает единую форму предоставления сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и порядок ее заполнения.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)Законопроект от 07.02.2024 N 546030-8 "О внесении изменений в статьи 18 и 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" разработан в целях дополнительного правового регулирования вопроса расторжения служебного контракта с государственным гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)Законопроект от 07.02.2024 N 546030-8 "О внесении изменений в статьи 18 и 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" разработан в целях дополнительного правового регулирования вопроса расторжения служебного контракта с государственным гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- ФОИВ, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, - в области противодействия коррупции;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- ФОИВ, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, - в области противодействия коррупции;
"Квалификация, подготовка, аттестация и проверка знаний работников в области промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, - в области противодействия коррупции;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, - в области противодействия коррупции;
Статья: Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)<6> См. подроб.: Аленина И.В. К вопросу о субсидиарном применении норм трудового права при правовом регулировании отношений по прохождению государственной службы // Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в системе публичной службы: материалы по итогам круглого стола с международным участием (Екатеринбург, 25 февраля 2022 года). Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, 2022. С. 4 - 15.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)<6> См. подроб.: Аленина И.В. К вопросу о субсидиарном применении норм трудового права при правовом регулировании отношений по прохождению государственной службы // Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в системе публичной службы: материалы по итогам круглого стола с международным участием (Екатеринбург, 25 февраля 2022 года). Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, 2022. С. 4 - 15.
Статья: Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Нормативные и иные документы, принятые в рамках реализации Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", включая Концепцию цифрового профиля гражданина, оказывают влияние на правовое регулирование государственной гражданской службы. План мероприятий ("дорожной карты") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы РФ на 2019 - 2021 гг., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2019 г. N 1646-р, предусматривает "формирование цифрового профиля гражданского служащего и цифрового профиля должности гражданской службы" в единой информационной системе.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Нормативные и иные документы, принятые в рамках реализации Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", включая Концепцию цифрового профиля гражданина, оказывают влияние на правовое регулирование государственной гражданской службы. План мероприятий ("дорожной карты") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы РФ на 2019 - 2021 гг., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2019 г. N 1646-р, предусматривает "формирование цифрового профиля гражданского служащего и цифрового профиля должности гражданской службы" в единой информационной системе.
Статья: Тенденции профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Рассматриваются тенденции профессионального развития государственных служащих в Российской Федерации в текущем времени. Для Российской Федерации свойственно разноуровневое правовое регулирование государственной гражданской службы. В условиях децентрализации правового регулирования профессионального развития государственной гражданской службы формируется различность подходов и организации мероприятий, направленных на повышение квалификации государственных гражданских служащих или профессиональную переподготовку государственных гражданских служащих. В целях наиболее полного иллюстрирования последствий децентрализации процесса развития государственных гражданских служащих был проведен анализ прокурорской деятельности. В ходе анализа был сделан вывод, что сама по себе децентрализация управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих влечет за собой ряд потерь и определенную разницу в подходах к разрешению ситуаций, возникающих на государственной гражданской службе, и, соответственно, выполнению публичных функций в целом.
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Рассматриваются тенденции профессионального развития государственных служащих в Российской Федерации в текущем времени. Для Российской Федерации свойственно разноуровневое правовое регулирование государственной гражданской службы. В условиях децентрализации правового регулирования профессионального развития государственной гражданской службы формируется различность подходов и организации мероприятий, направленных на повышение квалификации государственных гражданских служащих или профессиональную переподготовку государственных гражданских служащих. В целях наиболее полного иллюстрирования последствий децентрализации процесса развития государственных гражданских служащих был проведен анализ прокурорской деятельности. В ходе анализа был сделан вывод, что сама по себе децентрализация управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих влечет за собой ряд потерь и определенную разницу в подходах к разрешению ситуаций, возникающих на государственной гражданской службе, и, соответственно, выполнению публичных функций в целом.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<2> Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учеб. курс. М.: Дело и Сервис, 2003. С. 46.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<2> Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учеб. курс. М.: Дело и Сервис, 2003. С. 46.
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования запрета разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Статья посвящена исследованию правовых и фактических оснований установления, а также особенностей реализации запрета государственным гражданским служащим разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию. В рамках работы проведен общий анализ условий для сужения объема прав и свобод лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, а также исследованы теоретические и практические подходы к классификации и оценке информации, получаемой госслужащими в процессе исполнения должностных обязанностей. Примененный подход позволил выявить пробелы и противоречия в действующем нормативном правовом регулировании государственной гражданской службы и терминологическом аппарате, предложить пути их восполнения, а также доказать необходимость совершенствования различных элементов должностной структуры государственной гражданской службы Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения баланса между общественными интересами и правами и свободами лиц, замещающих должности гражданской службы.
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Статья посвящена исследованию правовых и фактических оснований установления, а также особенностей реализации запрета государственным гражданским служащим разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию. В рамках работы проведен общий анализ условий для сужения объема прав и свобод лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, а также исследованы теоретические и практические подходы к классификации и оценке информации, получаемой госслужащими в процессе исполнения должностных обязанностей. Примененный подход позволил выявить пробелы и противоречия в действующем нормативном правовом регулировании государственной гражданской службы и терминологическом аппарате, предложить пути их восполнения, а также доказать необходимость совершенствования различных элементов должностной структуры государственной гражданской службы Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения баланса между общественными интересами и правами и свободами лиц, замещающих должности гражданской службы.
Статья: Состояние правового регулирования института ротации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)Анализируя состояние правового регулирования государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, автор показывает, что это регулирование отличается разной степенью проработанности. Рассматривается также регламентация института ротации на муниципальной службе. Автор указывает, что ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит норм о ротации муниципальных служащих. Однако на практике она осуществляется в соответствии с муниципальными актами в крупных муниципальных образованиях, таких как городское поселение и муниципальный район. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства по рассматриваемому вопросу.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)Анализируя состояние правового регулирования государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, автор показывает, что это регулирование отличается разной степенью проработанности. Рассматривается также регламентация института ротации на муниципальной службе. Автор указывает, что ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит норм о ротации муниципальных служащих. Однако на практике она осуществляется в соответствии с муниципальными актами в крупных муниципальных образованиях, таких как городское поселение и муниципальный район. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства по рассматриваемому вопросу.
Статья: Академическая научная школа административного права
(Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Заметный вклад в развитие теоретических основ важного института административного права - института государственной службы - внес доктор юридических наук, профессор Алексей Алексеевич Гришковец. Он является автором многочисленных публикаций, среди которых можно выделить такие крупные работы, как "Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации" <17> (2003) и "Государственная гражданская служба" <18> (2014). Усилиями А.А. Гришковца в научном сообществе административистов развернулись дискуссии о так называемом служебном праве <19> и административно-деликтном праве <20>.
(Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Заметный вклад в развитие теоретических основ важного института административного права - института государственной службы - внес доктор юридических наук, профессор Алексей Алексеевич Гришковец. Он является автором многочисленных публикаций, среди которых можно выделить такие крупные работы, как "Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации" <17> (2003) и "Государственная гражданская служба" <18> (2014). Усилиями А.А. Гришковца в научном сообществе административистов развернулись дискуссии о так называемом служебном праве <19> и административно-деликтном праве <20>.