Правовое положение государственных корпораций
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое положение государственных корпораций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья: Участие госкорпорации "ВЭБ.РФ" в предпринимательской деятельности: отдельные вопросы правового регулирования
(Мамедов Р.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Так, особенностью функционирования некоторых федеральных институтов развития, в частности "ВЭБ.РФ", является закрепление их особого правового статуса в рамках специального федерального закона, которым регламентирована их деятельность <8>. Как отмечают С.Ю. Филиппова и И.С. Шиткина, "государственные корпорации создаются в точечном режиме со специальными целями и правовым регулированием" <9>. Справедливо отмечает А.К. Саркисов, что "нормативное регулирование государственных корпораций подменяется индивидуально-правовым регулированием" <10>. Подобная практика нормотворчества характерна для современного отечественного правопорядка, в силу которого Российская Федерация, обладающая правом суверенного нормотворчества, создает юридические лица в определенной организационно-правовой форме: публично-правовой компании, государственной корпорации, фонда, государственного бюджетного учреждения, определяя при этом правовое положение созданной организации на основании специального закона, регламентирующего деятельность одной конкретной организации. Учитывая, что созданная организация выступает в обороте как юридическое лицо, т.е. как субъект гражданско-правовых отношений, в подобных случаях происходит "столкновение" положений специального федерального закона и ГК РФ, которое образует нетипичную правовую ситуацию, связанную с необходимостью выбора приоритета нормативного правового регулирования деятельности федеральных институтов развития. Необходимо уточнить, что первоначально правовой статус государственных корпораций определялся специальным федеральным законом, но в последующем были внесены изменения в гражданское законодательство, без закрепления нормы в ГК РФ, но с регламентацией в федеральном законе <11>. В ГК РФ только закрепляется разновидность организационно-правовой формы "государственная корпорация" без раскрытия ее содержания. Н.Г. Канунникова в связи с этим считает, что в целях совершенствования гражданского законодательства необходимо исключить из Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <12> (далее - Закон о НКО) ст. 7.1 и закрепить ее содержание в ГК РФ <13>.
(Мамедов Р.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Так, особенностью функционирования некоторых федеральных институтов развития, в частности "ВЭБ.РФ", является закрепление их особого правового статуса в рамках специального федерального закона, которым регламентирована их деятельность <8>. Как отмечают С.Ю. Филиппова и И.С. Шиткина, "государственные корпорации создаются в точечном режиме со специальными целями и правовым регулированием" <9>. Справедливо отмечает А.К. Саркисов, что "нормативное регулирование государственных корпораций подменяется индивидуально-правовым регулированием" <10>. Подобная практика нормотворчества характерна для современного отечественного правопорядка, в силу которого Российская Федерация, обладающая правом суверенного нормотворчества, создает юридические лица в определенной организационно-правовой форме: публично-правовой компании, государственной корпорации, фонда, государственного бюджетного учреждения, определяя при этом правовое положение созданной организации на основании специального закона, регламентирующего деятельность одной конкретной организации. Учитывая, что созданная организация выступает в обороте как юридическое лицо, т.е. как субъект гражданско-правовых отношений, в подобных случаях происходит "столкновение" положений специального федерального закона и ГК РФ, которое образует нетипичную правовую ситуацию, связанную с необходимостью выбора приоритета нормативного правового регулирования деятельности федеральных институтов развития. Необходимо уточнить, что первоначально правовой статус государственных корпораций определялся специальным федеральным законом, но в последующем были внесены изменения в гражданское законодательство, без закрепления нормы в ГК РФ, но с регламентацией в федеральном законе <11>. В ГК РФ только закрепляется разновидность организационно-правовой формы "государственная корпорация" без раскрытия ее содержания. Н.Г. Канунникова в связи с этим считает, что в целях совершенствования гражданского законодательства необходимо исключить из Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <12> (далее - Закон о НКО) ст. 7.1 и закрепить ее содержание в ГК РФ <13>.
Статья: Государственные компании и корпорации. Особенности правового регулирования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов.
Статья: Специфика принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела в сфере вещного права
(Федорова П.А.)
("Юрист", 2025, N 1)Этим правовое положение государственной корпорации отличается от государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Вместе с тем вопрос о том, к какому праву собственности относить собственность государственных корпораций - к частному или публичному, представляется не столь однозначным.
(Федорова П.А.)
("Юрист", 2025, N 1)Этим правовое положение государственной корпорации отличается от государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Вместе с тем вопрос о том, к какому праву собственности относить собственность государственных корпораций - к частному или публичному, представляется не столь однозначным.
Статья: Понятие и сущность государственной корпорации по законодательству Российской Федерации
(Гайдуков Д.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)<6> Шимбарева Е.В. Правовой статус государственной корпорации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. N 4. С. 117.
(Гайдуков Д.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)<6> Шимбарева Е.В. Правовой статус государственной корпорации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. N 4. С. 117.
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Особенности трудовых и иных непосредственно связанных с ними (социально-партнерских) отношений, возникающих внутри самой государственной корпорации и корпоративного объединения, предопределяют особый правовой статус работодателя, в том числе применяющего новые формы занятости, и находятся в неразрывной взаимосвязи, взаимозависимости. Не случайно в последнее время получили широкое обсуждение не только в России, но и за рубежом вопросы правового статуса субъектов отношений, возникающих в процессе применения нестандартных форм занятости, нетипичных связей внутри корпоративного объединения юридических лиц, осуществляющих функцию работодателя. Серьезное внимание было уделено особенностям правового регулирования труда работников в транснациональных корпорациях <1>, что представляется весьма актуальным и своевременным. Однако исследование вопросов, связанных с правовым статусом государственных корпораций, как разновидности корпораций, корпоративных объединений, выступающих субъектами трудового права в трудовых и непосредственно связанных с ними отношениях, не проводилось. Между тем кардинальные изменения, происходящие в обществе, требуют самого пристального и внимательного отношения не только к происходящей трансформации общественных отношений в целом, но и отношений, возникающих с участием государственных корпораций в ходе применения несамостоятельного труда.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Особенности трудовых и иных непосредственно связанных с ними (социально-партнерских) отношений, возникающих внутри самой государственной корпорации и корпоративного объединения, предопределяют особый правовой статус работодателя, в том числе применяющего новые формы занятости, и находятся в неразрывной взаимосвязи, взаимозависимости. Не случайно в последнее время получили широкое обсуждение не только в России, но и за рубежом вопросы правового статуса субъектов отношений, возникающих в процессе применения нестандартных форм занятости, нетипичных связей внутри корпоративного объединения юридических лиц, осуществляющих функцию работодателя. Серьезное внимание было уделено особенностям правового регулирования труда работников в транснациональных корпорациях <1>, что представляется весьма актуальным и своевременным. Однако исследование вопросов, связанных с правовым статусом государственных корпораций, как разновидности корпораций, корпоративных объединений, выступающих субъектами трудового права в трудовых и непосредственно связанных с ними отношениях, не проводилось. Между тем кардинальные изменения, происходящие в обществе, требуют самого пристального и внимательного отношения не только к происходящей трансформации общественных отношений в целом, но и отношений, возникающих с участием государственных корпораций в ходе применения несамостоятельного труда.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 "Учредительные документы юридических лиц" части первой ГК РФ;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 "Учредительные документы юридических лиц" части первой ГК РФ;