Правотворческая инициатива прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Правотворческая инициатива прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурор в административных делах о медицинском вмешательстве, необходимом для спасения жизни: не решенные в законодательстве вопросы
(Афанасьева Т.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)И все же подобная практика обнажает проблему недостаточной защищенности прав несовершеннолетних и недееспособных на охрану здоровья, диктует необходимость правотворческой инициативы, в том числе со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Полагаем целесообразным дополнить ч. 3 ст. 285.1 КАС РФ положениями, в силу которых допускается принятие административного искового заявления к рассмотрению при отсутствии медицинских документов пациента и заключения врачебной комиссии, если их представление административным истцом невозможно ввиду отказа законного представителя от медицинского обследования несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным.
(Афанасьева Т.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)И все же подобная практика обнажает проблему недостаточной защищенности прав несовершеннолетних и недееспособных на охрану здоровья, диктует необходимость правотворческой инициативы, в том числе со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Полагаем целесообразным дополнить ч. 3 ст. 285.1 КАС РФ положениями, в силу которых допускается принятие административного искового заявления к рассмотрению при отсутствии медицинских документов пациента и заключения врачебной комиссии, если их представление административным истцом невозможно ввиду отказа законного представителя от медицинского обследования несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным.
Статья: Подходы к форме и содержанию обвинительного заключения должны соответствовать его предназначению
(Россинский С.Б.)
("Российский следователь", 2024, N 9)Правда, в прокуратуре и судейском сообществе данные правотворческие инициативы получили далеко не такие однозначные оценки. А наиболее недовольными вполне ожидаемо оказались те самые недобросовестные судьи, которые просто лишились возможности злоупотреблять своим положением, уклоняясь от надлежащего исполнения полномочий за счет неправомерного использования результатов следственной деятельности. Поэтому вскоре стали предприниматься усилия, направленные на реставрацию прежних подходов. Тем более что ввиду имеющихся у судебной власти правовых рычагов реализация подобных замыслов не составила особого труда. Уже в марте 2004 г. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил свое предписания об указании в обвинительном заключении перечней обвинительных и "контробвинительных" доказательств - было рекомендовано включать в такие перечни не только наименования и прочие идентификационные реквизиты предполагаемых к судебному исследованию средств доказывания (в терминологии авторов Постановления Пленума - источников доказательств), но и краткое содержание каждого из них <8>. А еще через шесть лет такие позиции получили и законодательное воплощение <9>.
(Россинский С.Б.)
("Российский следователь", 2024, N 9)Правда, в прокуратуре и судейском сообществе данные правотворческие инициативы получили далеко не такие однозначные оценки. А наиболее недовольными вполне ожидаемо оказались те самые недобросовестные судьи, которые просто лишились возможности злоупотреблять своим положением, уклоняясь от надлежащего исполнения полномочий за счет неправомерного использования результатов следственной деятельности. Поэтому вскоре стали предприниматься усилия, направленные на реставрацию прежних подходов. Тем более что ввиду имеющихся у судебной власти правовых рычагов реализация подобных замыслов не составила особого труда. Уже в марте 2004 г. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил свое предписания об указании в обвинительном заключении перечней обвинительных и "контробвинительных" доказательств - было рекомендовано включать в такие перечни не только наименования и прочие идентификационные реквизиты предполагаемых к судебному исследованию средств доказывания (в терминологии авторов Постановления Пленума - источников доказательств), но и краткое содержание каждого из них <8>. А еще через шесть лет такие позиции получили и законодательное воплощение <9>.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")1.3. Основными направлениями правотворческой деятельности прокуратуры являются: инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры; участие в подготовке законопроектов и других проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых другими органами государственной власти; подготовка правовых заключений по законопроектам и иным нормативным правовым актам; участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) и законодательных органах субъектов Российской Федерации; подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства.
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")1.3. Основными направлениями правотворческой деятельности прокуратуры являются: инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры; участие в подготовке законопроектов и других проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых другими органами государственной власти; подготовка правовых заключений по законопроектам и иным нормативным правовым актам; участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) и законодательных органах субъектов Российской Федерации; подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства.
"Положение о правовом управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации"
(утв. Генпрокуратурой России 26.08.2019)
(ред. от 09.08.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 16.03.2023)3.2. Организация и координация правотворческой деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с субъектами права законодательной инициативы и иными государственными органами.
(утв. Генпрокуратурой России 26.08.2019)
(ред. от 09.08.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 16.03.2023)3.2. Организация и координация правотворческой деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с субъектами права законодательной инициативы и иными государственными органами.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в правотворческой деятельности (Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в правотворческой деятельности (Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации).
Статья: Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<7> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<7> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Определенный вклад в правотворчество прокуроры вносят, участвуя в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления <1>. Следует с сожалением отметить, что по действующему законодательству Генеральный прокурор РФ не обладает правом законодательной инициативы.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Определенный вклад в правотворчество прокуроры вносят, участвуя в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления <1>. Следует с сожалением отметить, что по действующему законодательству Генеральный прокурор РФ не обладает правом законодательной инициативы.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
Статья: Совершенствование практики прокурорского реагирования на выявленные нарушения миграционного законодательства
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)Согласно п. 4 ст. 1 и ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор обладает правом законодательной инициативы, также представители прокуратуры принимают активное участие в обсуждении законопроектов и парламентских слушаниях. Кроме того, прокуратура информирует органы власти о состоянии законности в соответствии с п. 2 ст. 4 того же нормативного акта. Но правотворческая деятельность прокуратуры недостаточно урегулирована законодательством, что затрудняет деятельность прокуратуры в этой области. Необходимо расширить участие прокуратуры в правотворческой деятельности, особенно это касается принятия актов субъектов РФ. Если бы органы прокуратуры смогли более активно участвовать в принятии законодательных актов субъектов и муниципальных образований, то их позже не приходилось бы с помощью представлений прокурора приводить в соответствие с федеральным законодательством.
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)Согласно п. 4 ст. 1 и ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор обладает правом законодательной инициативы, также представители прокуратуры принимают активное участие в обсуждении законопроектов и парламентских слушаниях. Кроме того, прокуратура информирует органы власти о состоянии законности в соответствии с п. 2 ст. 4 того же нормативного акта. Но правотворческая деятельность прокуратуры недостаточно урегулирована законодательством, что затрудняет деятельность прокуратуры в этой области. Необходимо расширить участие прокуратуры в правотворческой деятельности, особенно это касается принятия актов субъектов РФ. Если бы органы прокуратуры смогли более активно участвовать в принятии законодательных актов субъектов и муниципальных образований, то их позже не приходилось бы с помощью представлений прокурора приводить в соответствие с федеральным законодательством.
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Приоритетными формами взаимодействия в рассматриваемой сфере, исходя из анализа практической деятельности прокуратуры, являются прежде всего проведение межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам; участие в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта; внесение предложений в планы работы органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов; принятие муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок направления в органы прокуратуры нормативных правовых актов для проведения правовой ревизии; информирование органов местного самоуправления о несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства; подготовка информационных писем об изменениях законодательства; реализация прокурорами права нормотворческой инициативы; разработка модельных правовых актов.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Приоритетными формами взаимодействия в рассматриваемой сфере, исходя из анализа практической деятельности прокуратуры, являются прежде всего проведение межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам; участие в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта; внесение предложений в планы работы органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов; принятие муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок направления в органы прокуратуры нормативных правовых актов для проведения правовой ревизии; информирование органов местного самоуправления о несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства; подготовка информационных писем об изменениях законодательства; реализация прокурорами права нормотворческой инициативы; разработка модельных правовых актов.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Имеется и другой подход прокуроров, основанный на ст. 10, 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" <19>, п. 7 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <20>. Органы прокуратуры со ссылкой на невозможность подмены иных государственных органов и должностных лиц, а также на рассмотрение в органах прокуратуры только обращений, содержащих сведения о нарушении законов, направляют такие заключения (их обращения) в правотворческий орган. Неудовлетворение полученным от правотворческого органа ответом (или его неполучение) влечет необходимость повторного обращения независимого эксперта в органы прокуратуры, что снижает инициативу реализации и без того не работающего института независимой антикоррупционной экспертизы.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Имеется и другой подход прокуроров, основанный на ст. 10, 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" <19>, п. 7 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <20>. Органы прокуратуры со ссылкой на невозможность подмены иных государственных органов и должностных лиц, а также на рассмотрение в органах прокуратуры только обращений, содержащих сведения о нарушении законов, направляют такие заключения (их обращения) в правотворческий орган. Неудовлетворение полученным от правотворческого органа ответом (или его неполучение) влечет необходимость повторного обращения независимого эксперта в органы прокуратуры, что снижает инициативу реализации и без того не работающего института независимой антикоррупционной экспертизы.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Проведен анализ правовой природы форм взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления; предложен авторский подход к выявлению сущности непосредственной и опосредованной (косвенной) подмены органами прокуратуры полномочий органов местного самоуправления в области нормотворчества; выделен ряд проблем, связанных с реализацией взаимодействия между данными субъектами юридических отношений. К указанным проблемам отнесены: нарушение принципа независимости прокурорского надзора при реализации прокурором права нормотворческой инициативы в представительном органе местного самоуправления; недопустимость подмены органами прокуратуры полномочий органов местного самоуправления при участии в правотворческой деятельности; принятие органом местного самоуправления муниципальных правовых актов, внесенных органом прокуратуры, в неизменном виде.
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Проведен анализ правовой природы форм взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления; предложен авторский подход к выявлению сущности непосредственной и опосредованной (косвенной) подмены органами прокуратуры полномочий органов местного самоуправления в области нормотворчества; выделен ряд проблем, связанных с реализацией взаимодействия между данными субъектами юридических отношений. К указанным проблемам отнесены: нарушение принципа независимости прокурорского надзора при реализации прокурором права нормотворческой инициативы в представительном органе местного самоуправления; недопустимость подмены органами прокуратуры полномочий органов местного самоуправления при участии в правотворческой деятельности; принятие органом местного самоуправления муниципальных правовых актов, внесенных органом прокуратуры, в неизменном виде.
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)1. Багмет А.М. Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.М. Багмет. Челябинск, 2004.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)1. Багмет А.М. Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.М. Багмет. Челябинск, 2004.
Статья: Реализация полномочий прокурора в нормотворческом процессе как один из наиболее эффективных способов защиты интересов граждан
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокуратурой Белгородской области широко используется право законодательной инициативы, направленной на защиту социальных прав граждан.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокуратурой Белгородской области широко используется право законодательной инициативы, направленной на защиту социальных прав граждан.