Правотворческая деятельность органов прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Правотворческая деятельность органов прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в правотворческой деятельности (Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в правотворческой деятельности (Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации).
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<27> Приказ Генерального прокурора РФ от 31.08.2023 N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407532854/ (дата обращения: 21.03.2025).
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<27> Приказ Генерального прокурора РФ от 31.08.2023 N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407532854/ (дата обращения: 21.03.2025).
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления"
(утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3-34-2018)Подлежит постоянному мониторингу соответствие федеральному законодательству правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом в соответствии с требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" и от 17.09.2007 N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительным органами государственной власти и органами местного самоуправления" необходимо обеспечить взаимодействие территориальных прокуратур со специализированными природоохранными прокуратурами в части изучения проектов нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления и подготовки заключения по результатам их изучения.
(утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3-34-2018)Подлежит постоянному мониторингу соответствие федеральному законодательству правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом в соответствии с требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" и от 17.09.2007 N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительным органами государственной власти и органами местного самоуправления" необходимо обеспечить взаимодействие территориальных прокуратур со специализированными природоохранными прокуратурами в части изучения проектов нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления и подготовки заключения по результатам их изучения.
Статья: Постановление принято - проблемы остались
(Оксюк Т.)
("Законность", 2022, N 4)Во исполнение требований ст. 9 Закона о прокуратуре, возлагающей на органы прокуратуры полномочия по участию в правотворческой деятельности, а также Приказа Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" работники Генеральной прокуратуры РФ приняли самое активное и непосредственное участие в разработке института возобновления производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств на всех без исключения этапах подготовки, принятия и дальнейшего совершенствования норм УПК, а также рассмотрения его положений Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Конституции РФ. Подготовленные нами законопроекты в определенной мере нашли отражение в нескольких указанных федеральных законах о внесении изменений и дополнений в гл. 49 УПК и смежные с ней нормы уголовно-процессуального законодательства, однако значительная часть наших законодательных предложений требует дальнейшей реализации <8>.
(Оксюк Т.)
("Законность", 2022, N 4)Во исполнение требований ст. 9 Закона о прокуратуре, возлагающей на органы прокуратуры полномочия по участию в правотворческой деятельности, а также Приказа Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" работники Генеральной прокуратуры РФ приняли самое активное и непосредственное участие в разработке института возобновления производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств на всех без исключения этапах подготовки, принятия и дальнейшего совершенствования норм УПК, а также рассмотрения его положений Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Конституции РФ. Подготовленные нами законопроекты в определенной мере нашли отражение в нескольких указанных федеральных законах о внесении изменений и дополнений в гл. 49 УПК и смежные с ней нормы уголовно-процессуального законодательства, однако значительная часть наших законодательных предложений требует дальнейшей реализации <8>.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<13> См. Приказы Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" (утр. силу) и от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (утр. силу).
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<13> См. Приказы Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" (утр. силу) и от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (утр. силу).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Вопросы взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества начали активно обсуждаться после внесения в Закон о прокуратуре изменений в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также издания Приказа Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Вопросы взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества начали активно обсуждаться после внесения в Закон о прокуратуре изменений в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также издания Приказа Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
Статья: Неопределенность формулировок в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации"
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Приведенные факты свидетельствуют о нарушении требований ст. 129 Конституции РФ, а также ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где указано следующее: "На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами". Отмеченная вольница в применении норм действующего Закона присутствует, как представляется, и в нормативных правовых актах Генерального прокурора РФ. Примером такого нормотворчества может служить Приказ Генерального прокурора РФ N 243 от 24.11.2008 "Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления". Этим Приказом для прокуроров установлены такие виды деятельности, которые фактически выходят за пределы функции участия в правотворческой деятельности, указанной в ст. 9 Закона о прокуратуре. Согласно Закону о прокуратуре "прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего или нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов" (ст. 9). Приказом, однако, установлены дополнительные обязанности, а именно: организация взаимодействия с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, участие в разработке нормативных правовых актов, использование законодательной инициативы по развитию регионального законодательства, направленного на борьбу с преступностью, обеспечение законности, защиту прав и законных интересов граждан. Дополнительные, не предусмотренные Федеральным законом, функции и полномочия установлены Приказом Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 N 144 (в ред. от 26.08.2019) "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления". Среди них следует указать на изучение прокурором проектов нормативных правовых актов и подготовку заключений по ним, участие в составе рабочих групп, комиссий, в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, выявление потребностей в правовом регулировании общественных отношений, помощь муниципальным органам в разработке модельных правовых актов и др. По сути, исполнение таких обязанностей приводит к подмене прокурорами ведомственной юридической службы.
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Приведенные факты свидетельствуют о нарушении требований ст. 129 Конституции РФ, а также ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где указано следующее: "На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами". Отмеченная вольница в применении норм действующего Закона присутствует, как представляется, и в нормативных правовых актах Генерального прокурора РФ. Примером такого нормотворчества может служить Приказ Генерального прокурора РФ N 243 от 24.11.2008 "Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления". Этим Приказом для прокуроров установлены такие виды деятельности, которые фактически выходят за пределы функции участия в правотворческой деятельности, указанной в ст. 9 Закона о прокуратуре. Согласно Закону о прокуратуре "прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего или нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов" (ст. 9). Приказом, однако, установлены дополнительные обязанности, а именно: организация взаимодействия с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, участие в разработке нормативных правовых актов, использование законодательной инициативы по развитию регионального законодательства, направленного на борьбу с преступностью, обеспечение законности, защиту прав и законных интересов граждан. Дополнительные, не предусмотренные Федеральным законом, функции и полномочия установлены Приказом Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 N 144 (в ред. от 26.08.2019) "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления". Среди них следует указать на изучение прокурором проектов нормативных правовых актов и подготовку заключений по ним, участие в составе рабочих групп, комиссий, в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, выявление потребностей в правовом регулировании общественных отношений, помощь муниципальным органам в разработке модельных правовых актов и др. По сути, исполнение таких обязанностей приводит к подмене прокурорами ведомственной юридической службы.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<24> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<24> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
Статья: Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<7> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<7> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Реализация полномочий прокурора в нормотворческом процессе как один из наиболее эффективных способов защиты интересов граждан
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокуратурой Белгородской области широко используется право законодательной инициативы, направленной на защиту социальных прав граждан.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокуратурой Белгородской области широко используется право законодательной инициативы, направленной на защиту социальных прав граждан.
Статья: Соглашения органа прокуратуры с органами местного самоуправления о взаимодействии и сотрудничестве: теоретико-правовой и практический анализ
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Практика заключения органами прокуратуры соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере правотворчества с органами МСУ не противоречит не только законодательству, но и ведомственным правовым актам прокуратуры. В частности, п. 2.1 Приказа Генерального прокурора России от 17 сентября 2007 г. N 144 (ред. от 11 августа 2020 г.) "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" предусматривает необходимость организации максимально полного поступления и изучения региональных и муниципальных нормативных правовых актов. Другие организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ, не исключая возможности заключения соглашений о взаимодействии, обязывают прокурорских работников налаживать необходимое сотрудничество с представительными органами различного уровня за счет активизации их непосредственного участия в правотворческом процессе <7>.
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Практика заключения органами прокуратуры соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере правотворчества с органами МСУ не противоречит не только законодательству, но и ведомственным правовым актам прокуратуры. В частности, п. 2.1 Приказа Генерального прокурора России от 17 сентября 2007 г. N 144 (ред. от 11 августа 2020 г.) "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" предусматривает необходимость организации максимально полного поступления и изучения региональных и муниципальных нормативных правовых актов. Другие организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ, не исключая возможности заключения соглашений о взаимодействии, обязывают прокурорских работников налаживать необходимое сотрудничество с представительными органами различного уровня за счет активизации их непосредственного участия в правотворческом процессе <7>.