Правоохранительные органы это
Подборка наиболее важных документов по запросу Правоохранительные органы это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Незаконная банковская деятельность" УК РФ"Вопреки доводам кассационных жалоб суд второй инстанции обоснованно указал в определении, что суд первой инстанции в полной мере не учел длительность совершения устойчивой организованной группой преступления, относящегося к категории тяжких. Преступная деятельность организованной группы была пресечена лишь в результате активных действий сотрудников правоохранительных органов. При этом опасность совершенного преступления для нормального функционирования экономических отношений, обстоятельства его совершения, личность осужденных и иные обстоятельства дела позволяли прийти к выводу, что условное осуждение не сможет обеспечить исправление осужденных. Указанные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам уголовного дела. Диспозиция ч. 2 ст. 172 УК РФ не предусматривает наступление каких-либо последствий, в том числе и тяжких, а потому доводы кассационной жалобы в этой части являются несостоятельными."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В силу п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы при вынесении решения по итогам проведенной совместной проверки с сотрудниками органов внутренних дел вправе ссылаться на материалы, полученные правоохранительными органами. При этом законоположения, разрешающие использовать указанные доказательства при принятии решения по результатам налоговой проверки, соответствуют положениям Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 N 14-О).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В силу п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы при вынесении решения по итогам проведенной совместной проверки с сотрудниками органов внутренних дел вправе ссылаться на материалы, полученные правоохранительными органами. При этом законоположения, разрешающие использовать указанные доказательства при принятии решения по результатам налоговой проверки, соответствуют положениям Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 N 14-О).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система правоохранительных органов РФ
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Понятие правоохранительных органов
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Понятие правоохранительных органов
Статья: Проблемы определения системы правоохранительных органов Российской Федерации на современном этапе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правоохранительный орган определяется как "учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью" (цит. по: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2015).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правоохранительный орган определяется как "учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью" (цит. по: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2015).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Статья 122 Конституции Российской Федерации гарантирует неприкосновенность судей, что прежде всего способствует исключению возможности неправомерного воздействия на судей какими-либо государственными, в том числе правоохранительными, органами. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 16 Закона о статусе судей. В данной статье определен порядок решения вопросов, связанных с привлечением судьи к уголовной ответственности, а также установлена неприкосновенность личности судьи, занимаемых им жилых и служебных помещений, транспортных средств, имущества, документов, всех видов переписки и телефонных переговоров. Все это исключает возможность влияния на осуществление судьей своей профессиональной деятельности. Гарантией от вмешательства в деятельность судей является роль органов судейского сообщества. Только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее - ВККС РФ) может быть принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении его в качестве обвиняемого. Такое согласие в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона о статусе судей ВККС РФ дает при условии, что мероприятия и действия в порядке уголовного судопроизводства или административного процесса соответствующих органов не связаны с позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 12.1 Закона о статусе судей и Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон об органах судейского сообщества), также исключает возможность незаконного вмешательства в деятельность судьи. Самым строгим дисциплинарным взысканием является досрочное прекращение полномочий судьи. Чтобы исключить возможные ошибки и предвзятый подход к судье, предусмотрен особый порядок обжалования решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судей. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Дисциплинарная коллегия, которая рассматривает соответствующие жалобы судей на решения о досрочном прекращении их полномочий или на понижение в квалификационном классе в соответствии с гл. 23 КАС РФ. Гарантией от вмешательства в деятельность судьи является правило ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей: "Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом". Вмешательство в процесс осуществления правосудия недопустимо не только для любых органов и организаций, но и для председателей судов и вышестоящих судебных инстанций иначе чем в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Этому способствует постепенное изменение полномочий председателей и заместителей председателей судов. По действующему законодательству председатели судов лишены права на обращение в квалификационные коллегии с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, а также не могут сами проводить проверки относительно совершения судьями дисциплинарных проступков. Председатели судов не могут сами распределять дела между судьями, это допускается только в исключительных ситуациях. Гарантией от вмешательства являются ограничения на возможность изменения состава суда, правила оценки доказательств и тайна совещательной комнаты. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи гарантируется мерами уголовной ответственности. Глава 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) так и называется - "Преступления против правосудия". Так, диспозиция ч. 1 ст. 294 УК РФ прямо указывает: "Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда...". Вмешательство в деятельность судьи может принимать и самые жесткие меры, поэтому ст. 295 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, а ст. 296 УК РФ - за угрозы убийством, причинением вреда здоровью или имуществу судьи. Особо изощренным способом вмешательства в деятельность судьи являются деяния, предусмотренные ст. 298 УК РФ, - клевета в отношении судьи, ведь в этом случае на период проверки и предварительного следствия судья может быть отстранен от рассмотрения какого-либо дела, а это и является главной целью.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Статья 122 Конституции Российской Федерации гарантирует неприкосновенность судей, что прежде всего способствует исключению возможности неправомерного воздействия на судей какими-либо государственными, в том числе правоохранительными, органами. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 16 Закона о статусе судей. В данной статье определен порядок решения вопросов, связанных с привлечением судьи к уголовной ответственности, а также установлена неприкосновенность личности судьи, занимаемых им жилых и служебных помещений, транспортных средств, имущества, документов, всех видов переписки и телефонных переговоров. Все это исключает возможность влияния на осуществление судьей своей профессиональной деятельности. Гарантией от вмешательства в деятельность судей является роль органов судейского сообщества. Только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее - ВККС РФ) может быть принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении его в качестве обвиняемого. Такое согласие в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона о статусе судей ВККС РФ дает при условии, что мероприятия и действия в порядке уголовного судопроизводства или административного процесса соответствующих органов не связаны с позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 12.1 Закона о статусе судей и Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон об органах судейского сообщества), также исключает возможность незаконного вмешательства в деятельность судьи. Самым строгим дисциплинарным взысканием является досрочное прекращение полномочий судьи. Чтобы исключить возможные ошибки и предвзятый подход к судье, предусмотрен особый порядок обжалования решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судей. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Дисциплинарная коллегия, которая рассматривает соответствующие жалобы судей на решения о досрочном прекращении их полномочий или на понижение в квалификационном классе в соответствии с гл. 23 КАС РФ. Гарантией от вмешательства в деятельность судьи является правило ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей: "Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом". Вмешательство в процесс осуществления правосудия недопустимо не только для любых органов и организаций, но и для председателей судов и вышестоящих судебных инстанций иначе чем в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Этому способствует постепенное изменение полномочий председателей и заместителей председателей судов. По действующему законодательству председатели судов лишены права на обращение в квалификационные коллегии с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, а также не могут сами проводить проверки относительно совершения судьями дисциплинарных проступков. Председатели судов не могут сами распределять дела между судьями, это допускается только в исключительных ситуациях. Гарантией от вмешательства являются ограничения на возможность изменения состава суда, правила оценки доказательств и тайна совещательной комнаты. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи гарантируется мерами уголовной ответственности. Глава 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) так и называется - "Преступления против правосудия". Так, диспозиция ч. 1 ст. 294 УК РФ прямо указывает: "Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда...". Вмешательство в деятельность судьи может принимать и самые жесткие меры, поэтому ст. 295 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, а ст. 296 УК РФ - за угрозы убийством, причинением вреда здоровью или имуществу судьи. Особо изощренным способом вмешательства в деятельность судьи являются деяния, предусмотренные ст. 298 УК РФ, - клевета в отношении судьи, ведь в этом случае на период проверки и предварительного следствия судья может быть отстранен от рассмотрения какого-либо дела, а это и является главной целью.
Готовое решение: Как юридическому лицу защитить свою деловую репутацию
(КонсультантПлюс, 2025)Предъявлять требования можно как сразу в суд, так и в претензии к нарушителю. Также вы можете обратиться в правоохранительные органы, поскольку клевета - это преступление, но к уголовной ответственности за него могут привлечь только физическое лицо.
(КонсультантПлюс, 2025)Предъявлять требования можно как сразу в суд, так и в претензии к нарушителю. Также вы можете обратиться в правоохранительные органы, поскольку клевета - это преступление, но к уголовной ответственности за него могут привлечь только физическое лицо.
Статья: Борьба с уклонением от уплаты налогов: на что делает ставку ФНС
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 8)Таким образом, сначала проводится налоговая проверка, а потом уже после вынесения решения может быть возбуждено уголовное дело. То есть получается, что налоговая инспекция при доказывании налогового правонарушения не может в полном объеме воспользоваться помощью правоохранительных органов. Конечно, это не исключает последующего выявления бенефициара налоговой схемы при уголовном расследовании. Тем не менее на практике встречаются ситуации, когда налоговый орган уже в ходе налоговой проверки обращается к правоохранительным органам в целях получения доказательств в виде переписки или "черной" бухгалтерии на компьютере. Например, когда параллельно расследуется дело о мошенничестве с незаконным возмещением НДС (ст. 159 УК РФ).
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 8)Таким образом, сначала проводится налоговая проверка, а потом уже после вынесения решения может быть возбуждено уголовное дело. То есть получается, что налоговая инспекция при доказывании налогового правонарушения не может в полном объеме воспользоваться помощью правоохранительных органов. Конечно, это не исключает последующего выявления бенефициара налоговой схемы при уголовном расследовании. Тем не менее на практике встречаются ситуации, когда налоговый орган уже в ходе налоговой проверки обращается к правоохранительным органам в целях получения доказательств в виде переписки или "черной" бухгалтерии на компьютере. Например, когда параллельно расследуется дело о мошенничестве с незаконным возмещением НДС (ст. 159 УК РФ).
Статья: Сообщение о новом преступлении, сделанное в ходе судебного заседания: формы реализации и правовые последствия
(Лизунов А.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Кроме того, нельзя абсолютизировать суждение о том, что действия по проверке сообщения о новом преступлении, сделанного в ходе судебного заседания, выходят за рамки судебного разбирательства: вынесение законного и обоснованного решения по делу невозможно без проверки находящихся в этом деле доказательств. Последняя, как известно, может быть осуществлена в том числе посредством получения новых доказательств. К примеру, заявленный в суде довод подсудимого о его избиении в процессе расследования уголовного дела и о применении в отношении него иных противоправных мер воздействия в целях склонения к даче признательных показаний нуждается в проверке, поскольку напрямую влияет на оценку судом такого доказательства, как показания подозреваемого (обвиняемого), данные им в ходе предварительного расследования. Версия подсудимого о том, что его показания на стадии предварительного расследования были получены в результате не просто нарушения закона, а преступного нарушения, не может быть подтверждена или опровергнута в ходе судебного заседания, минуя стадии досудебного производства, - первоначально правовую оценку ей должен дать соответствующий правоохранительный орган. Эти обстоятельства должны быть подвергнуты проверке, проводимой в соответствии со статьями 144 - 145 УПК РФ, по результатам которой будет принято решение (вынесено постановление) о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Заверенная копия постановления должна быть по мотивированному запросу суда представлена и приобщена к материалам дела, рассматриваемого в суде, и иметь значение самостоятельного доказательства - иного документа (ч. 2 ст. 74 УПК РФ). Здесь важно лишь отметить, что заявитель вправе не согласиться с принятым по результатам проверки решением, например об отказе в возбуждении уголовного дела, и обжаловать его руководителю, в прокуратуру или суд. В этом случае, хотя постановления должностных лиц досудебного производства вступают в законную силу в момент их вынесения, суду, который намерен приобщить заверенную копию обжалуемого постановления в качестве доказательства по делу, следует дождаться результатов обжалования.
(Лизунов А.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Кроме того, нельзя абсолютизировать суждение о том, что действия по проверке сообщения о новом преступлении, сделанного в ходе судебного заседания, выходят за рамки судебного разбирательства: вынесение законного и обоснованного решения по делу невозможно без проверки находящихся в этом деле доказательств. Последняя, как известно, может быть осуществлена в том числе посредством получения новых доказательств. К примеру, заявленный в суде довод подсудимого о его избиении в процессе расследования уголовного дела и о применении в отношении него иных противоправных мер воздействия в целях склонения к даче признательных показаний нуждается в проверке, поскольку напрямую влияет на оценку судом такого доказательства, как показания подозреваемого (обвиняемого), данные им в ходе предварительного расследования. Версия подсудимого о том, что его показания на стадии предварительного расследования были получены в результате не просто нарушения закона, а преступного нарушения, не может быть подтверждена или опровергнута в ходе судебного заседания, минуя стадии досудебного производства, - первоначально правовую оценку ей должен дать соответствующий правоохранительный орган. Эти обстоятельства должны быть подвергнуты проверке, проводимой в соответствии со статьями 144 - 145 УПК РФ, по результатам которой будет принято решение (вынесено постановление) о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Заверенная копия постановления должна быть по мотивированному запросу суда представлена и приобщена к материалам дела, рассматриваемого в суде, и иметь значение самостоятельного доказательства - иного документа (ч. 2 ст. 74 УПК РФ). Здесь важно лишь отметить, что заявитель вправе не согласиться с принятым по результатам проверки решением, например об отказе в возбуждении уголовного дела, и обжаловать его руководителю, в прокуратуру или суд. В этом случае, хотя постановления должностных лиц досудебного производства вступают в законную силу в момент их вынесения, суду, который намерен приобщить заверенную копию обжалуемого постановления в качестве доказательства по делу, следует дождаться результатов обжалования.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования института ротации на государственной службе иных видов
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)В статье 1 Закона о службе в таможенных органах под службой в таможенных органах понимается "профессиональная деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов". Это определение не соответствует определению ГС, данному в Законе о системе государственной службы. Ведь "государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий...". Л.В. Дзюбровская верно подметила, что из законодательного определения службы в таможенных органах "невозможно понять место государственных гражданских служащих в таможенных органах, которые названы в законе правоохранительными" [1, с. 73].
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)В статье 1 Закона о службе в таможенных органах под службой в таможенных органах понимается "профессиональная деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов". Это определение не соответствует определению ГС, данному в Законе о системе государственной службы. Ведь "государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий...". Л.В. Дзюбровская верно подметила, что из законодательного определения службы в таможенных органах "невозможно понять место государственных гражданских служащих в таможенных органах, которые названы в законе правоохранительными" [1, с. 73].
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отстранить работника от работыОтстранение от работы производится на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда (ст. 331.1, ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ). Так как уголовное преследование осуществляется в процессе производства по уголовному делу, что следует из п. п. 55, 56 ст. 5, ст. 6 УПК РФ, отстранить работника нужно незамедлительно в день получения сведений от правоохранительных органов. Это позволит исполнить требования закона о сроке отстранения от работы.
Статья: Выявление зависимости уровня экономической безопасности от борьбы с экономическими преступлениями
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)В результате этого правоохранительные органы начали расследование около 900 уголовных дел, связанных с незаконной продажей и использованием поддельных документов о вакцинации или тестировании на COVID-19. Кроме того, было заблокировано приблизительно 2,5 тыс. веб-сайтов, предлагающих фальшивые сертификаты и справки. Средняя цена одной фальшивки составляла около 5 000 руб.
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)В результате этого правоохранительные органы начали расследование около 900 уголовных дел, связанных с незаконной продажей и использованием поддельных документов о вакцинации или тестировании на COVID-19. Кроме того, было заблокировано приблизительно 2,5 тыс. веб-сайтов, предлагающих фальшивые сертификаты и справки. Средняя цена одной фальшивки составляла около 5 000 руб.
Готовое решение: Какие травмы относятся к бытовым
(КонсультантПлюс, 2025)травма из-за действий (бездействия) пострадавшего, которые правоохранительными органами квалифицированы как уголовно наказуемое деяние. Например, это может быть травма водителя, который нарушил при выполнении своих трудовых обязанностей правила дорожного движения, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью другого человека и ответственность водителя по ч. 1 ст. 264 УК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)травма из-за действий (бездействия) пострадавшего, которые правоохранительными органами квалифицированы как уголовно наказуемое деяние. Например, это может быть травма водителя, который нарушил при выполнении своих трудовых обязанностей правила дорожного движения, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью другого человека и ответственность водителя по ч. 1 ст. 264 УК РФ.
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)получили от правоохранительных органов или из других источников информацию о возможных налоговых нарушениях и эту информацию нужно проверить;
(КонсультантПлюс, 2025)получили от правоохранительных органов или из других источников информацию о возможных налоговых нарушениях и эту информацию нужно проверить;
Статья: Зарубежный опыт предупреждения корпоративной преступности
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 3)По национальному законодательству Китая юридическое лицо может подлежать уголовной ответственности. Так, компания "Цичжоу" занималась размещением на своем интернет-сайте фильмов порнографического характера. Китайские правоохранительные органы это выявили. Суд признал организацию виновной в распространении порнографической продукции с целью получения прибыли и назначил штраф в 1 млн юаней, а также конфисковал все имущество, приобретенное в результате совершения данного противоправного деяния, и орудия преступления [7, с. 76].
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 3)По национальному законодательству Китая юридическое лицо может подлежать уголовной ответственности. Так, компания "Цичжоу" занималась размещением на своем интернет-сайте фильмов порнографического характера. Китайские правоохранительные органы это выявили. Суд признал организацию виновной в распространении порнографической продукции с целью получения прибыли и назначил штраф в 1 млн юаней, а также конфисковал все имущество, приобретенное в результате совершения данного противоправного деяния, и орудия преступления [7, с. 76].