Правонарушения в сфере информационных технологий

Подборка наиболее важных документов по запросу Правонарушения в сфере информационных технологий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.9 "Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела". В данном случае дело рассмотрено судом по существу, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для вывода о возможности возвращения протокола об административном правонарушении и материалов дела Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Цифровая экономика и цифровизация как предпосылки трансформации прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)
Такая форма координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов в целях противодействия правонарушениям в ИТ-сфере используется в отдельных субъектах РФ. Например, под председательством губернатора Алтайского края ПДКС рассмотрело вопросы профилактики хищений денежных средств дистанционными способами (декабрь 2020 г.), губернатор Омской области в мае 2021 г. на заседании ПДКС заслушал вопрос "О состоянии работы по предупреждению и расследованию преступлений против собственности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий".
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)
Осенью 2019 г. Савеловский районный суд г. Москвы отказал А.В. Поповой в удовлетворении ее требований признать незаконными действия Департамента информационных технологий ГУ МВД России по применению технологии распознавания лиц в "Городской системе видеонаблюдения", построенной на базе ГИС ЕЦХД, обязать административных ответчиков не применять технологии распознавания лиц в "Городской системе видеонаблюдения", построенной на базе ГИС ЕЦХД, обязать удалить ее биометрические персональные данные из базы данных изображений гражданина. В мотивировочной части решения суд указал, что "Департамент не проводит мероприятий, направленных на установление личности конкретного гражданина. В ЕЦХД отсутствуют персональные данные граждан (Ф.И.О. и пр.), а также биометрические персональные данные (радужная оболочка глаз, рост, вес и пр.), которые необходимы для установления личности гражданина. Алгоритм распознавания лиц, используемый в ЕЦХД, сравнивает изображение, поступающее в ЕЦХД с видеокамер, с фотографией, предоставленной правоохранительным органом. В процессе обработки соответствующих изображений происходит их сравнение на наличие/отсутствие совпадений. Департаменту не передаются персональные данные (Ф.И.О. и пр.) искомых лиц, поскольку у Департамента нет технической и юридической возможности осуществлять их сопоставление. Таким образом, при отсутствии процедуры идентификации личности видеоизображения граждан не могут считаться биометрическими персональными данными. Соответственно, отсутствует необходимость получать письменное согласие гражданина на обработку биометрических персональных данных" <3>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
106) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.33 настоящего Кодекса;