Правонарушения в сфере информационных технологий
Подборка наиболее важных документов по запросу Правонарушения в сфере информационных технологий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 01.04.2025 N 41-ФЗ "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)"Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)"Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Статья: Применение видео-конференц-связи по делам о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Решетняк В.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Ключевые слова: видео-конференц-связь, производство по делу об административном правонарушении, судебная практика, информационные технологии.
(Решетняк В.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Ключевые слова: видео-конференц-связь, производство по делу об административном правонарушении, судебная практика, информационные технологии.
Статья: Налог на переводы с карты на карту для физических лиц: что изменилось с июня 2025 г.
(Чередниченко Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)С 1 июня 2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Чередниченко Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)С 1 июня 2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Цифровая экономика и цифровизация как предпосылки трансформации прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)Такая форма координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов в целях противодействия правонарушениям в ИТ-сфере используется в отдельных субъектах РФ. Например, под председательством губернатора Алтайского края ПДКС рассмотрело вопросы профилактики хищений денежных средств дистанционными способами (декабрь 2020 г.), губернатор Омской области в мае 2021 г. на заседании ПДКС заслушал вопрос "О состоянии работы по предупреждению и расследованию преступлений против собственности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий".
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)Такая форма координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов в целях противодействия правонарушениям в ИТ-сфере используется в отдельных субъектах РФ. Например, под председательством губернатора Алтайского края ПДКС рассмотрело вопросы профилактики хищений денежных средств дистанционными способами (декабрь 2020 г.), губернатор Омской области в мае 2021 г. на заседании ПДКС заслушал вопрос "О состоянии работы по предупреждению и расследованию преступлений против собственности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий".
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)О соответствующей гражданско-правовой ответственности говорится в ч. 2 ст. 17 "Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации; требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)О соответствующей гражданско-правовой ответственности говорится в ч. 2 ст. 17 "Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации; требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно общей норме ч. 1 ст. 17 "Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" нарушение требований данного Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно общей норме ч. 1 ст. 17 "Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" нарушение требований данного Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<9> См., например: подсистема "Административное производство" ГИС ТОР КНД: формирование электронного дела, взаимодействие с ФССП, информирование о составе по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, учет и хранение документов в электронном виде; Указ Президента РФ "О государственном информационном ресурсе "Цифровой профиль иностранного гражданина" (срок разработки 30.06.2026), с данными о наличии или отсутствии судимостей, административные правонарушения, налоговая информация, Пилотный проект по оперативному взаимодействию и информационному обмену уполномоченных государственных органов и организаций при противодействии правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, Банк исполнительных производств с реестром Реестр должников по алиментным обязательствам, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", законопроект N 960721-8, 07.07.2025, разработчик Правительство РФ // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148573 и др.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<9> См., например: подсистема "Административное производство" ГИС ТОР КНД: формирование электронного дела, взаимодействие с ФССП, информирование о составе по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, учет и хранение документов в электронном виде; Указ Президента РФ "О государственном информационном ресурсе "Цифровой профиль иностранного гражданина" (срок разработки 30.06.2026), с данными о наличии или отсутствии судимостей, административные правонарушения, налоговая информация, Пилотный проект по оперативному взаимодействию и информационному обмену уполномоченных государственных органов и организаций при противодействии правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, Банк исполнительных производств с реестром Реестр должников по алиментным обязательствам, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", законопроект N 960721-8, 07.07.2025, разработчик Правительство РФ // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148573 и др.
Статья: Информационная безопасность в социально-гуманитарном измерении: дискурс уголовно-правовой институционализации
(Ключко Р.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)<32> В Концепции информационной безопасности Союзного государства, утв. Постановлением Высшего государственного совета Союзного государства от 22 февраля 2023 г. N 1, в качестве самостоятельных задач для достижения цели обеспечения информационной безопасности Союзного государства определяются: "б) формирование единой безопасной среды оборота достоверной информации... д) создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий... к) противодействие распространению противоправной информации в едином информационном пространстве, защита российского и белорусского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России и Беларуси". В "перечневом ряду", зафиксированном в ст. 2 УК РБ, "информационная безопасность" может быть указана после слов "природной среды"; в ст. 2 УК РФ - после слов "окружающей среды".
(Ключко Р.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)<32> В Концепции информационной безопасности Союзного государства, утв. Постановлением Высшего государственного совета Союзного государства от 22 февраля 2023 г. N 1, в качестве самостоятельных задач для достижения цели обеспечения информационной безопасности Союзного государства определяются: "б) формирование единой безопасной среды оборота достоверной информации... д) создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий... к) противодействие распространению противоправной информации в едином информационном пространстве, защита российского и белорусского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России и Беларуси". В "перечневом ряду", зафиксированном в ст. 2 УК РБ, "информационная безопасность" может быть указана после слов "природной среды"; в ст. 2 УК РФ - после слов "окружающей среды".
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Более общей нормой ч. 2 ст. 17 "Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации" Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <217> установлено следующее: лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации; требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Более общей нормой ч. 2 ст. 17 "Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации" Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <217> установлено следующее: лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации; требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.