Право собственности на животное
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности на животное (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Объекты права собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Дикие животные могут быть объектом права собственности, если они были изъяты из естественной среды обитания в законном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Дикие животные могут быть объектом права собственности, если они были изъяты из естественной среды обитания в законном порядке
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничение прав собственников домашних животных, содержащихся в жилых помещениях, как способ защиты публичных интересов
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного" // СЗ РФ. 2018. N 53 (ч. I). Ст. 8424.
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного" // СЗ РФ. 2018. N 53 (ч. I). Ст. 8424.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"Статья 4. Право государственной собственности на объекты животного мира
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"Статья 4. Право государственной собственности на объекты животного мира
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Интерес представляет п. 2 ст. 225 ГК, в силу которого признается применимым механизм приобретательной давности для движимых вещей, от которых собственник отказался. Это означает, что если не были выполнены процедуры, связанные с приобретением находки, клада, безнадзорных животных, то тем не менее право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности. В связи с этим возникает два вопроса: как в рамках приобретательной давности проверяется определенность воли собственника на отказ от вещи и как выполняется условие ст. 234 ГК о добросовестности владения.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Интерес представляет п. 2 ст. 225 ГК, в силу которого признается применимым механизм приобретательной давности для движимых вещей, от которых собственник отказался. Это означает, что если не были выполнены процедуры, связанные с приобретением находки, клада, безнадзорных животных, то тем не менее право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности. В связи с этим возникает два вопроса: как в рамках приобретательной давности проверяется определенность воли собственника на отказ от вещи и как выполняется условие ст. 234 ГК о добросовестности владения.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с законодательством разрешено право собственности на обособленный водный объект, древесно-кустарниковую растительность, объекты животного мира (изъятые из среды обитания) в установленном порядке. Затраты по приобретению объектов природопользования учитывают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчете 2 "Приобретение объектов природопользования". Как и затраты на покупку земель, они включают расходы, связанные с покупкой объектов, их регистрацией и т.п. Аналитический учет ведут по видам приобретаемых природных ресурсов: лесные угодья, водоемы (пруд, озеро), торфяные болота, участки с запасами минералов, нефти, газа и других полезных ископаемых.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с законодательством разрешено право собственности на обособленный водный объект, древесно-кустарниковую растительность, объекты животного мира (изъятые из среды обитания) в установленном порядке. Затраты по приобретению объектов природопользования учитывают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчете 2 "Приобретение объектов природопользования". Как и затраты на покупку земель, они включают расходы, связанные с покупкой объектов, их регистрацией и т.п. Аналитический учет ведут по видам приобретаемых природных ресурсов: лесные угодья, водоемы (пруд, озеро), торфяные болота, участки с запасами минералов, нефти, газа и других полезных ископаемых.
Статья: Гражданско-правовая квалификация явлений, связанных с поведением животных: проблемы правоприменения
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)Второй подход состоит в том, что источником повышенной опасности рассматривают любых диких животных, изъятых из естественной среды их обитания или домашних животных. То есть источником повышенной опасности признается не теоретическое обладание на праве собственности животным как частью животного мира, а только хозяйственное господство (обладание, содержание, использование), которое возможно только после обособления животного. В судебной практике встречается ряд споров, где суд приходит к такому выводу, например, в одном из споров суд взыскал с владельца барана возмещение вреда, причиненного автомобилю в результате столкновения с бараном, объяснив это тем, что "вредоносность и бесконтрольность действий крупных домашних животных и диких животных, находящихся у юридических лиц или граждан, позволяет при определенных обстоятельствах относить их к источникам повышенной опасности" <12>. Аналогичные решения были приняты в отношении лошади, коровы и некоторых иных животных <13>. Суды мотивируют такой подход тем, что по смыслу ст. 1079 ГК РФ источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Учитывая, что названная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" <14>). Таким образом, лошадь является источником повышенной опасности, поскольку она обладает признаками, присущими таким источникам <15>.
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)Второй подход состоит в том, что источником повышенной опасности рассматривают любых диких животных, изъятых из естественной среды их обитания или домашних животных. То есть источником повышенной опасности признается не теоретическое обладание на праве собственности животным как частью животного мира, а только хозяйственное господство (обладание, содержание, использование), которое возможно только после обособления животного. В судебной практике встречается ряд споров, где суд приходит к такому выводу, например, в одном из споров суд взыскал с владельца барана возмещение вреда, причиненного автомобилю в результате столкновения с бараном, объяснив это тем, что "вредоносность и бесконтрольность действий крупных домашних животных и диких животных, находящихся у юридических лиц или граждан, позволяет при определенных обстоятельствах относить их к источникам повышенной опасности" <12>. Аналогичные решения были приняты в отношении лошади, коровы и некоторых иных животных <13>. Суды мотивируют такой подход тем, что по смыслу ст. 1079 ГК РФ источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Учитывая, что названная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" <14>). Таким образом, лошадь является источником повышенной опасности, поскольку она обладает признаками, присущими таким источникам <15>.
Статья: Опасные животные в квартире. Анализ споров
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2023, N 3)Не менее интересный спор был рассмотрен Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан. Прокурор города Набережные Челны в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к гражданину, содержащему детеныша тигра-гибрида в жилом помещении, о прекращении права собственности на животное и определении места его содержания.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2023, N 3)Не менее интересный спор был рассмотрен Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан. Прокурор города Набережные Челны в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к гражданину, содержащему детеныша тигра-гибрида в жилом помещении, о прекращении права собственности на животное и определении места его содержания.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В случаях, когда в соответствии с законом или в соответствии с обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи и животных приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В случаях, когда в соответствии с законом или в соответствии с обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи и животных приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Статья: Вещное право на объекты аквакультуры в контексте защиты добросовестных субъектов правоотношений
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Подобные отсылочные нормы о предоставлении прав на объекты животного мира на общих территориях (акваториях) содержат Лесной кодекс Российской Федерации (ст. 11), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (ст. 4) и Закон о любительском рыболовстве (ст. 5). Вместе с тем в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) имеется только одно положение, которое наделяет рыбака-любителя правом вылова гидробионтов из природных водоемов. Таковым является ст. 221 ГК РФ, в которой установлены случаи правомерного изъятия дикоросов и животных из среды их обитания: "...когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биоресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу".
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Подобные отсылочные нормы о предоставлении прав на объекты животного мира на общих территориях (акваториях) содержат Лесной кодекс Российской Федерации (ст. 11), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (ст. 4) и Закон о любительском рыболовстве (ст. 5). Вместе с тем в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) имеется только одно положение, которое наделяет рыбака-любителя правом вылова гидробионтов из природных водоемов. Таковым является ст. 221 ГК РФ, в которой установлены случаи правомерного изъятия дикоросов и животных из среды их обитания: "...когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биоресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу".
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)ГК РФ относит животных к имуществу (ч. 1 ст. 137 ГК РФ) и распространяет на безнадзорных животных правовой режим бесхозяйных вещей <10>. Отношения по приобретению права собственности на безнадзорных животных и возмещению расходов на содержание таких животных также регулируются ГК РФ <11>: по истечении 6 месяцев после заявления о задержании животных они поступают в муниципальную собственность, если их собственник не обнаружен или не заявил о своем праве на них и если отсутствуют иные лица, претендующие на приобретение в собственность животных. Данные положения ГК РФ об отнесении животных к имуществу и о поступлении их в собственность МО в целом согласуются со ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающей виды имущества, которое может находиться в собственности МО, а также предусматривающей возможность перепрофилирования или отчуждения имущества при возникновении у МО права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона. В то же время анализ положений ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ не позволяет однозначно отнести безнадзорных животных к перечисленному в ней муниципальному имуществу, однако, согласно позиции Конституционного Суда РФ <12>, закрепленный в указанной статье Федерального закона N 131-ФЗ перечень имущества не является закрытым. Поэтому утверждать, что безнадзорные домашние животные не могут находиться в собственности МО ввиду несоответствия их требованиям, установленным ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, было бы неверным. Кроме того, ч. 2 указанной статьи предусматривает специальные правила в отношении имущества, не соответствующего положениям ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, позволяя МО отчуждать такое имущество <13>. Данное положение применимо и к безнадзорным домашним животным. До момента отчуждения безнадзорные домашние животные - это собственность МО со всеми вытекающими последствиями, включая несение бремени содержания таких животных.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)ГК РФ относит животных к имуществу (ч. 1 ст. 137 ГК РФ) и распространяет на безнадзорных животных правовой режим бесхозяйных вещей <10>. Отношения по приобретению права собственности на безнадзорных животных и возмещению расходов на содержание таких животных также регулируются ГК РФ <11>: по истечении 6 месяцев после заявления о задержании животных они поступают в муниципальную собственность, если их собственник не обнаружен или не заявил о своем праве на них и если отсутствуют иные лица, претендующие на приобретение в собственность животных. Данные положения ГК РФ об отнесении животных к имуществу и о поступлении их в собственность МО в целом согласуются со ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающей виды имущества, которое может находиться в собственности МО, а также предусматривающей возможность перепрофилирования или отчуждения имущества при возникновении у МО права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона. В то же время анализ положений ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ не позволяет однозначно отнести безнадзорных животных к перечисленному в ней муниципальному имуществу, однако, согласно позиции Конституционного Суда РФ <12>, закрепленный в указанной статье Федерального закона N 131-ФЗ перечень имущества не является закрытым. Поэтому утверждать, что безнадзорные домашние животные не могут находиться в собственности МО ввиду несоответствия их требованиям, установленным ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, было бы неверным. Кроме того, ч. 2 указанной статьи предусматривает специальные правила в отношении имущества, не соответствующего положениям ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, позволяя МО отчуждать такое имущество <13>. Данное положение применимо и к безнадзорным домашним животным. До момента отчуждения безнадзорные домашние животные - это собственность МО со всеми вытекающими последствиями, включая несение бремени содержания таких животных.
Статья: Правовые аспекты недопустимости насилия в отношении одушевленных вещей
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)11. Захаров Д.Е. К вопросу о праве собственности на животный мир / Д.Е. Захаров // Российский юридический журнал. 2010. N 3. С. 130 - 137.
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)11. Захаров Д.Е. К вопросу о праве собственности на животный мир / Д.Е. Захаров // Российский юридический журнал. 2010. N 3. С. 130 - 137.
Статья: К вопросу о запрете деятельности по содержанию и использованию животных в цирках
(Горохов Д.Б.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В законопроекте N 564365-8 не отражены гражданско-правовые аспекты, связанные с имущественными правами (в первую очередь правом собственности) на животных, содержащихся в цирках и используемых в цирковых представлениях (ст. 137 ГК РФ). Ввиду того, что животных нельзя будет использовать в цирках, возникнет новое основание ограничения или прекращения права собственности на этих животных и проблема их передачи (отчуждения) новым собственникам (владельцам). Однако законопроект N 564365-8 не направлен на соблюдение прав лиц - субъектов гражданских правоотношений и защиту животных, обеспечение их благополучия.
(Горохов Д.Б.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В законопроекте N 564365-8 не отражены гражданско-правовые аспекты, связанные с имущественными правами (в первую очередь правом собственности) на животных, содержащихся в цирках и используемых в цирковых представлениях (ст. 137 ГК РФ). Ввиду того, что животных нельзя будет использовать в цирках, возникнет новое основание ограничения или прекращения права собственности на этих животных и проблема их передачи (отчуждения) новым собственникам (владельцам). Однако законопроект N 564365-8 не направлен на соблюдение прав лиц - субъектов гражданских правоотношений и защиту животных, обеспечение их благополучия.