Право собственности на памятник
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности на памятник (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48 "Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Из смысла положений статей 47.6, 48, 50, 50.1, 51 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) следует, что переход права собственности или иного вещного права на объект культурного наследия к другому лицу не прекращает охранного обязательства, а лишь влечет изменение его условий в части субъекта права собственности, к которому оно переходит."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом. Кажется, что эта норма в принципе непригодна для возникновения права собственности на памятник культуры. Я опускаю обсуждение вопроса об использовании исторически ценных объектов при строительстве нового объекта, например мраморных плит с античными надписями. Понятно, что вновь созданный объект не может быть памятником культуры, из каких бы вещей он ни был создан. Понятие памятника, которое дается в ст. 3 Закона об объектах культурного наследия, не позволяет допустить, что описанные в нем свойства памятника культуры могут быть созданы таким образом. Ведь возникновение "в результате исторических событий" - обязательное условие отнесения объекта к числу памятников культуры.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом. Кажется, что эта норма в принципе непригодна для возникновения права собственности на памятник культуры. Я опускаю обсуждение вопроса об использовании исторически ценных объектов при строительстве нового объекта, например мраморных плит с античными надписями. Понятно, что вновь созданный объект не может быть памятником культуры, из каких бы вещей он ни был создан. Понятие памятника, которое дается в ст. 3 Закона об объектах культурного наследия, не позволяет допустить, что описанные в нем свойства памятника культуры могут быть созданы таким образом. Ведь возникновение "в результате исторических событий" - обязательное условие отнесения объекта к числу памятников культуры.
Статья: Правовые последствия выявления объекта археологического наследия для собственника земельного участка
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)В случае выявления археологических объектов первоначально (временно) на него должно быть зарегистрировано право собственности собственника земельного участка. Это право должно сохраняться до принятия решения о дальнейшей судьбе археологического памятника по результатам ГИКЭ и раскопок: снятие его с охраны или, наоборот, включение его в реестр памятников. В случае снятия с охраны выявленного археологического памятника право собственности на такой объект прекращается.
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)В случае выявления археологических объектов первоначально (временно) на него должно быть зарегистрировано право собственности собственника земельного участка. Это право должно сохраняться до принятия решения о дальнейшей судьбе археологического памятника по результатам ГИКЭ и раскопок: снятие его с охраны или, наоборот, включение его в реестр памятников. В случае снятия с охраны выявленного археологического памятника право собственности на такой объект прекращается.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ
(ред. от 14.04.2023)
"О библиотечном деле"4. Граждане, имеющие в частной собственности книжные памятники, имеют право на поддержку государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации данных книжных памятников в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 16.1 настоящего Федерального закона.
(ред. от 14.04.2023)
"О библиотечном деле"4. Граждане, имеющие в частной собственности книжные памятники, имеют право на поддержку государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации данных книжных памятников в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 16.1 настоящего Федерального закона.
Статья: Памятники архитектуры: анализ споров по ним
(Павлов В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Таким образом, ограничение права частной собственности - это мера сохранения памятников истории и культуры со стороны органов власти в публичных интересах, которая влечет полную или частичную утрату права владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Поэтому она требует баланса личных и общих интересов при соблюдении конституционно обоснованных принципов: разумности, соразмерности и справедливости. Конечно, только надлежащие юридические процедуры ограничения права собственности могут послужить гарантией, которая обеспечит такой баланс.
(Павлов В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Таким образом, ограничение права частной собственности - это мера сохранения памятников истории и культуры со стороны органов власти в публичных интересах, которая влечет полную или частичную утрату права владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Поэтому она требует баланса личных и общих интересов при соблюдении конституционно обоснованных принципов: разумности, соразмерности и справедливости. Конечно, только надлежащие юридические процедуры ограничения права собственности могут послужить гарантией, которая обеспечит такой баланс.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Это объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильные дороги федерального значения, ОКС инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и ОКС инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности РФ на данные объекты), ОКН (памятники истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанные в ст. 48.1 ГрК РФ особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов, иные объекты, определенные Правительством РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Это объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильные дороги федерального значения, ОКС инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и ОКС инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности РФ на данные объекты), ОКН (памятники истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанные в ст. 48.1 ГрК РФ особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов, иные объекты, определенные Правительством РФ.