Право собственности на объект культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности на объект культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда зданий и сооружений (в т.ч. объектов культурного наследия)
(КонсультантПлюс, 2025)...Охранное обязательство должно учитываться при заключении договоров по передаче права собственности на объект культурного наследия либо права владения и (или) пользования таким имуществом.
(КонсультантПлюс, 2025)...Охранное обязательство должно учитываться при заключении договоров по передаче права собственности на объект культурного наследия либо права владения и (или) пользования таким имуществом.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48 "Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Исходя из совокупности норм права, закрепленных в ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, 16.1, 33, 47.1, 47.2, 47.3, 48 Федерального закона N 73-ФЗ, правомочия собственника обременены его обязанностью проводить работы по сохранению принадлежащего ему на праве собственности выявленного объекта культурного наследия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 54. Специальные основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 54. Специальные основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5.1) организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов;
(ред. от 31.07.2025)5.1) организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов;
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность по сохранению объекта культурного наследия и осуществлению расходов на его содержание и поддержание в надлежащем состоянии возложена на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (ст. ст. 47.2, 47.3 Закона об объектах культурного наследия). Собственники помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, обязаны осуществлять расходы на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии пропорционально доле в праве собственности на этот объект культурного наследия (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.02.2025 N 8-КГ24-7-К2 (УИД 76RS0014-01-2023-000748-78)). Если предмет охранного обязательства - объект культурного наследия - неделим, то в случае наличия нескольких сособственников (совладельцев) их обязанность по выполнению требований охранного обязательства является солидарной (Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2024 N 88-14285/2024 (УИД 66RS0001-01-2022-011955-69), от 02.02.2024 N 88-2206/2024 (УИД 59RS0043-01-2022-000821-89), Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2025 N 01АП-7348/2024 по делу N А11-6442/2024 (Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.07.2025 N Ф01-1339/2025 данное Постановление оставлено без изменения)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность по сохранению объекта культурного наследия и осуществлению расходов на его содержание и поддержание в надлежащем состоянии возложена на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (ст. ст. 47.2, 47.3 Закона об объектах культурного наследия). Собственники помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, обязаны осуществлять расходы на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии пропорционально доле в праве собственности на этот объект культурного наследия (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.02.2025 N 8-КГ24-7-К2 (УИД 76RS0014-01-2023-000748-78)). Если предмет охранного обязательства - объект культурного наследия - неделим, то в случае наличия нескольких сособственников (совладельцев) их обязанность по выполнению требований охранного обязательства является солидарной (Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2024 N 88-14285/2024 (УИД 66RS0001-01-2022-011955-69), от 02.02.2024 N 88-2206/2024 (УИД 59RS0043-01-2022-000821-89), Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2025 N 01АП-7348/2024 по делу N А11-6442/2024 (Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.07.2025 N Ф01-1339/2025 данное Постановление оставлено без изменения)).
Статья: Формирование системы комплаенс-контроля в организациях строительной отрасли
(Сафонова М.Ф., Марченко Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)1. Иванова Ж.Б. Комплаенс и отношения права собственности субъектов предпринимательства на объекты культурного наследия // Юрист. 2017. N 18. С. 4 - 8. URL: https://www.elibrary.ru/zfebwr.
(Сафонова М.Ф., Марченко Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)1. Иванова Ж.Б. Комплаенс и отношения права собственности субъектов предпринимательства на объекты культурного наследия // Юрист. 2017. N 18. С. 4 - 8. URL: https://www.elibrary.ru/zfebwr.
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Объекты культурного наследия, выступающие предметом гражданско-правовых сделок, обладают значительной спецификой. В частности, перечень существенных условий договоров, заключаемых в отношении таких объектов недвижимости, сформулирован не только в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), но и в специальном законодательстве. Так, согласно положениям пунктов 7, 8 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об ОКН) в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия (далее также - объекты, включенные в реестр), либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта действует охранное обязательство, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. К таким требованиям относятся требования по содержанию и использованию, а также специфические требования по сохранению соответствующих объектов. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью данных договоров. В случае отсутствия в договоре существенных условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 48 Закона об ОКН, сделка является ничтожной <1>.
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Объекты культурного наследия, выступающие предметом гражданско-правовых сделок, обладают значительной спецификой. В частности, перечень существенных условий договоров, заключаемых в отношении таких объектов недвижимости, сформулирован не только в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), но и в специальном законодательстве. Так, согласно положениям пунктов 7, 8 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об ОКН) в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия (далее также - объекты, включенные в реестр), либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта действует охранное обязательство, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. К таким требованиям относятся требования по содержанию и использованию, а также специфические требования по сохранению соответствующих объектов. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью данных договоров. В случае отсутствия в договоре существенных условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 48 Закона об ОКН, сделка является ничтожной <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "реестр объектов культурного наследия"). Указание на данное имущество включено с 22 января 2015 г. Законом 2014 г. N 315-ФЗ, принятым в рамках установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "реестр объектов культурного наследия"). Указание на данное имущество включено с 22 января 2015 г. Законом 2014 г. N 315-ФЗ, принятым в рамках установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия;
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Действиями Правительства Новгородской области по расширению зон охраны объектов культурного наследия право собственности гражданки И.С. Бутримовой на земельный участок было ограничено. Вследствие этого кадастровая стоимость земельного участка с 5 804 995 рублей 30 копеек была снижена до 1 рубля. При этом судами заявительнице было отказано во взыскании убытков, поскольку ею не был доказан факт причинения убытков незаконными действиями государственных органов, а сами акты, ограничивающие ее право собственности, не оспорены. Заявительница, посчитав такой отказ, основанный на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, нарушающим ее конституционные права, обратилась с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Действиями Правительства Новгородской области по расширению зон охраны объектов культурного наследия право собственности гражданки И.С. Бутримовой на земельный участок было ограничено. Вследствие этого кадастровая стоимость земельного участка с 5 804 995 рублей 30 копеек была снижена до 1 рубля. При этом судами заявительнице было отказано во взыскании убытков, поскольку ею не был доказан факт причинения убытков незаконными действиями государственных органов, а сами акты, ограничивающие ее право собственности, не оспорены. Заявительница, посчитав такой отказ, основанный на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, нарушающим ее конституционные права, обратилась с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно отмечено в литературе, сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается <8>.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно отмечено в литературе, сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается <8>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Если исковые требования заключаются в обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (охранное обязательство), то принятие обеспечительных мер в виде запрета ответчику совершать действия, направленные на отчуждение объекта культурного наследия, и запрета Управлению Росреестра осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении этого объекта не может быть признано обоснованным. Если к моменту перехода права в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, то обязанность нового владельца по выполнению такого обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Переход права собственности на объект культурного наследия к другому собственнику не может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда по обязанию выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, также исполнение решения суда иным собственником не может причинить истцу какой-либо ущерб.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Если исковые требования заключаются в обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (охранное обязательство), то принятие обеспечительных мер в виде запрета ответчику совершать действия, направленные на отчуждение объекта культурного наследия, и запрета Управлению Росреестра осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении этого объекта не может быть признано обоснованным. Если к моменту перехода права в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, то обязанность нового владельца по выполнению такого обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Переход права собственности на объект культурного наследия к другому собственнику не может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда по обязанию выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, также исполнение решения суда иным собственником не может причинить истцу какой-либо ущерб.
Статья: Понятие, условия и порядок заключения договора аренды объектов культурного наследия
(Сбитнев В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<4> Камышанский В.П., Коновалов А.И., Джамбатов А.А. Право собственности на объекты культурного наследия. Краснодар: Ин-т экономики, права и гуманитарных специальностей, 2008. С. 129.
(Сбитнев В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<4> Камышанский В.П., Коновалов А.И., Джамбатов А.А. Право собственности на объекты культурного наследия. Краснодар: Ин-т экономики, права и гуманитарных специальностей, 2008. С. 129.
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Охранное обязательство должно учитываться при заключении договоров по передаче права собственности на объект культурного наследия либо права владения и (или) пользования таким имуществом следующим образом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Охранное обязательство должно учитываться при заключении договоров по передаче права собственности на объект культурного наследия либо права владения и (или) пользования таким имуществом следующим образом.