Право собственности на недра
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности на недра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Между тем истец не учитывает, что лицензия только предоставляет право пользования недрами в границах горного отвода (статья 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"), но не является основанием для возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Правовой механизм закрепления права пользования участком недр за лицом, у которого такое право возникло (по аналогии с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на объекты недвижимости) содержится в статье 11 Закона о недрах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение момента приобретения права собственности на полезные ископаемые, добытые из отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Исключительное право собственности на недра закреплено за государством, однако в соответствии с ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <2> (далее - Закон о недрах) в отношении добытых полезных ископаемых возможно возникновение различных форм собственности, включая частную. При этом согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах в приложении к лицензии, определяющей согласованные участниками условия пользования недрами, должен быть указан собственник добытых полезных ископаемых. Исходя из указанных норм, право собственности на полезные ископаемые может быть закреплено за хозяйствующим субъектом. Анализируемыми правовыми предписаниями исчерпывается нормативное регулирование возникновения права собственности на добытые полезные ископаемые. В связи с чем с законодательной точки зрения открытым остается вопрос относительно момента возникновения соответствующего права у недропользователя. Отсутствуют какие-либо разъяснения на этот счет и в ведомственных актах <3>, принятых в целях упорядочивания отношений по добыче полезных ископаемых из отходов недропользования. С первого взгляда на исследуемую проблему может показаться, что она решается довольно просто, так как в указанных нормах содержится указание на возникновение права собственности у недропользователя в отношении "добытых" полезных ископаемых. В связи с чем необходимо определить, что представляет собой добыча полезных ископаемых из отходов недропользования. К сожалению, действующее законодательство о недропользовании не содержит легального закрепления данного понятия. В налоговом законодательстве соответствующее определение дифференцированно применительно к недрам и отходам недропользования. Исходя из подп. 2 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации <4> (далее - НК РФ) добыча полезного ископаемого - это его извлечение из отходов (потерь) при условии, что соответствующие действия подлежат отдельному лицензированию. При этом в соответствии с п. 3 ст. 337 НК РФ добытое полезное ископаемое - продукция перерабатывающих технологий, отнесенная к специальным видам добычных работ (из пород вскрыши или хвостов обогащения). В подпункте 13 п. 2 ст. 337 НК РФ особо отмечается, что добыча драгоценных металлов - извлечение минерального сырья, содержащего такие металлы из техногенных месторождений, и последующая первичная переработка с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. С учетом этого в момент окончания спецификации к пользователю недр переходит право собственности на полезные ископаемые, добываемые из отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Исключительное право собственности на недра закреплено за государством, однако в соответствии с ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <2> (далее - Закон о недрах) в отношении добытых полезных ископаемых возможно возникновение различных форм собственности, включая частную. При этом согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах в приложении к лицензии, определяющей согласованные участниками условия пользования недрами, должен быть указан собственник добытых полезных ископаемых. Исходя из указанных норм, право собственности на полезные ископаемые может быть закреплено за хозяйствующим субъектом. Анализируемыми правовыми предписаниями исчерпывается нормативное регулирование возникновения права собственности на добытые полезные ископаемые. В связи с чем с законодательной точки зрения открытым остается вопрос относительно момента возникновения соответствующего права у недропользователя. Отсутствуют какие-либо разъяснения на этот счет и в ведомственных актах <3>, принятых в целях упорядочивания отношений по добыче полезных ископаемых из отходов недропользования. С первого взгляда на исследуемую проблему может показаться, что она решается довольно просто, так как в указанных нормах содержится указание на возникновение права собственности у недропользователя в отношении "добытых" полезных ископаемых. В связи с чем необходимо определить, что представляет собой добыча полезных ископаемых из отходов недропользования. К сожалению, действующее законодательство о недропользовании не содержит легального закрепления данного понятия. В налоговом законодательстве соответствующее определение дифференцированно применительно к недрам и отходам недропользования. Исходя из подп. 2 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации <4> (далее - НК РФ) добыча полезного ископаемого - это его извлечение из отходов (потерь) при условии, что соответствующие действия подлежат отдельному лицензированию. При этом в соответствии с п. 3 ст. 337 НК РФ добытое полезное ископаемое - продукция перерабатывающих технологий, отнесенная к специальным видам добычных работ (из пород вскрыши или хвостов обогащения). В подпункте 13 п. 2 ст. 337 НК РФ особо отмечается, что добыча драгоценных металлов - извлечение минерального сырья, содержащего такие металлы из техногенных месторождений, и последующая первичная переработка с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. С учетом этого в момент окончания спецификации к пользователю недр переходит право собственности на полезные ископаемые, добываемые из отходов недропользования.
Статья: Участок недр: особая недвижимая вещь или исключенный из оборота объект публичной собственности?
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Это особое положение дает некоторым ученым основание ставить вопрос об исключении участков недр из числа объектов гражданского права. О.М. Козырь высказывала мнение о том, что участки не могут быть отнесены к вещам в гражданско-правовом значении, поскольку они всегда остаются в исключительной государственной собственности, а их предоставление в пользование осуществляется на основании административного акта <5>. С этим мнением согласился С.А. Степанов <6>. О.С. Свиридова применительно к участкам недр как объекту исключительной собственности государства приходит к выводу, что "если собственник у вещи только один, то и автоматически исчезают отношения, регулируемые гражданским правом" <7>. При этом отрицается наличие у государства даже права собственности на недра в гражданско-правовом смысле и говорится об "особом субъективном праве, отличном от права собственности и представляющем собой комплексный межотраслевой институт" <8>.
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Это особое положение дает некоторым ученым основание ставить вопрос об исключении участков недр из числа объектов гражданского права. О.М. Козырь высказывала мнение о том, что участки не могут быть отнесены к вещам в гражданско-правовом значении, поскольку они всегда остаются в исключительной государственной собственности, а их предоставление в пользование осуществляется на основании административного акта <5>. С этим мнением согласился С.А. Степанов <6>. О.С. Свиридова применительно к участкам недр как объекту исключительной собственности государства приходит к выводу, что "если собственник у вещи только один, то и автоматически исчезают отношения, регулируемые гражданским правом" <7>. При этом отрицается наличие у государства даже права собственности на недра в гражданско-правовом смысле и говорится об "особом субъективном праве, отличном от права собственности и представляющем собой комплексный межотраслевой институт" <8>.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Со дня представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, органы государственной власти Российской Федерации и предоставления ее организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти, право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, переходит к Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Со дня представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, органы государственной власти Российской Федерации и предоставления ее организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти, право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, переходит к Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О соглашениях о разделе продукции"2. Право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, полученную при выполнении работ по соглашению, принадлежит Российской Федерации.
(ред. от 08.12.2020)
"О соглашениях о разделе продукции"2. Право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, полученную при выполнении работ по соглашению, принадлежит Российской Федерации.
Статья: Право пользования недрами в конкурсной массе должника-недропользователя
(Третьякова Е.П.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Отвечает ли право пользования недрами признакам вещных прав? Представляется, что да. Предметом права пользования недрами является индивидуально-определенная вещь - участок недр; право пользования недрами производно и зависимо от права собственности на недра государства; право пользования недрами предусмотрено специальным Законом "О недрах", что корреспондирует открытому перечню ст. 216 ГК РФ. В Концепции развития гражданского законодательства даже предлагалось включить права на участки недр в число ограниченных вещных прав <7>; право пользования недрами имеет абсолютный характер защиты, поскольку пользователь получает монопольную возможность удовлетворять свои интересы из предоставленного ему права и возможность получать защиту от лиц, препятствующих осуществлению его права; ст. 130 ГК РФ относит участки недр к недвижимым вещам, эксплуатация которых требует осуществления детального технико-экономического анализа, что свидетельствует о наличии стоимостных характеристик такого объекта. Право пользования участком недр также поддается стоимостной оценке на основе документированной геологической информации <8>; право пользования недрами не исключено из оборота в соответствии со ст. 17.1 Закона "О недрах".
(Третьякова Е.П.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Отвечает ли право пользования недрами признакам вещных прав? Представляется, что да. Предметом права пользования недрами является индивидуально-определенная вещь - участок недр; право пользования недрами производно и зависимо от права собственности на недра государства; право пользования недрами предусмотрено специальным Законом "О недрах", что корреспондирует открытому перечню ст. 216 ГК РФ. В Концепции развития гражданского законодательства даже предлагалось включить права на участки недр в число ограниченных вещных прав <7>; право пользования недрами имеет абсолютный характер защиты, поскольку пользователь получает монопольную возможность удовлетворять свои интересы из предоставленного ему права и возможность получать защиту от лиц, препятствующих осуществлению его права; ст. 130 ГК РФ относит участки недр к недвижимым вещам, эксплуатация которых требует осуществления детального технико-экономического анализа, что свидетельствует о наличии стоимостных характеристик такого объекта. Право пользования участком недр также поддается стоимостной оценке на основе документированной геологической информации <8>; право пользования недрами не исключено из оборота в соответствии со ст. 17.1 Закона "О недрах".
Статья: Разграничение предметов ведения и полномочий между центром, регионами и муниципалитетами в конституциях федеративных и децентрализованных государств
(Меркуленко А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Наиболее часто упоминаемым предметом экономического ведения является торговля. За федерацией закрепляется в основном межрегиональная торговля. Именно этот предмет ведения Верховный суд США использовал в качестве обоснования расширения федеральной компетенции так, что многочисленные вопросы экономического и социального характера стали регулироваться центром [14, с. 125]. В частности, регулирование права собственности на недра отнесено к федеральному ведению, так как титул может быть передан лицу, проживающему в ином штате [4, с. 57]. Даже домашняя пшеница, используемая исключительно для личного потребления, может регулироваться федеральным законом, так как домашняя пшеница тоже присутствует на конкурентном рынке пшеницы и может использоваться в торговле между штатами <27>. Также в Австралии этот предмет ведения растолкован широко и включает в себя внутриштатную торговлю, если она является этапом в цепочке операций, ведущих к экспорту [18, с. 108].
(Меркуленко А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Наиболее часто упоминаемым предметом экономического ведения является торговля. За федерацией закрепляется в основном межрегиональная торговля. Именно этот предмет ведения Верховный суд США использовал в качестве обоснования расширения федеральной компетенции так, что многочисленные вопросы экономического и социального характера стали регулироваться центром [14, с. 125]. В частности, регулирование права собственности на недра отнесено к федеральному ведению, так как титул может быть передан лицу, проживающему в ином штате [4, с. 57]. Даже домашняя пшеница, используемая исключительно для личного потребления, может регулироваться федеральным законом, так как домашняя пшеница тоже присутствует на конкурентном рынке пшеницы и может использоваться в торговле между штатами <27>. Также в Австралии этот предмет ведения растолкован широко и включает в себя внутриштатную торговлю, если она является этапом в цепочке операций, ведущих к экспорту [18, с. 108].
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Реализация правомочия использования отходов недропользования обусловлена субъектным составом возникающих правоотношений. В рамках действующего законодательства к пользователям недр предъявляются определенные требования, которые предопределены абсолютным правом собственности государства на недра, а также отходы недропользования, содержащие полезные ископаемые и полезные компоненты. По общему правилу субъектами недропользования могут выступать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в организационно-правовой форме юридического лица или зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. Обязательным является получение лицензии на добычу и использование полезных ископаемых, в том числе из отходов недропользования. Как правило, выдаче лицензии предшествуют конкурсные процедуры, по итогам которых определяются хозяйствующие субъекты, приобретающие данное право. Учитывая совместное решение Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации вопросов осуществления права собственности на недра, правовые предписания, регламентирующие анализируемые социальные связи, предусматривают возможность в исключительных случаях предоставлять участки недр в пользование на основании решения компетентного органа без проведения торгов.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Реализация правомочия использования отходов недропользования обусловлена субъектным составом возникающих правоотношений. В рамках действующего законодательства к пользователям недр предъявляются определенные требования, которые предопределены абсолютным правом собственности государства на недра, а также отходы недропользования, содержащие полезные ископаемые и полезные компоненты. По общему правилу субъектами недропользования могут выступать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в организационно-правовой форме юридического лица или зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. Обязательным является получение лицензии на добычу и использование полезных ископаемых, в том числе из отходов недропользования. Как правило, выдаче лицензии предшествуют конкурсные процедуры, по итогам которых определяются хозяйствующие субъекты, приобретающие данное право. Учитывая совместное решение Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации вопросов осуществления права собственности на недра, правовые предписания, регламентирующие анализируемые социальные связи, предусматривают возможность в исключительных случаях предоставлять участки недр в пользование на основании решения компетентного органа без проведения торгов.
Статья: Проблема нормативного закрепления права собственности на отходы недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Если обратиться к нормам Закона "О недрах", можно увидеть, что недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, земной поверхности или дна водоемов и водотоков. В силу ст. 1.2 Закона "О недрах" установлено исключительное право государственной собственности на недра и содержащиеся в них природные ресурсы и полезные ископаемые. Исходя из указанной нормы возникновение различных форм собственности возможно лишь в отношении полезных ископаемых и иных ресурсов, добытых из недр, на условиях, установленных лицензией, выдаваемой хозяйствующему субъекту. С учетом этого в отношении отходов недропользования, в которых могут содержаться полезные ископаемые, не предусмотренные лицензией, право собственности у недропользователя не возникает, так как они не подверглись добыче в результате его хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что право собственности на объекты, образующиеся после добычи полезных ископаемых, сохраняется за государством. При этом в отходах недропользования могут находиться так называемые попутные полезные ископаемые, возможность добычи которых не предусмотрена лицензией, выданной пользователю недр. Как верно отмечает М.С. Бесланеева, "...отходы недропользования могут обладать потенциально ценными потребительскими свойствами ввиду содержания в них полезных ископаемых и полезных компонентов, не извлеченных на момент первичной переработки..." <9>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Если обратиться к нормам Закона "О недрах", можно увидеть, что недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, земной поверхности или дна водоемов и водотоков. В силу ст. 1.2 Закона "О недрах" установлено исключительное право государственной собственности на недра и содержащиеся в них природные ресурсы и полезные ископаемые. Исходя из указанной нормы возникновение различных форм собственности возможно лишь в отношении полезных ископаемых и иных ресурсов, добытых из недр, на условиях, установленных лицензией, выдаваемой хозяйствующему субъекту. С учетом этого в отношении отходов недропользования, в которых могут содержаться полезные ископаемые, не предусмотренные лицензией, право собственности у недропользователя не возникает, так как они не подверглись добыче в результате его хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что право собственности на объекты, образующиеся после добычи полезных ископаемых, сохраняется за государством. При этом в отходах недропользования могут находиться так называемые попутные полезные ископаемые, возможность добычи которых не предусмотрена лицензией, выданной пользователю недр. Как верно отмечает М.С. Бесланеева, "...отходы недропользования могут обладать потенциально ценными потребительскими свойствами ввиду содержания в них полезных ископаемых и полезных компонентов, не извлеченных на момент первичной переработки..." <9>.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 296.8. Право собственности на участки недр
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 296.8. Право собственности на участки недр
Статья: Правовое регулирование улавливания и захоронения парниковых газов в пласты горных пород на примере CO2
(Спиридонова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Законодательные решения в отдельных странах не могут урегулировать широкий спектр проблем с недрами. Эти законы могут координировать деятельность недропользователей только в тех юрисдикциях, где они приняты. Статутное право - это в лучшем случае частичное решение проблемы определения прав собственности на недра. Разумно предположить, что практические последствия правового пробела включают больше споров по добыче углеводородов и меньше по внедрению подземных технологий, таких как хранение энергии и CCS.
(Спиридонова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Законодательные решения в отдельных странах не могут урегулировать широкий спектр проблем с недрами. Эти законы могут координировать деятельность недропользователей только в тех юрисдикциях, где они приняты. Статутное право - это в лучшем случае частичное решение проблемы определения прав собственности на недра. Разумно предположить, что практические последствия правового пробела включают больше споров по добыче углеводородов и меньше по внедрению подземных технологий, таких как хранение энергии и CCS.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В период существования Российской империи сложившийся подход к охране экологических интересов общества не изменился, но в большей степени усилился акцент на защите публичного (государственного) интереса. Как известно, XVIII - XIX вв. были ознаменованы развитием добывающей, обрабатывающей и иной промышленности, серьезно пополнявшей доходную часть бюджета государства. Необратимый вред окружающей среде в результате этой деятельности не прогнозировался и не осознавался, однако пристальное внимание законодателя было сосредоточено на поддержании монополии на использование природных ресурсов. В этой связи можно отметить ряд ограничений и запретов, относящихся к добыче и обработке полезных ископаемых, лесорубочным работам, обороту продукции животного происхождения. Их нарушение преследовалось в соответствии с царскими указами, а правовой режим использования окружающей среды сложился скорее в гражданском законодательстве (например, ст. 420 Свода законов гражданских регламентировала имущественные аспекты осуществления права собственности на земельные участки и недра). Соответственно, правовую охрану получили крупные землевладения, промышленные и агропромышленные объекты различного масштаба. Экологическое благополучие населения по-прежнему не имело системы поддержания с помощью юридических инструментов, однако определенные шаги в данном направлении были сделаны.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В период существования Российской империи сложившийся подход к охране экологических интересов общества не изменился, но в большей степени усилился акцент на защите публичного (государственного) интереса. Как известно, XVIII - XIX вв. были ознаменованы развитием добывающей, обрабатывающей и иной промышленности, серьезно пополнявшей доходную часть бюджета государства. Необратимый вред окружающей среде в результате этой деятельности не прогнозировался и не осознавался, однако пристальное внимание законодателя было сосредоточено на поддержании монополии на использование природных ресурсов. В этой связи можно отметить ряд ограничений и запретов, относящихся к добыче и обработке полезных ископаемых, лесорубочным работам, обороту продукции животного происхождения. Их нарушение преследовалось в соответствии с царскими указами, а правовой режим использования окружающей среды сложился скорее в гражданском законодательстве (например, ст. 420 Свода законов гражданских регламентировала имущественные аспекты осуществления права собственности на земельные участки и недра). Соответственно, правовую охрану получили крупные землевладения, промышленные и агропромышленные объекты различного масштаба. Экологическое благополучие населения по-прежнему не имело системы поддержания с помощью юридических инструментов, однако определенные шаги в данном направлении были сделаны.