Право собственности на линейный объект
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности на линейный объект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Преимущественное право покупки земельного участка и доли недвижимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)...Судами обоснованно установлено, что истцу на праве собственности принадлежат линейные объекты, находящиеся под землей, в то время как положения п. 3 ст. 35 ЗК РФ касаются сооружений, находящихся на земельном участке, а не под ним, в связи с чем в соответствии с положениями действующего законодательства не усмотрели оснований для удовлетворения требований..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Судами обоснованно установлено, что истцу на праве собственности принадлежат линейные объекты, находящиеся под землей, в то время как положения п. 3 ст. 35 ЗК РФ касаются сооружений, находящихся на земельном участке, а не под ним, в связи с чем в соответствии с положениями действующего законодательства не усмотрели оснований для удовлетворения требований..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Из содержания вышеуказанной нормы права следует, что в переходный период, предусмотренный пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, для определенной категории собственников линейных объектов, а именно: у которых право собственности на объекты недвижимости возникло ранее 01.09.2018, существует альтернатива при оформлении прав на земельный участок - право установить публичный сервитут либо приобрести земельный участок в аренду, и для этой категории собственников обоснование необходимости установления публичных сервитутов не требовалось приводить сведения, указанные в пункте 2 статьи 39.41 ЗК РФ, поскольку статьей 3.6 Закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные правила установления публичного сервитута.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как признать право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
(КонсультантПлюс, 2025)Если объект является линейным и (или) необходим для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, обратиться в суд с требованием признать право собственности можно по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйного объекта на учет. Это же правило действует в отношении гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны (п. 6 ст. 225 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если объект является линейным и (или) необходим для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, обратиться в суд с требованием признать право собственности можно по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйного объекта на учет. Это же правило действует в отношении гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны (п. 6 ст. 225 ГК РФ).
Статья: Приобретение муниципалитетами и эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Представление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления в соответствии с настоящей частью государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не требуется в случае, если право на такой земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Представление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления в соответствии с настоящей частью государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не требуется в случае, если право на такой земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)6. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)6. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<4> Лицо, заключившее договор о КРТ, несет существенные затраты на подготовку ДПТ (если требуется подготовка новой ДПТ), проектирование, строительство, изъятие объектов недвижимости / предоставление возмещения за жилое помещение или другого замещающего помещения. Целью же осуществления КРТ является возникновение у осуществляющего его лица права собственности на создаваемые объекты. Так, в соответствии с п. 8 ст. 68 ГрК РФ право собственности на объекты капитального строительства, линейные объекты, созданные лицом, заключившим договор о КРТ в соответствии с таким договором за свой счет, возникает у такого лица, за исключением объектов, подлежащих передаче или приобретению в соответствии с договором в государственную или муниципальную собственность, в том числе объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Условия передачи или приобретения таких объектов в государственную (муниципальную) собственность определяется договором о КРТ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<4> Лицо, заключившее договор о КРТ, несет существенные затраты на подготовку ДПТ (если требуется подготовка новой ДПТ), проектирование, строительство, изъятие объектов недвижимости / предоставление возмещения за жилое помещение или другого замещающего помещения. Целью же осуществления КРТ является возникновение у осуществляющего его лица права собственности на создаваемые объекты. Так, в соответствии с п. 8 ст. 68 ГрК РФ право собственности на объекты капитального строительства, линейные объекты, созданные лицом, заключившим договор о КРТ в соответствии с таким договором за свой счет, возникает у такого лица, за исключением объектов, подлежащих передаче или приобретению в соответствии с договором в государственную или муниципальную собственность, в том числе объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Условия передачи или приобретения таких объектов в государственную (муниципальную) собственность определяется договором о КРТ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. По общему правилу, установленному частью 8 комментируемой статьи, право собственности на объекты капитального строительства, линейные объекты, созданные лицом, заключившим договор о комплексном развитии территории, в соответствии с таким договором за свой счет, возникает у такого лица. Исключение составляют объекты, подлежащие передаче или приобретению в соответствии с договором в государственную или муниципальную собственность, в том числе объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур. Условия передачи или приобретения таких объектов капитального строительства, линейных объектов в государственную или муниципальную собственность определяются договором о комплексном развитии территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. По общему правилу, установленному частью 8 комментируемой статьи, право собственности на объекты капитального строительства, линейные объекты, созданные лицом, заключившим договор о комплексном развитии территории, в соответствии с таким договором за свой счет, возникает у такого лица. Исключение составляют объекты, подлежащие передаче или приобретению в соответствии с договором в государственную или муниципальную собственность, в том числе объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур. Условия передачи или приобретения таких объектов капитального строительства, линейных объектов в государственную или муниципальную собственность определяются договором о комплексном развитии территории.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)По сообщению В. Величко о линейных объектах в германском праве, вещное право Германии, включая положения в Законе о коммунальных услугах, не содержит специального регулирования права собственности на линейные объекты. Следовательно, линейные сети являются такими же вещами, как и все другие вещи, и к ним применяются общие положения вещного права, в частности § 93 - 97 ff BGB (Германского гражданского уложения).
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)По сообщению В. Величко о линейных объектах в германском праве, вещное право Германии, включая положения в Законе о коммунальных услугах, не содержит специального регулирования права собственности на линейные объекты. Следовательно, линейные сети являются такими же вещами, как и все другие вещи, и к ним применяются общие положения вещного права, в частности § 93 - 97 ff BGB (Германского гражданского уложения).
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования обеспечения строящихся объектов инженерными сетями в рамках комплексного развития территории
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)При этом по общему правилу право собственности на линейные объекты, созданные инвестором в соответствии с таким договором за свой счет, возникает у самого инвестора (за исключением объектов, подлежащих передаче или приобретению в государственную или муниципальную собственность (ч. 8 ст. 68 ГрК РФ)).
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)При этом по общему правилу право собственности на линейные объекты, созданные инвестором в соответствии с таким договором за свой счет, возникает у самого инвестора (за исключением объектов, подлежащих передаче или приобретению в государственную или муниципальную собственность (ч. 8 ст. 68 ГрК РФ)).
Статья: Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Успешным примером расширения перечня субъектов, имеющих право приобрести бесхозяйное имущество в собственность, является поправка в ст. 225 ГК РФ, принятая в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" <27>. В соответствии с указанным Федеральным законом установлена возможность приобретения права собственности на бесхозяйные линейные объекты организацией, обязанной осуществлять эксплуатацию данного объекта.
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Успешным примером расширения перечня субъектов, имеющих право приобрести бесхозяйное имущество в собственность, является поправка в ст. 225 ГК РФ, принятая в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" <27>. В соответствии с указанным Федеральным законом установлена возможность приобретения права собственности на бесхозяйные линейные объекты организацией, обязанной осуществлять эксплуатацию данного объекта.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В судебной практике сформировался подход, заключающийся в том, что собственник недвижимости, в том числе входящей в состав линейного объекта, имеет право в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ на приобретение в собственность или аренду земельного участка, на котором располагаются только наземные недвижимые части линейного объекта. Правовое обоснование в данном случае основывается на следующем толковании ст. 90 ЗК РФ: собственник линейного объекта не приобретает права на земельные участки, над и под поверхностями которых проходит линейный объект. Аргументы в пользу такого толкования заключаются в том, что согласно ст. 39.20 ЗК РФ право на приватизацию или аренду земельных участков из состава публичных земель имеют собственники линейных объектов недвижимости, расположенных на поверхности земли (выделено мною. - М.Н.), то есть на земельных участках (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2016 г. N 15АП-7031/16). Некоторые суды (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2015 г. N 15АП-16811/15) отмечали, что иное понимание характера отношений в сфере использования и охраны земельных участков, занятых линейными объектами, может привести к тому, что собственник линейного объекта (без особой необходимости) будет иметь права на огромные по размеру земельные участки, сопоставимые с площадью муниципальных образований. В связи с изложенным сформировалась правовая позиция (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2011 г. N ВАС-7339/11; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2015 г. N 15АП-15224/15), в силу которой признаются необоснованными требования уполномоченного органа о необходимости оформления права на весь земельный участок, занятый линейным объектом, и, соответственно, незаконным является отказ в предоставлении земельного участка для эксплуатации наземных частей линейного объекта. Исходя из такого подхода, при регистрации права собственности на линейный объект не нужно представлять правоустанавливающие документы на земельный участок, под поверхностью которого проходит такой объект. Поэтому суд (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2015 г. N 15АП-16811/15) указал, что документов на земельный участок "не может и не должно быть", поскольку в данном случае не осуществляется оформление прав на участок в силу специального характера положений земельного законодательства (ст. 90 ЗК РФ) по отношению к нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В судебной практике сформировался подход, заключающийся в том, что собственник недвижимости, в том числе входящей в состав линейного объекта, имеет право в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ на приобретение в собственность или аренду земельного участка, на котором располагаются только наземные недвижимые части линейного объекта. Правовое обоснование в данном случае основывается на следующем толковании ст. 90 ЗК РФ: собственник линейного объекта не приобретает права на земельные участки, над и под поверхностями которых проходит линейный объект. Аргументы в пользу такого толкования заключаются в том, что согласно ст. 39.20 ЗК РФ право на приватизацию или аренду земельных участков из состава публичных земель имеют собственники линейных объектов недвижимости, расположенных на поверхности земли (выделено мною. - М.Н.), то есть на земельных участках (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2016 г. N 15АП-7031/16). Некоторые суды (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2015 г. N 15АП-16811/15) отмечали, что иное понимание характера отношений в сфере использования и охраны земельных участков, занятых линейными объектами, может привести к тому, что собственник линейного объекта (без особой необходимости) будет иметь права на огромные по размеру земельные участки, сопоставимые с площадью муниципальных образований. В связи с изложенным сформировалась правовая позиция (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2011 г. N ВАС-7339/11; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2015 г. N 15АП-15224/15), в силу которой признаются необоснованными требования уполномоченного органа о необходимости оформления права на весь земельный участок, занятый линейным объектом, и, соответственно, незаконным является отказ в предоставлении земельного участка для эксплуатации наземных частей линейного объекта. Исходя из такого подхода, при регистрации права собственности на линейный объект не нужно представлять правоустанавливающие документы на земельный участок, под поверхностью которого проходит такой объект. Поэтому суд (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2015 г. N 15АП-16811/15) указал, что документов на земельный участок "не может и не должно быть", поскольку в данном случае не осуществляется оформление прав на участок в силу специального характера положений земельного законодательства (ст. 90 ЗК РФ) по отношению к нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".