Право на занятие педагогической деятельностью
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на занятие педагогической деятельностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2025)К педагогической деятельности допускаются работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартам, если другое не установлено Законом об образовании. При этом в зависимости от того, на какую должность вы берете педагогического работника, требования к образованию уточняются. Они указаны в разд. III "Должности педагогических работников" ЕКС (см. "Требования к квалификации" по конкретной должности) и в профстандартах (см. позицию "Требования к образованию и обучению").
(КонсультантПлюс, 2025)К педагогической деятельности допускаются работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартам, если другое не установлено Законом об образовании. При этом в зависимости от того, на какую должность вы берете педагогического работника, требования к образованию уточняются. Они указаны в разд. III "Должности педагогических работников" ЕКС (см. "Требования к квалификации" по конкретной должности) и в профстандартах (см. позицию "Требования к образованию и обучению").
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью
(ред. от 29.09.2025)Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3.1. Совершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3.1. Совершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью
Статья: Роль советов судей как органов судейского сообщества в индивидуальном регулировании судебной деятельности
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)В качестве самостоятельного способа индивидуального регулирования выступает преодоление пробелов и коллизий в законе. В качестве примера такого способа регулирования можно привести заключение Совета судей РФ по вопросу предоставления судье права на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью <8>. Право не дает возможность определить исчерпывающий перечень видов творческой деятельности, которую могут выполнять судьи. В судебной системе предусмотрен порядок, в соответствии с которым при возникновении таких ситуаций судья может обратиться в Совет судей, дающий заключение в возможности или невозможности выполнения рассматриваемой деятельности, тем самым восполняя пробелы правового регулирования посредством индивидуального регулирования в виде дачи заключений по конкретным обращениям.
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)В качестве самостоятельного способа индивидуального регулирования выступает преодоление пробелов и коллизий в законе. В качестве примера такого способа регулирования можно привести заключение Совета судей РФ по вопросу предоставления судье права на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью <8>. Право не дает возможность определить исчерпывающий перечень видов творческой деятельности, которую могут выполнять судьи. В судебной системе предусмотрен порядок, в соответствии с которым при возникновении таких ситуаций судья может обратиться в Совет судей, дающий заключение в возможности или невозможности выполнения рассматриваемой деятельности, тем самым восполняя пробелы правового регулирования посредством индивидуального регулирования в виде дачи заключений по конкретным обращениям.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Согласно п. 2 ст. 40 Закона об образовании в РК право на занятие образовательной деятельностью возникает у организаций образования, в частности:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Согласно п. 2 ст. 40 Закона об образовании в РК право на занятие образовательной деятельностью возникает у организаций образования, в частности:
Статья: К вопросу о проблемах административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия в целях самообороны в Российской Федерации
(Горшков И.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Цель оборота оружия представляет собой, по сути, некую деятельность, урегулированную иными нормативно-правовыми актами, которая корреспондирует право для граждан владения огнестрельным оружием с его использованием в рамках такой деятельности. То есть предполагается наличие уже существующих правоотношений, для реализации которых физическим лицам предоставлено право владения огнестрельным оружием и его использования. Так, право на охоту и добычу охотничьих ресурсов для физических лиц закреплено положениями ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>. Право на занятие образовательной деятельностью для граждан предусмотрено положениями ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <3>. Право на занятие гражданами физической культурой и спортом закреплено положениями ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <4>. Право на частное коллекционирование и экспонирование определяется положениями целого ряда нормативно-правовых актов различного уровня, а именно: ст. 44 Конституции Российской Федерации <5> (далее - Конституция РФ), ст. 1281 - 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации <6>, ст. 24 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <7> и др. И совсем иная картина складывается в случае с оборотом оружия в целях самообороны.
(Горшков И.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Цель оборота оружия представляет собой, по сути, некую деятельность, урегулированную иными нормативно-правовыми актами, которая корреспондирует право для граждан владения огнестрельным оружием с его использованием в рамках такой деятельности. То есть предполагается наличие уже существующих правоотношений, для реализации которых физическим лицам предоставлено право владения огнестрельным оружием и его использования. Так, право на охоту и добычу охотничьих ресурсов для физических лиц закреплено положениями ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>. Право на занятие образовательной деятельностью для граждан предусмотрено положениями ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <3>. Право на занятие гражданами физической культурой и спортом закреплено положениями ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <4>. Право на частное коллекционирование и экспонирование определяется положениями целого ряда нормативно-правовых актов различного уровня, а именно: ст. 44 Конституции Российской Федерации <5> (далее - Конституция РФ), ст. 1281 - 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации <6>, ст. 24 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <7> и др. И совсем иная картина складывается в случае с оборотом оружия в целях самообороны.
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 273-ФЗ правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 273-ФЗ правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Статья: Право на образование и получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)И здесь возникают вопросы с точки зрения информационной безопасности: иные участники (физические и юридические лица, правовой статус которых не определен) на каких условиях могут взаимодействовать в цифровой образовательной среде с участниками образовательных отношений (например, несовершеннолетними обучающимися), поскольку цифровая образовательная среда предполагает не только пользование цифровыми ресурсами, но и создает информационную среду общения между участниками такой среды? Каковы критерии отбора таких физических и юридических лиц, не являющихся субъектами образовательных правоотношений, но использующих образовательный контент в образовательных и воспитательных целях, для доступа к цифровой образовательной среде? Подчеркнем, что Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ <12> установлены ограничения к праву на занятие педагогической деятельностью (ст. 331), что является справедливым и обоснованным, поскольку в рамках педагогической деятельности осуществляется общение между преподавателем и обучающимся. Иными словами, следует определить условия получения доступа к общению с обучающимися субъектов, не являющихся участниками образовательного процесса.
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)И здесь возникают вопросы с точки зрения информационной безопасности: иные участники (физические и юридические лица, правовой статус которых не определен) на каких условиях могут взаимодействовать в цифровой образовательной среде с участниками образовательных отношений (например, несовершеннолетними обучающимися), поскольку цифровая образовательная среда предполагает не только пользование цифровыми ресурсами, но и создает информационную среду общения между участниками такой среды? Каковы критерии отбора таких физических и юридических лиц, не являющихся субъектами образовательных правоотношений, но использующих образовательный контент в образовательных и воспитательных целях, для доступа к цифровой образовательной среде? Подчеркнем, что Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ <12> установлены ограничения к праву на занятие педагогической деятельностью (ст. 331), что является справедливым и обоснованным, поскольку в рамках педагогической деятельности осуществляется общение между преподавателем и обучающимся. Иными словами, следует определить условия получения доступа к общению с обучающимися субъектов, не являющихся участниками образовательного процесса.