Право на приватизацию служебного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на приватизацию служебного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 104 "Предоставление служебных жилых помещений" ЖК РФ"Таким образом, из действующего нормативного правового регулирования следует, что служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, которая заключается в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории таких специалистов подлежат определению органами местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании, исходя из потребности муниципального образования в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, т.е. исходя из цели местного самоуправления, которая состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления; исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных помещениях, с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений, законодатель делегировал публично-правовому образованию право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом; при этом данные решения представляют исключения из общего правила, а не само общеустановленное правило действия во всех соответствующих ситуациях; включение в компетенцию органов местного самоуправления самостоятельного полномочия по определению организационного и нормативного порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством, находящихся на балансе муниципального образования, не свидетельствует о дискриминационном начале такого соответствующего правового регулирования. Указанное нормативное регулирование в целях реализации компетенции органа местного самоуправления в сфере имущественных отношений подлежит формированию публичным органом исходя из объективных показателей развития муниципального образования, в том числе в части определения необходимого состава муниципального имущества, порядка и условий его использования, а также критериев и условий запрета использования такого имущества."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации""По смыслу данной статьи собственник жилищного фонда вправе принимать решение о приватизации служебных жилых помещений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как снять с квартиры статус служебного жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу приватизировать служебное жилое помещение нельзя. Однако собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган с согласия собственника вправе принять решение о приватизации служебного жилого помещения (ст. 4 Закона от 04.07.1991 N 1541-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу приватизировать служебное жилое помещение нельзя. Однако собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган с согласия собственника вправе принять решение о приватизации служебного жилого помещения (ст. 4 Закона от 04.07.1991 N 1541-1).
Нормативные акты
Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1
(ред. от 11.06.2021)
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
(ред. от 11.06.2021)
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"15. Постановлением от 30 марта 2012 N 9-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"15. Постановлением от 30 марта 2012 N 9-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статья: Спор о признании недействительным отказа в приватизации и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Договор социального найма служебного жилого помещения с последующим приобретением права на приватизацию может быть заключен при условии, если стаж нанимателя в организациях, предоставивших это жилье, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, составляет 10 и более лет (п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Договор социального найма служебного жилого помещения с последующим приобретением права на приватизацию может быть заключен при условии, если стаж нанимателя в организациях, предоставивших это жилье, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, составляет 10 и более лет (п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП).
Статья: О первом опыте заключения локального мирового соглашения с залоговым кредитором в деле о банкротстве гражданина
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Почему же тогда нельзя было бы построить за счет государства жилые дома (например, на основании государственного контракта) и далее предоставить военнослужащим жилые помещения на основании договоров социального найма с правом последующей приватизации либо в качестве служебного жилья (статья 104 Жилищного кодекса Российской Федерации)?
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Почему же тогда нельзя было бы построить за счет государства жилые дома (например, на основании государственного контракта) и далее предоставить военнослужащим жилые помещения на основании договоров социального найма с правом последующей приватизации либо в качестве служебного жилья (статья 104 Жилищного кодекса Российской Федерации)?