Право на отдых военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на отдых военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 Конституции РФОспариваемые заявителем положения направлены на реализацию права на отдых, предусмотренного законом для лиц, проходящих военную службу по контракту, в тех случаях, когда имеются основания увеличения продолжительности их основного отпуска или предоставления им дополнительных суток отдыха.
Кассационное определение Кассационного военного суда от 29.11.2022 N 88а-2004/2022 по делу N 2а-6/2022 (УИД 75GV0007-01-2021-000266-96)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: Об оспаривании действий, связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха за два года.
Обстоятельства: Истец считает, что журнал учета служебного времени по прежнему месту его службы велся ненадлежащим образом, что привело к нарушению его прав.
Решение: Отказано.Таким образом, право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительный характер, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего при предоставлении отпусков, причитающихся за текущий год, либо по истечении следующего года, когда должен быть предоставлен отпуск за прошлый год и, соответственно ДСО.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: Об оспаривании действий, связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха за два года.
Обстоятельства: Истец считает, что журнал учета служебного времени по прежнему месту его службы велся ненадлежащим образом, что привело к нарушению его прав.
Решение: Отказано.Таким образом, право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительный характер, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего при предоставлении отпусков, причитающихся за текущий год, либо по истечении следующего года, когда должен быть предоставлен отпуск за прошлый год и, соответственно ДСО.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязан ли работодатель (коммерческая организация) предоставить работнику - бывшему военнослужащему, являющемуся ветераном боевых действий, 15 дней дополнительного отпуска?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Данный вывод подтверждается судебной практикой. Служебное время и право на отдых военнослужащих и их супругов при прохождении военной службы регулируется положениями п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ. Если работник имеет статус ветерана боевых действий, но не является военнослужащим, у него отсутствует право на предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 15 суток (Апелляционное определение Самарского областного суда от 19.03.2019 по делу N 33-3147/2019).
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Данный вывод подтверждается судебной практикой. Служебное время и право на отдых военнослужащих и их супругов при прохождении военной службы регулируется положениями п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ. Если работник имеет статус ветерана боевых действий, но не является военнослужащим, у него отсутствует право на предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 15 суток (Апелляционное определение Самарского областного суда от 19.03.2019 по делу N 33-3147/2019).
Ситуация: Какими правами обладают военнослужащие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие имеют право на защиту свободы, чести и достоинства, получение юридической помощи, труд и отдых, денежное довольствие, бесплатную медицинскую помощь, бесплатный проезд и др.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие имеют право на защиту свободы, чести и достоинства, получение юридической помощи, труд и отдых, денежное довольствие, бесплатную медицинскую помощь, бесплатный проезд и др.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"В тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"В тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Что касается п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни, то он, устанавливая правила продления отпусков указанным военнослужащим, обеспечивает им возможность полноценной реализации права на отдых и гарантирует достижение целей предоставления основного и дополнительного отпуска, обусловленных необходимостью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Что касается п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни, то он, устанавливая правила продления отпусков указанным военнослужащим, обеспечивает им возможность полноценной реализации права на отдых и гарантирует достижение целей предоставления основного и дополнительного отпуска, обусловленных необходимостью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы.
Статья: О праве офицеров на обучение в гражданской образовательной организации
(Неверов А.Я.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)Принимая во внимание особый правовой статус военнослужащего вообще, а офицера в частности, обязанность военнослужащего быть в постоянной готовности к исполнению своих служебных обязанностей, особый регламент служебного времени и порядок предоставления времени для отдыха и личных потребностей, а также тот факт, что обучение не всегда возможно только в дистанционном формате, аттестация по итогам определенных периодов обучения является обязательным элементом процесса усвоения знаний и умений, Правила рассматриваются как необходимое условие для реализации права военнослужащего на образование.
(Неверов А.Я.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)Принимая во внимание особый правовой статус военнослужащего вообще, а офицера в частности, обязанность военнослужащего быть в постоянной готовности к исполнению своих служебных обязанностей, особый регламент служебного времени и порядок предоставления времени для отдыха и личных потребностей, а также тот факт, что обучение не всегда возможно только в дистанционном формате, аттестация по итогам определенных периодов обучения является обязательным элементом процесса усвоения знаний и умений, Правила рассматриваются как необходимое условие для реализации права военнослужащего на образование.
Ситуация: Каков порядок предоставления отпуска военнослужащим?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы по которым связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в соответствии с утвержденными Перечнями, - до 15 суток. Руководитель соответствующего органа, в котором предусмотрена военная служба, вправе определить дополнительные условия увеличения продолжительности основного отпуска (предоставления дополнительных суток отдыха) военнослужащим, находящимся на таких должностях.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы по которым связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в соответствии с утвержденными Перечнями, - до 15 суток. Руководитель соответствующего органа, в котором предусмотрена военная служба, вправе определить дополнительные условия увеличения продолжительности основного отпуска (предоставления дополнительных суток отдыха) военнослужащим, находящимся на таких должностях.
Ситуация: Кто и на каких условиях может служить по контракту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (п. 4 ст. 16 Закона N 76-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (п. 4 ст. 16 Закона N 76-ФЗ).
Статья: Нерабочие памятные дни
(Менкенов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)<26> См.: Терехин А.М. Об отдыхе военнослужащих и других федеральных государственных служащих в праздничные дни, установленные законами субъектов Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 4. С. 14 - 20.
(Менкенов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)<26> См.: Терехин А.М. Об отдыхе военнослужащих и других федеральных государственных служащих в праздничные дни, установленные законами субъектов Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 4. С. 14 - 20.
Статья: О некоторых спорных вопросах предоставления и оплаты "чернобыльского" отпуска
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)"Военнослужащие, проходящие военную службу (службу) в зоне отчуждения, независимо от их званий, должностей, родов войск имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени на проезд к месту отдыха и обратно и бронирование жилой площади по прежнему месту службы. Отпуск предоставляется не позднее чем через 9 месяцев службы, причем денежная компенсация отпуска (основного или дополнительного), а также накопление отпусков и перенесение их на конец срока службы не допускаются".
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)"Военнослужащие, проходящие военную службу (службу) в зоне отчуждения, независимо от их званий, должностей, родов войск имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени на проезд к месту отдыха и обратно и бронирование жилой площади по прежнему месту службы. Отпуск предоставляется не позднее чем через 9 месяцев службы, причем денежная компенсация отпуска (основного или дополнительного), а также накопление отпусков и перенесение их на конец срока службы не допускаются".
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации восстановил жилищные права детей, родившихся после смерти военнослужащих
(Кинашенко И.А., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)Исключение ребенка, родившегося после смерти военнослужащего, из числа членов его семьи, имеющих право на жилищное обеспечение, приводит к тому, что семья получает жилое помещение (жилищную субсидию, единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения) без учета доли такого ребенка, тогда как норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, установленный п. 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76), и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" от 21 апреля 2011 г. N 303, равен 18 квадратным метрам на каждого члена семьи, если обеспечению подлежит семья из трех и более человек. Следовательно, от числа членов семьи, реализующих право на жилище, напрямую зависит объем этого права, ведь такой показатель, как норматив общей площади жилого помещения, по существу, гарантирует гражданам возможность проживать в надлежащих условиях, поскольку лишь нормальная жилищная обеспеченность позволяет каждому члену семьи полностью удовлетворить свои потребности в здоровой среде, в полноценном отдыхе, в развитии (в том числе творческом), в получении образования и т.д. Учет количества членов семьи умершего военнослужащего на момент его смерти фактически ведет к тому, что его семье, состав которой может измениться к моменту осуществления жилищных прав, будет предоставлено жилое помещение (жилищная субсидия, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения) в размере, который вопреки требованиям закона не гарантирует надлежащих условий проживания.
(Кинашенко И.А., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)Исключение ребенка, родившегося после смерти военнослужащего, из числа членов его семьи, имеющих право на жилищное обеспечение, приводит к тому, что семья получает жилое помещение (жилищную субсидию, единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения) без учета доли такого ребенка, тогда как норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, установленный п. 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76), и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" от 21 апреля 2011 г. N 303, равен 18 квадратным метрам на каждого члена семьи, если обеспечению подлежит семья из трех и более человек. Следовательно, от числа членов семьи, реализующих право на жилище, напрямую зависит объем этого права, ведь такой показатель, как норматив общей площади жилого помещения, по существу, гарантирует гражданам возможность проживать в надлежащих условиях, поскольку лишь нормальная жилищная обеспеченность позволяет каждому члену семьи полностью удовлетворить свои потребности в здоровой среде, в полноценном отдыхе, в развитии (в том числе творческом), в получении образования и т.д. Учет количества членов семьи умершего военнослужащего на момент его смерти фактически ведет к тому, что его семье, состав которой может измениться к моменту осуществления жилищных прав, будет предоставлено жилое помещение (жилищная субсидия, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения) в размере, который вопреки требованиям закона не гарантирует надлежащих условий проживания.