Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Разрешая заявленные исковые требования прокурора, оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше положениями земельного законодательства, положениями статьи 6, подпунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 4 Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, подпунктом 5 пункта 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2012 года N 824-ПП (далее по тексту - Положение о МУГИСО), пришел к выводу, что поскольку несанкционированное размещение отходов находится на земельных участках из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми принадлежит органам государственной власти Свердловской области, следовательно, МУГИСО является уполномоченным органом на распоряжение указанными земельными участками, и как следствие именно на нем лежит обязанность по ликвидации данной свалки."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Федеральный закон N 89-ФЗ предусматривает, что утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям Российской Федерации (часть 1 статьи 5). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, требования к обращению с ТКО установлены в подзаконных нормативно-правовых актах, в частности в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 N 293. Так, в данных Правилах предусмотрено, что все мусоровозы должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 47 Правил).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, требования к обращению с ТКО установлены в подзаконных нормативно-правовых актах, в частности в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 N 293. Так, в данных Правилах предусмотрено, что все мусоровозы должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 47 Правил).
Нормативные акты
Готовое решение: Как оформить и направить контрагенту отказ от пролонгации договора об оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в том числе в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ). Положения гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг не предусматривают автоматическую пролонгацию договора возмездного оказания услуг и ее порядок. Но для договоров об оказании отдельных видов услуг она может быть предусмотрена в иных законах или актах, принятых в соответствии со ст. 3 ГК РФ. Например, при определенных условиях автоматически продлевается срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 27 Правил обращения с ТКО). Кроме того, согласовать условие об автоматической пролонгации могут стороны договора об оказании и любых иных услуг, поскольку условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в том числе в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ). Положения гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг не предусматривают автоматическую пролонгацию договора возмездного оказания услуг и ее порядок. Но для договоров об оказании отдельных видов услуг она может быть предусмотрена в иных законах или актах, принятых в соответствии со ст. 3 ГК РФ. Например, при определенных условиях автоматически продлевается срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 27 Правил обращения с ТКО). Кроме того, согласовать условие об автоматической пролонгации могут стороны договора об оказании и любых иных услуг, поскольку условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Статья: Правовое регулирование отходов электронного и электротехнического оборудования в системе отходов производства и потребления
(Нагайцева Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 2)В 2016 году во исполнение вышеуказанных норм Закона об отходах были приняты Правила обращения с твердыми коммунальными отходами <3> (далее - Правила обращения с ТКО). Согласно ст. 20 Правил обращения с ТКО накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта РФ.
(Нагайцева Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 2)В 2016 году во исполнение вышеуказанных норм Закона об отходах были приняты Правила обращения с твердыми коммунальными отходами <3> (далее - Правила обращения с ТКО). Согласно ст. 20 Правил обращения с ТКО накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта РФ.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Правила обращения с твердыми коммунальными отходами <3> предусматривают обязанность органов местного самоуправления обеспечить ликвидацию свалки, образовавшейся на земельных участках, собственность на которые не разграничена. Обязанность предопределена тем, что органы местного самоуправления муниципальных образований, юридически не являющихся собственниками такого рода участков, наделены полномочиями по распоряжению ими, т.е. фактически реализуют в их отношении правомочия собственника, а значит, должны нести бремя их содержания.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Правила обращения с твердыми коммунальными отходами <3> предусматривают обязанность органов местного самоуправления обеспечить ликвидацию свалки, образовавшейся на земельных участках, собственность на которые не разграничена. Обязанность предопределена тем, что органы местного самоуправления муниципальных образований, юридически не являющихся собственниками такого рода участков, наделены полномочиями по распоряжению ими, т.е. фактически реализуют в их отношении правомочия собственника, а значит, должны нести бремя их содержания.
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 N 293 (далее - Правила обращения с ТКО).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 N 293 (далее - Правила обращения с ТКО).
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)<16> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение "Город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области" // СПС "КонсультантПлюс".
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)<16> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение "Город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Стандарты поведения доминирующего лица в договорных отношениях
(Белик И.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 4)Схожую детализацию можно наблюдать, например, в п. 134 (1) - 134 (7) Правил организации теплоснабжения <5>, п. 8 (10) - 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами <6> или п. 39 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии <7>.
(Белик И.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 4)Схожую детализацию можно наблюдать, например, в п. 134 (1) - 134 (7) Правил организации теплоснабжения <5>, п. 8 (10) - 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами <6> или п. 39 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии <7>.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)<23> Например, дела о несанкционированных свалках на неразграниченных землях. Более подробно об этих делах можно посмотреть, напр.: Баженова О.И. Проблемы исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П. Пиррова победа муниципального сообщества? // Местное право. 2024. N 3. С. 33 - 40; Баженова О.И. Анализ Постановления КС РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 18 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2 ст. 9 и п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области" // Местное право. 2023. N 5. С. 39 - 54.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)<23> Например, дела о несанкционированных свалках на неразграниченных землях. Более подробно об этих делах можно посмотреть, напр.: Баженова О.И. Проблемы исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П. Пиррова победа муниципального сообщества? // Местное право. 2024. N 3. С. 33 - 40; Баженова О.И. Анализ Постановления КС РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 18 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2 ст. 9 и п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области" // Местное право. 2023. N 5. С. 39 - 54.
Статья: Спор о понуждении к заключению договора (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обязанность собственника твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора установлена непосредственно федеральным законом, а п. 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, лишь конкретизирует условия, при которых такой договор считается заключенным.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обязанность собственника твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора установлена непосредственно федеральным законом, а п. 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, лишь конкретизирует условия, при которых такой договор считается заключенным.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы предоставить потребителям коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, указанным лицам (кроме региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами) необходимо заключить договоры с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы предоставить потребителям коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, указанным лицам (кроме региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами) необходимо заключить договоры с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.