Правила возврата авиабилетов
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила возврата авиабилетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""ВК РФ, ФАП N и иными нормативными актами в области авиаперевозок не установлены специальные правила, устанавливающие ответственность авиаперевозчика за просрочку удовлетворения правомерного требования пассажира о возврате стоимости авиабилетов, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что к спорным отношениям подлежат применению нормы п. 5 ст. 28 и ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" о сроках удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и об ответственности исполнителя за нарушение этих сроков."
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.04.2025 по делу N 33-4983/2025 (УИД 66RS0053-01-2024-003549-59)
Категория спора: Перевозка.
Требования заказчика: 1) О возврате уплаченных денежных средств; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Заказчик полагал, что приобрел авиабилеты, но в тот же день аннулировал заказ в связи с ошибкой при указании даты вылета, денежные средства возвращены не в полном объеме, не предоставлена полная и достоверная информация о невозвратном тарифе и правилах аннулирования билетов.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Само по себе направление 11.12.2024 К. посредством почтовой связи в адрес ответчика запроса о предоставлении Правил покупки возврата авиабилетов, утвержденных ОАО АК "Уральские авиалинии" (л. д. 36 - 37), то есть по прошествии значительно периода с момента приобретения авиабилетов N 2622409015667, 2622409015668, 2622409015669 и отказа от договора воздушной перевозки пассажира, не свидетельствует о невыполнении авиакомпанией требований, установленных ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Категория спора: Перевозка.
Требования заказчика: 1) О возврате уплаченных денежных средств; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Заказчик полагал, что приобрел авиабилеты, но в тот же день аннулировал заказ в связи с ошибкой при указании даты вылета, денежные средства возвращены не в полном объеме, не предоставлена полная и достоверная информация о невозвратном тарифе и правилах аннулирования билетов.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Само по себе направление 11.12.2024 К. посредством почтовой связи в адрес ответчика запроса о предоставлении Правил покупки возврата авиабилетов, утвержденных ОАО АК "Уральские авиалинии" (л. д. 36 - 37), то есть по прошествии значительно периода с момента приобретения авиабилетов N 2622409015667, 2622409015668, 2622409015669 и отказа от договора воздушной перевозки пассажира, не свидетельствует о невыполнении авиакомпанией требований, установленных ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Частное, публичное, цифровое: в поисках системы координат для права
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2023, N 12)Проблема частного правотворчества носит не абстрактный (как, например, вопрос о суверенитете), а конкретный характер. Сталкиваясь с правилами заказа авиабилетов, оплаты товара, возврата денег за сервис или сроков хранения данных, пользователь никак не может их изменить, независимо от того, противоречат они или нет применимому законодательству. Как указывалось, количество цифровых платформ и экосистем каждого вида можно пересчитать по пальцам одной руки, а значит, пользователь не может искать среди них ту, которая устраивала бы его с правовой точки зрения. Каким бы проработанным и обеспеченным гарантиями ни выглядело законодательство на макроуровне, на микроуровне, т.е. при совершении пользователем действий на цифровой платформе, всегда будут работать не законы государства, а правила этой платформы.
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2023, N 12)Проблема частного правотворчества носит не абстрактный (как, например, вопрос о суверенитете), а конкретный характер. Сталкиваясь с правилами заказа авиабилетов, оплаты товара, возврата денег за сервис или сроков хранения данных, пользователь никак не может их изменить, независимо от того, противоречат они или нет применимому законодательству. Как указывалось, количество цифровых платформ и экосистем каждого вида можно пересчитать по пальцам одной руки, а значит, пользователь не может искать среди них ту, которая устраивала бы его с правовой точки зрения. Каким бы проработанным и обеспеченным гарантиями ни выглядело законодательство на макроуровне, на микроуровне, т.е. при совершении пользователем действий на цифровой платформе, всегда будут работать не законы государства, а правила этой платформы.
Ситуация: Как вернуть электронный авиабилет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Оформление возврата денежных средств за авиабилет осуществляется, как правило, непосредственно в офисе продаж компании, в которой был приобретен авиабилет, либо через сайт, на котором был приобретен билет (сайт авиакомпании или компании-посредника).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Оформление возврата денежных средств за авиабилет осуществляется, как правило, непосредственно в офисе продаж компании, в которой был приобретен авиабилет, либо через сайт, на котором был приобретен билет (сайт авиакомпании или компании-посредника).
Ситуация: Можно ли вернуть полную стоимость авиа- или железнодорожного билета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных случаях перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира. При этом сумма, которую пассажир может получить в таких случаях, зависит от причины, по которой перевозчик расторгает договор. Так, стоимость авиабилета не возвращается в случае нарушения пассажиром правил поведения на борту самолета, создающего угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также если состояние здоровья пассажира создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. Также если пассажир отказывается, например, оплатить провоз своего багажа, в связи с чем авиакомпания расторгает договор перевозки, и данный договор предусматривает условие о возврате стоимости авиабилета при его расторжении, то пассажиру возвращается стоимость авиабилета с взысканием неустойки в размере 25% и суммы фактически понесенных расходов перевозчика (перевозчик вправе уменьшить размер неустойки) (пп. 3, 4, 6 п. 1, п. п. 3, 5, 6 ст. 107 ВК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных случаях перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира. При этом сумма, которую пассажир может получить в таких случаях, зависит от причины, по которой перевозчик расторгает договор. Так, стоимость авиабилета не возвращается в случае нарушения пассажиром правил поведения на борту самолета, создающего угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также если состояние здоровья пассажира создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. Также если пассажир отказывается, например, оплатить провоз своего багажа, в связи с чем авиакомпания расторгает договор перевозки, и данный договор предусматривает условие о возврате стоимости авиабилета при его расторжении, то пассажиру возвращается стоимость авиабилета с взысканием неустойки в размере 25% и суммы фактически понесенных расходов перевозчика (перевозчик вправе уменьшить размер неустойки) (пп. 3, 4, 6 п. 1, п. п. 3, 5, 6 ст. 107 ВК РФ).
Готовое решение: Какие расходы на проезд к месту командировки возмещаются работнику
(КонсультантПлюс, 2025)При направлении работника в командировку ему возмещаются расходы на проезд, в том числе на оплату сервисного (комиссионного) сбора при приобретении билетов. В случае обмена или возврата авиабилетов или железнодорожных билетов перевозчик, как правило, также взимает сервисный (комиссионный) сбор. Полагаем, работодатель должен возместить уплаченный работником сбор, если обмен (возврат) билета вызван уважительными причинами, а не виновными действиями работника. Ведь при направлении работника в командировку ему возмещаются расходы на проезд, а также иные расходы, связанные с командировкой и произведенные с разрешения или с ведома работодателя (ч. 1 ст. 167, ст. 168 ТК РФ, п. п. 9, 21 Положения о служебных командировках). К уважительным причинам можно отнести отмену или перенос командировки, производственную необходимость задержаться в месте командировки, заболевание работника и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)При направлении работника в командировку ему возмещаются расходы на проезд, в том числе на оплату сервисного (комиссионного) сбора при приобретении билетов. В случае обмена или возврата авиабилетов или железнодорожных билетов перевозчик, как правило, также взимает сервисный (комиссионный) сбор. Полагаем, работодатель должен возместить уплаченный работником сбор, если обмен (возврат) билета вызван уважительными причинами, а не виновными действиями работника. Ведь при направлении работника в командировку ему возмещаются расходы на проезд, а также иные расходы, связанные с командировкой и произведенные с разрешения или с ведома работодателя (ч. 1 ст. 167, ст. 168 ТК РФ, п. п. 9, 21 Положения о служебных командировках). К уважительным причинам можно отнести отмену или перенос командировки, производственную необходимость задержаться в месте командировки, заболевание работника и т.д.