Правила ведения архива в суде
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила ведения архива в суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Копия доверенности представителя федерального органа исполнительной власти на обжалование судебного акта заверяется в соответствии с требованиями ГОСТов
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года
Применимые нормы: ст. 185.1 ГК РФ, ст. ст. 53, 54 ГПК РФ Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012)
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года
Применимые нормы: ст. 185.1 ГК РФ, ст. ст. 53, 54 ГПК РФ Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)СХЭД суда как государственного органа, согласно п. 1.5 Требований 2020 г., должна обеспечивать прием электронных архивных документов, переданных их СЭД, их учет, управление их хранением, а также доступ к ним до выделения к уничтожению, а также до их передачи на государственное хранение. При этом основным требованием сегодняшнего дня является обеспечение интеграции СЭД и СХЭД, т.е. материалы судебных дел, нарядов, журналов, картотек должны быть доступны для организации их архивного хранения, при условии поддержания аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования. Пункт 2.3 Требований 2020 г. также предусматривает, что метаданные о документах должны сохраняться при их передаче из СЭД в СХЭД (т.е. при администрировании внутри суда), а затем - из СХЭД в государственный архив. При этом в СЭД и СХЭД должны применяться средства электронной цифровой подписи (п. 2.9 Требований 2020 г.). Одним из обязательных условий является также поддержка СЭД суда осуществления экспертизы ценности документов <19>, т.е. отбор дел, документов в соответствии с их сроками хранения; формирование описей дел в структурных подразделениях, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; формирование контейнера электронного документа, содержащего контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализацию копии текстового электронного документа в формате PDF/A и т.д. Однако в настоящее время суды общей юрисдикции не обязаны формировать судебные дела в электронном виде. На основании п. 1.8 Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции <20> данная операция осуществляется при наличии технической возможности. В то же время рассматриваемая Инструкция, введенная в действие в 2019 г. и устанавливающая порядок ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции, в некоторой своей части ориентирована на СЭД и СХЭД. К новациям, исходя из принципа добровольности их применения в условиях необходимой технической оснащенности, относятся: формирование электронной описи дел, с учетом системы "фильтров" (п. 3.21), экспертиза электронных документов (п. 4.14), подготовка электронных дел к архивному хранению (п. 5.9 - 5.13), прием-передача электронных документов в архив суда (п. 7.5.1 - 7.6), автоматизированный учетно-справочный аппарат архива (п. 8.4), передача электронных документов в государственный архив в виде контейнеров электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети (п. 13.5). Переход к обязательной цифровизации при формировании судебных дел (материалов) в судах общей юрисдикции в ходе судопроизводства станет фундаментальной основой для прогресса в архивном деле.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)СХЭД суда как государственного органа, согласно п. 1.5 Требований 2020 г., должна обеспечивать прием электронных архивных документов, переданных их СЭД, их учет, управление их хранением, а также доступ к ним до выделения к уничтожению, а также до их передачи на государственное хранение. При этом основным требованием сегодняшнего дня является обеспечение интеграции СЭД и СХЭД, т.е. материалы судебных дел, нарядов, журналов, картотек должны быть доступны для организации их архивного хранения, при условии поддержания аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования. Пункт 2.3 Требований 2020 г. также предусматривает, что метаданные о документах должны сохраняться при их передаче из СЭД в СХЭД (т.е. при администрировании внутри суда), а затем - из СХЭД в государственный архив. При этом в СЭД и СХЭД должны применяться средства электронной цифровой подписи (п. 2.9 Требований 2020 г.). Одним из обязательных условий является также поддержка СЭД суда осуществления экспертизы ценности документов <19>, т.е. отбор дел, документов в соответствии с их сроками хранения; формирование описей дел в структурных подразделениях, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; формирование контейнера электронного документа, содержащего контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализацию копии текстового электронного документа в формате PDF/A и т.д. Однако в настоящее время суды общей юрисдикции не обязаны формировать судебные дела в электронном виде. На основании п. 1.8 Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции <20> данная операция осуществляется при наличии технической возможности. В то же время рассматриваемая Инструкция, введенная в действие в 2019 г. и устанавливающая порядок ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции, в некоторой своей части ориентирована на СЭД и СХЭД. К новациям, исходя из принципа добровольности их применения в условиях необходимой технической оснащенности, относятся: формирование электронной описи дел, с учетом системы "фильтров" (п. 3.21), экспертиза электронных документов (п. 4.14), подготовка электронных дел к архивному хранению (п. 5.9 - 5.13), прием-передача электронных документов в архив суда (п. 7.5.1 - 7.6), автоматизированный учетно-справочный аппарат архива (п. 8.4), передача электронных документов в государственный архив в виде контейнеров электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети (п. 13.5). Переход к обязательной цифровизации при формировании судебных дел (материалов) в судах общей юрисдикции в ходе судопроизводства станет фундаментальной основой для прогресса в архивном деле.
Статья: Экспертиза ценности документов в федеральных судах общей юрисдикции: теоретические и практические аспекты
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2019, N 4)Специальными организационными функциями при этом обладают члены экспертных комиссий судов (далее - ЭК). Состав ЭК количественно не ограничен <7>. В нее на основании соответствующего приказа председателя суда должны войти: один из заместителей председателя суда (включать председателя суда не рекомендуется, так как он утверждает решения экспертной комиссии путем подписания протоколов); секретарь-архивариус или работник аппарата суда, обеспечивающий функционирование архива. Иные должности, замещаемые работниками аппарата федерального суда общей юрисдикции, которые могут являться членами экспертной комиссии, в Инструкции не конкретизированы. Но практически очевидно, что для эффективной организации экспертной работы в постоянном режиме ими могут быть начальник отдела делопроизводства (общего отдела) или его заместитель, а также начальники иных подразделений суда, наиболее квалифицированные и опытные специалисты в вопросах делопроизводства и обеспечения судопроизводства, администратор суда. Несмотря на наличие в Инструкции по ведению архивов 2019 г. п. 4.6 о целесообразности включения в экспертную комиссию представителя государственного архива и/или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, данная традиционно присутствующая в архивном деле норма в практическом делопроизводстве судов рискует остаться неисполнимой декларацией в силу малочисленности и загруженности данных специалистов по постоянному месту работы. В этой связи актуальной задачей в организации текущей служебной деятельности членов экспертной комиссии является самостоятельное изучение правоустанавливающих документов, а также методических рекомендаций и информационных писем на официальных сайтах Федерального архивного агентства (Росархива) <8>, Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) <9>, а также компетентного органа исполнительной власти субъекта РФ и его Государственного архива.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2019, N 4)Специальными организационными функциями при этом обладают члены экспертных комиссий судов (далее - ЭК). Состав ЭК количественно не ограничен <7>. В нее на основании соответствующего приказа председателя суда должны войти: один из заместителей председателя суда (включать председателя суда не рекомендуется, так как он утверждает решения экспертной комиссии путем подписания протоколов); секретарь-архивариус или работник аппарата суда, обеспечивающий функционирование архива. Иные должности, замещаемые работниками аппарата федерального суда общей юрисдикции, которые могут являться членами экспертной комиссии, в Инструкции не конкретизированы. Но практически очевидно, что для эффективной организации экспертной работы в постоянном режиме ими могут быть начальник отдела делопроизводства (общего отдела) или его заместитель, а также начальники иных подразделений суда, наиболее квалифицированные и опытные специалисты в вопросах делопроизводства и обеспечения судопроизводства, администратор суда. Несмотря на наличие в Инструкции по ведению архивов 2019 г. п. 4.6 о целесообразности включения в экспертную комиссию представителя государственного архива и/или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, данная традиционно присутствующая в архивном деле норма в практическом делопроизводстве судов рискует остаться неисполнимой декларацией в силу малочисленности и загруженности данных специалистов по постоянному месту работы. В этой связи актуальной задачей в организации текущей служебной деятельности членов экспертной комиссии является самостоятельное изучение правоустанавливающих документов, а также методических рекомендаций и информационных писем на официальных сайтах Федерального архивного агентства (Росархива) <8>, Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) <9>, а также компетентного органа исполнительной власти субъекта РФ и его Государственного архива.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"39.6. Отбор документов и оформление их на уничтожение осуществляются в соответствии с Правилами работы архивов арбитражных судов, утверждаемыми приказом ВАС РФ.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"39.6. Отбор документов и оформление их на уничтожение осуществляются в соответствии с Правилами работы архивов арбитражных судов, утверждаемыми приказом ВАС РФ.
"Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации"
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П)
(ред. от 27.11.2019)
(вместе с "Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации", "Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации", "Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный Суд Российской Федерации, на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалоб на действия (бездействие) судей Верховного Суда Российской Федерации или работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей", "Положением о порядке организации и проведения в Верховном Суде Российской Федерации трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")1.2. В Положении регламентированы процедура ознакомления с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации <3>, находящейся в архивном фонде Верховного Суда, правила подготовки и оформления архивных справок (справок), копий архивных документов Верховного Суда и выписок из них, а также исполнения запросов.
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П)
(ред. от 27.11.2019)
(вместе с "Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации", "Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации", "Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный Суд Российской Федерации, на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалоб на действия (бездействие) судей Верховного Суда Российской Федерации или работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей", "Положением о порядке организации и проведения в Верховном Суде Российской Федерации трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")1.2. В Положении регламентированы процедура ознакомления с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации <3>, находящейся в архивном фонде Верховного Суда, правила подготовки и оформления архивных справок (справок), копий архивных документов Верховного Суда и выписок из них, а также исполнения запросов.