Правила учета военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила учета военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Абзац 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. ст. 19 (ч. 1), 40 и 75.1, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования - в силу неопределенности нормативного содержания, а также противоречивого смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, - допускают произвольное толкование права на предоставление предусмотренных законом жилищных гарантий военнослужащим, ранее обеспеченным жилыми помещениями или средствами на их приобретение в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Абзац 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. ст. 19 (ч. 1), 40 и 75.1, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования - в силу неопределенности нормативного содержания, а также противоречивого смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, - допускают произвольное толкование права на предоставление предусмотренных законом жилищных гарантий военнослужащим, ранее обеспеченным жилыми помещениями или средствами на их приобретение в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан.
Статья: Некоторые аспекты признания военнослужащих - граждан Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)В связи с изложенным довольно странным, по мнению автора, является факт отсутствия в старых и новых Правилах оснований для отказа в принятии на учет военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что порождает правовую неопределенность и разнообразие (противоречие) правоприменительной практики. Автор полагает, что такими основаниями согласно взаимосвязанным положениям абз. 13 и 14 п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ могут являться исключительно несоответствие военнослужащего основаниям нуждаемости согласно ст. 51 ЖК РФ, а также неистечение пятилетнего срока со дня совершения действий, предусмотренных ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ. При этом решение о принятии военнослужащего на учет принимается исключительно на основании сведений, указанных им в заявлении (приложенных к нему документов), за недостоверность которых военнослужащий предупреждается об ответственности. Соответственно, отсутствие ответов на запросы уполномоченного органа для определения достоверности сведений, представленных военнослужащим в заявлении, а также иные запросы, по мнению автора, не препятствует его постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося. При выявлении уполномоченным органом не соответствующих действительности сведений в представленных военнослужащим документах, которые послужили основанием для принятия его на учет нуждающихся, он, согласно подп. "б" п. 17 Правил N 1768 (ранее - подп. "а" п. 14 Правил N 512), снимается с жилищного учета и привлекается к установленной законом ответственности.
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)В связи с изложенным довольно странным, по мнению автора, является факт отсутствия в старых и новых Правилах оснований для отказа в принятии на учет военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что порождает правовую неопределенность и разнообразие (противоречие) правоприменительной практики. Автор полагает, что такими основаниями согласно взаимосвязанным положениям абз. 13 и 14 п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ могут являться исключительно несоответствие военнослужащего основаниям нуждаемости согласно ст. 51 ЖК РФ, а также неистечение пятилетнего срока со дня совершения действий, предусмотренных ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ. При этом решение о принятии военнослужащего на учет принимается исключительно на основании сведений, указанных им в заявлении (приложенных к нему документов), за недостоверность которых военнослужащий предупреждается об ответственности. Соответственно, отсутствие ответов на запросы уполномоченного органа для определения достоверности сведений, представленных военнослужащим в заявлении, а также иные запросы, по мнению автора, не препятствует его постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося. При выявлении уполномоченным органом не соответствующих действительности сведений в представленных военнослужащим документах, которые послужили основанием для принятия его на учет нуждающихся, он, согласно подп. "б" п. 17 Правил N 1768 (ранее - подп. "а" п. 14 Правил N 512), снимается с жилищного учета и привлекается к установленной законом ответственности.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2025 года"15. Постановлением от 12 февраля 2025 года N 7-П Конституционный Суд дал оценку конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054).
Статья: Жилье военнослужащим, сотрудникам полиции, Росгвардии. Анализ споров (на примерах обеспечения субсидиями)
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Как видно, по сути, один и тот же вид обеспечения военнослужащих и сотрудников регулируется различными правовыми актами, порождающими соответствующую судебную практику разрешения споров. На основе анализа последних прецедентов приведем некоторые особенности реализации военнослужащими, а также сотрудниками полиции и Росгвардии права на жилище в форме получения субсидий. Действия и гражданско-правовые сделки, повлекшие последствия, предусмотренные в п. 4 Правил расчета жилищной субсидии военнослужащим, учитываются только в течение пяти лет со дня совершения.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Как видно, по сути, один и тот же вид обеспечения военнослужащих и сотрудников регулируется различными правовыми актами, порождающими соответствующую судебную практику разрешения споров. На основе анализа последних прецедентов приведем некоторые особенности реализации военнослужащими, а также сотрудниками полиции и Росгвардии права на жилище в форме получения субсидий. Действия и гражданско-правовые сделки, повлекшие последствия, предусмотренные в п. 4 Правил расчета жилищной субсидии военнослужащим, учитываются только в течение пяти лет со дня совершения.