Правила размещения нестационарных торговых объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила размещения нестационарных торговых объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Несанкционированная торговля (в том числе контроль, привлечение к административной ответственности)
(КонсультантПлюс, 2025)Вина общества состоит в том, что им не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения правил размещения нестационарных торговых объектов.
(КонсультантПлюс, 2025)Вина общества состоит в том, что им не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения правил размещения нестационарных торговых объектов.
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Владелец не согласен с исключением нестационарного торгового объекта из схемы размещения
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ, ст. 10 Закона о торговле, п. 2 Правил включения в схему размещения нестационарных торговых объектов
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ, ст. 10 Закона о торговле, п. 2 Правил включения в схему размещения нестационарных торговых объектов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Правила размещения и использования нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, определяются собственником той территории, на которой планируется разместить НТО (ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; далее - Закон N 381-ФЗ). Частенько это положение воспринимается как безграничное право собственника той или иной локации распоряжаться принадлежащими площадями как угодно и размещать какие угодно объекты, ведь Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) в ст. 209 наделил собственника правом по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Однако указанный Закон о регулировании торговли устанавливает, что гражданское законодательство при раскрытии правомочий собственника сделало оговорку об обязательном учете требований законодательства при реализации правомочий собственника по предоставлению площади для использования НТО или для ее использования под НТО самостоятельно (если собственник ставит свой объект). Что касается земельных участков, то для них установлены дополнительные ограничения в п. 3 ст. 209 ГК РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Это положение находит отклик и в правовой доктрине: как отмечает А.А. Маркелова, правовая природа и ценность земли как ограниченного природного ресурса предполагает совмещение гражданско-правового и публичного режимов использования земельных участков <1>. Таким образом, земельным участком распоряжаться можно не так свободно, как другими объектами собственности, - нужно учитывать интересы других лиц, охрану окружающей среды, то есть публичные нормы и запреты, санитарные, градостроительные правила, направленные на защиту таких интересов.
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Правила размещения и использования нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, определяются собственником той территории, на которой планируется разместить НТО (ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; далее - Закон N 381-ФЗ). Частенько это положение воспринимается как безграничное право собственника той или иной локации распоряжаться принадлежащими площадями как угодно и размещать какие угодно объекты, ведь Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) в ст. 209 наделил собственника правом по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Однако указанный Закон о регулировании торговли устанавливает, что гражданское законодательство при раскрытии правомочий собственника сделало оговорку об обязательном учете требований законодательства при реализации правомочий собственника по предоставлению площади для использования НТО или для ее использования под НТО самостоятельно (если собственник ставит свой объект). Что касается земельных участков, то для них установлены дополнительные ограничения в п. 3 ст. 209 ГК РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Это положение находит отклик и в правовой доктрине: как отмечает А.А. Маркелова, правовая природа и ценность земли как ограниченного природного ресурса предполагает совмещение гражданско-правового и публичного режимов использования земельных участков <1>. Таким образом, земельным участком распоряжаться можно не так свободно, как другими объектами собственности, - нужно учитывать интересы других лиц, охрану окружающей среды, то есть публичные нормы и запреты, санитарные, градостроительные правила, направленные на защиту таких интересов.
Готовое решение: Что такое земли (территории) общего пользования и каковы особенности их использования
(КонсультантПлюс, 2025)Так, на участках общего пользования могут располагаться нестационарные торговые объекты. Они размещаются в соответствии со схемой их размещения (ч. 1 ст. 10 Закона о торговой деятельности). Как правило, чтобы разместить нестационарный торговый объект на землях общего пользования, необходимо заключить не договор аренды земельного участка, а договор на размещение нестационарного торгового объекта. Например, в г. Москве эта процедура регулируется Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП.
(КонсультантПлюс, 2025)Так, на участках общего пользования могут располагаться нестационарные торговые объекты. Они размещаются в соответствии со схемой их размещения (ч. 1 ст. 10 Закона о торговой деятельности). Как правило, чтобы разместить нестационарный торговый объект на землях общего пользования, необходимо заключить не договор аренды земельного участка, а договор на размещение нестационарного торгового объекта. Например, в г. Москве эта процедура регулируется Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)- определены особенности разрешительного режима для отдельных сфер деятельности (строительства, туризма, торговли, транспорта и др.). Например, установлена возможность продлить по общему правилу на срок до семи лет без торгов договоры на размещение нестационарных торговых объектов, которые закончились или закончатся с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2026 г.;
(КонсультантПлюс, 2025)- определены особенности разрешительного режима для отдельных сфер деятельности (строительства, туризма, торговли, транспорта и др.). Например, установлена возможность продлить по общему правилу на срок до семи лет без торгов договоры на размещение нестационарных торговых объектов, которые закончились или закончатся с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2026 г.;
Статья: Нестационарные торговые объекты на земельном участке многоквартирного дома: анализ практики
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Данный вопрос отражен в Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3273-О, Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3274-О и вынесенном в соответствии с ними Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П. Именно этими актами устанавливаются основные правила толкования норм права, касающиеся регулирования размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках МКД. Последний акт рассмотрим подробнее.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Данный вопрос отражен в Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3273-О, Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3274-О и вынесенном в соответствии с ними Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П. Именно этими актами устанавливаются основные правила толкования норм права, касающиеся регулирования размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках МКД. Последний акт рассмотрим подробнее.
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Во-вторых, если законодатель планировал упростить порядок использования публичных земель и земельных участков для размещения НТО, то он явно не достиг своей цели. Проанализированные нами нормативные правовые акты субъектов РФ свидетельствуют о том, что, как правило, в указанных выше случаях основанием использования публичных земель и земельных участков служит договор, заключаемый по результатам торгов. И лишь в некоторых случаях, предусмотренных нормативно, допускается заключение договора без проведения торгов. Так, например, в городе Москве осуществление торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта, не включенного в установленном порядке в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения), и в отсутствие действующего договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте или договора на размещение нестационарного торгового объекта не допускается <9>. Схожие правила установлены и в ряде других субъектов РФ <10>.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Во-вторых, если законодатель планировал упростить порядок использования публичных земель и земельных участков для размещения НТО, то он явно не достиг своей цели. Проанализированные нами нормативные правовые акты субъектов РФ свидетельствуют о том, что, как правило, в указанных выше случаях основанием использования публичных земель и земельных участков служит договор, заключаемый по результатам торгов. И лишь в некоторых случаях, предусмотренных нормативно, допускается заключение договора без проведения торгов. Так, например, в городе Москве осуществление торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта, не включенного в установленном порядке в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения), и в отсутствие действующего договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте или договора на размещение нестационарного торгового объекта не допускается <9>. Схожие правила установлены и в ряде других субъектов РФ <10>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.