Правила проведения инвентаризации основных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила проведения инвентаризации основных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение принципа рациональности в условиях ведения учета по ФСБУ 6/2020 "Основные средства"
(Чайковская Л.А., Сулейманов Н.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Данная ситуация усложняется еще и тем, что, как было указано ранее, во многих крупных организациях инвентаризация основных средств проводится, как правило, один раз в три года, а для целей пересмотра сроков полезного использования необходимость проведения такой физической инвентаризации становится ежегодной. В противном случае без физического внешнего осмотра и оценки технического состояния объектов определение остаточного срока службы объекта основных средств будет некорректным.
(Чайковская Л.А., Сулейманов Н.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Данная ситуация усложняется еще и тем, что, как было указано ранее, во многих крупных организациях инвентаризация основных средств проводится, как правило, один раз в три года, а для целей пересмотра сроков полезного использования необходимость проведения такой физической инвентаризации становится ежегодной. В противном случае без физического внешнего осмотра и оценки технического состояния объектов определение остаточного срока службы объекта основных средств будет некорректным.
Статья: Директор увольняется. Как передать дела?
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 8)При необходимости (как правило, по решению учредителей) в организации может проводиться инвентаризация основных средств, кассы, проверка состояния учетных документов, а также финансовых показателей деятельности на установленную дату приема-передачи дел. Кадровая служба может оформить как справку итоговые сведения по книге учета трудовых книжек и вкладышей в них и по журналу учета личных дел (при наличии) <3>. Как правило, служба делопроизводства дает сводку о состоянии исполнения обращений граждан и справку об общем объеме документооборота на установленную дату приема-передачи. Данные сведения, подготовленные структурными подразделениями, по желанию учредителей могут быть в качестве итоговой информации включены в акт, а составленные ими документы могут оформляться как приложения к акту (но не обязательно; сдающий документы и дела генеральный директор может получить заверенные копии этих документов).
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 8)При необходимости (как правило, по решению учредителей) в организации может проводиться инвентаризация основных средств, кассы, проверка состояния учетных документов, а также финансовых показателей деятельности на установленную дату приема-передачи дел. Кадровая служба может оформить как справку итоговые сведения по книге учета трудовых книжек и вкладышей в них и по журналу учета личных дел (при наличии) <3>. Как правило, служба делопроизводства дает сводку о состоянии исполнения обращений граждан и справку об общем объеме документооборота на установленную дату приема-передачи. Данные сведения, подготовленные структурными подразделениями, по желанию учредителей могут быть в качестве итоговой информации включены в акт, а составленные ими документы могут оформляться как приложения к акту (но не обязательно; сдающий документы и дела генеральный директор может получить заверенные копии этих документов).
Нормативные акты
Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)способы ведения бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено;
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)способы ведения бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено;
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)5. При ведении бухгалтерского учета руководствоваться следующими правилами.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)5. При ведении бухгалтерского учета руководствоваться следующими правилами.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)С начала применения новых стандартов анализ показателей, необходимых для соблюдения правил данных стандартов, можно привязывать к моменту проведения инвентаризации. Например, анализ изменения элементов амортизации (сроков, ликвидационной стоимости, метода) можно проводить во время инвентаризации основных средств. Для упрощения документооборота возможно также включение дополнительных показателей в инвентаризационные ведомости.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)С начала применения новых стандартов анализ показателей, необходимых для соблюдения правил данных стандартов, можно привязывать к моменту проведения инвентаризации. Например, анализ изменения элементов амортизации (сроков, ликвидационной стоимости, метода) можно проводить во время инвентаризации основных средств. Для упрощения документооборота возможно также включение дополнительных показателей в инвентаризационные ведомости.
Вопрос: По какому коду ОКОФ учитывается терминал сбора данных?
(Консультация эксперта, 2025)Указанное устройство используется для проведения инвентаризации с целью учета и сортировки товарно-материальных ценностей, готовой продукции, в том числе в торговле (оптимизация складского учета и работы кассиров). Как правило, имеется встроенный сканер штриховых кодов.
(Консультация эксперта, 2025)Указанное устройство используется для проведения инвентаризации с целью учета и сортировки товарно-материальных ценностей, готовой продукции, в том числе в торговле (оптимизация складского учета и работы кассиров). Как правило, имеется встроенный сканер штриховых кодов.
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При обнаружении недостачи (хищения) ОС в обязательном порядке проводится инвентаризация, результаты которой оформляются инвентаризационной описью, сличительной ведомостью и иными документами, предусмотренными внутренними правилами организации.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При обнаружении недостачи (хищения) ОС в обязательном порядке проводится инвентаризация, результаты которой оформляются инвентаризационной описью, сличительной ведомостью и иными документами, предусмотренными внутренними правилами организации.
Готовое решение: Как провести инвентаризацию незавершенного строительства
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какими документами оформляют проведение инвентаризации незавершенного строительства и ее результаты
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какими документами оформляют проведение инвентаризации незавершенного строительства и ее результаты
Готовое решение: Как в бухгалтерском учете создать и использовать резерв на выплату работникам годовых премий и ежегодных вознаграждений за выслугу лет
(КонсультантПлюс, 2025)В случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства превышающие ее затраты по выплате вознаграждения работникам и уплате страховых взносов отражайте в бухгалтерском учете по общим правилам (п. 21 ПБУ 8/2010). Необходимость включения недостающей суммы в первоначальную стоимость ОС оценивайте в том же порядке, что и при корректировке обязательства по состоянию на отчетную дату (п. п. 7, 8 Рекомендации Р-93/2018-КпР "Поощрительные выплаты работникам, связанные с завершением строительства").
(КонсультантПлюс, 2025)В случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства превышающие ее затраты по выплате вознаграждения работникам и уплате страховых взносов отражайте в бухгалтерском учете по общим правилам (п. 21 ПБУ 8/2010). Необходимость включения недостающей суммы в первоначальную стоимость ОС оценивайте в том же порядке, что и при корректировке обязательства по состоянию на отчетную дату (п. п. 7, 8 Рекомендации Р-93/2018-КпР "Поощрительные выплаты работникам, связанные с завершением строительства").
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Во-первых, нужно провести инвентаризацию основных средств и отделить движимое имущество от недвижимого. Дело в том, что движимое имущество с недавних пор не облагается налогом. Однако, как показывает практика, не всегда так просто провести четкий водораздел между движимым имуществом и недвижимостью.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Во-первых, нужно провести инвентаризацию основных средств и отделить движимое имущество от недвижимого. Дело в том, что движимое имущество с недавних пор не облагается налогом. Однако, как показывает практика, не всегда так просто провести четкий водораздел между движимым имуществом и недвижимостью.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)С начала применения новых стандартов анализ показателей, необходимых для соблюдения правил данных стандартов, можно привязывать к моменту проведения инвентаризации. Например, анализ изменения элементов амортизации (сроков, ликвидационной стоимости, метода) можно проводить во время инвентаризации основных средств. Для упрощения документооборота возможно также включение дополнительных показателей в инвентаризационные ведомости.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)С начала применения новых стандартов анализ показателей, необходимых для соблюдения правил данных стандартов, можно привязывать к моменту проведения инвентаризации. Например, анализ изменения элементов амортизации (сроков, ликвидационной стоимости, метода) можно проводить во время инвентаризации основных средств. Для упрощения документооборота возможно также включение дополнительных показателей в инвентаризационные ведомости.
Готовое решение: Как провести инвентаризацию вложений во внеоборотные активы
(КонсультантПлюс, 2025)Инвентаризацию вложений во внеоборотные активы рекомендуем проводить в те же сроки и с учетом тех же правил, что и инвентаризацию внеоборотных активов (ОС, НМА, НИОКР и т.п.), в состав которых они будут переведены по завершении. Но если вы для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности инвентаризируете ОС один раз в три года, то проверять капитальные вложения в основные средства все равно придется как минимум ежегодно.
(КонсультантПлюс, 2025)Инвентаризацию вложений во внеоборотные активы рекомендуем проводить в те же сроки и с учетом тех же правил, что и инвентаризацию внеоборотных активов (ОС, НМА, НИОКР и т.п.), в состав которых они будут переведены по завершении. Но если вы для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности инвентаризируете ОС один раз в три года, то проверять капитальные вложения в основные средства все равно придется как минимум ежегодно.
Статья: Инвентаризация основных средств и прав пользования активами
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)Инвентаризация ОС проводится на местах их нахождения и использования в присутствии материально ответственного лица либо руководителя коллектива (если заключен договор о коллективной материальной ответственности), при этом проверяется не только собственное имущество, но и взятое организацией на хранение или в аренду.
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)Инвентаризация ОС проводится на местах их нахождения и использования в присутствии материально ответственного лица либо руководителя коллектива (если заключен договор о коллективной материальной ответственности), при этом проверяется не только собственное имущество, но и взятое организацией на хранение или в аренду.