Правила проведения финансового анализа в банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила проведения финансового анализа в банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 67 "Обязанности временного управляющего" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Анализ причин банкротства и финансового состояния должника относится к обязанностям временного управляющего в наблюдении (ст. 67 Закона о банкротстве, п. 6 (е) Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367)."
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 N 07АП-6741/23 по делу N А27-2063/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении финансовым управляющим Бузиковым И.С. обязанностей, возложенных на него пунктом 8 статьи 213.9, пунктами 2, 4 статьей 20.3 Закона о банкротстве, Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367, Временными правилами N 855, по выявлению имущества гражданина, подготовке и проведению анализа финансового состояния должника, анализа сделок должника и подготовке заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении финансовым управляющим Бузиковым И.С. обязанностей, возложенных на него пунктом 8 статьи 213.9, пунктами 2, 4 статьей 20.3 Закона о банкротстве, Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367, Временными правилами N 855, по выявлению имущества гражданина, подготовке и проведению анализа финансового состояния должника, анализа сделок должника и подготовке заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Вправе ли временный управляющий запрашивать в банках сведения о должнике, составляющие банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)Временным управляющим Михайловым В.Е. в адрес ответчика был направлен запрос о предоставлении информации по расчетному счету ЗАО "Унитех-Сервис" (л. д. 9 - 15). Данная информация необходима для реализации своих прав и обязанностей, определенных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции от 30.12.2008 N 296-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), а также Временными правилами проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855, Правилами проведения арбитражными управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367.
Вправе ли временный управляющий запрашивать в банках сведения о должнике, составляющие банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)Временным управляющим Михайловым В.Е. в адрес ответчика был направлен запрос о предоставлении информации по расчетному счету ЗАО "Унитех-Сервис" (л. д. 9 - 15). Данная информация необходима для реализации своих прав и обязанностей, определенных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции от 30.12.2008 N 296-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), а также Временными правилами проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855, Правилами проведения арбитражными управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367.
Статья: Субординация основанных на кризисном финансировании требований контролирующих должника лиц: политико-правовые цели и актуальные проблемы
(Есманский А.А.)
("Закон", 2023, N 3)Основными источниками сведений о состоянии должника в периоды, предшествующие банкротству, являются его бухгалтерская отчетность и основанные на ней данные финансового анализа, осуществляемого временным управляющим в ходе процедуры наблюдения (ст. 70 Закона о банкротстве). Правилами проведения указанного финансового анализа предусмотрен расчет коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, приводимых поквартально не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности.
(Есманский А.А.)
("Закон", 2023, N 3)Основными источниками сведений о состоянии должника в периоды, предшествующие банкротству, являются его бухгалтерская отчетность и основанные на ней данные финансового анализа, осуществляемого временным управляющим в ходе процедуры наблюдения (ст. 70 Закона о банкротстве). Правилами проведения указанного финансового анализа предусмотрен расчет коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, приводимых поквартально не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 150
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих>Суд, установив допущенные нарушения, в удовлетворении ходатайства об отстранении конкурсного управляющего отказал, указав на следующее. Отстранение конкурсного управляющего есть мера защиты, направленная на прекращение ведения производства лицом, не способным к его ведению. Такая неспособность может проистекать из неопытности, недобросовестности, халатности и т.п. Поскольку отстранение осуществляется в конкретной процедуре банкротства, то и неспособность следует выяснять именно в этой процедуре банкротства. В рассматриваемом случае в подтверждение ходатайства было указано на нарушение правил проведения финансового анализа, выполненного в другой процедуре банкротства. Следовательно, доказательств того, что арбитражный управляющий неспособен вести именно конкурсное производство, не представлено. В связи с изложенным суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих>Суд, установив допущенные нарушения, в удовлетворении ходатайства об отстранении конкурсного управляющего отказал, указав на следующее. Отстранение конкурсного управляющего есть мера защиты, направленная на прекращение ведения производства лицом, не способным к его ведению. Такая неспособность может проистекать из неопытности, недобросовестности, халатности и т.п. Поскольку отстранение осуществляется в конкретной процедуре банкротства, то и неспособность следует выяснять именно в этой процедуре банкротства. В рассматриваемом случае в подтверждение ходатайства было указано на нарушение правил проведения финансового анализа, выполненного в другой процедуре банкротства. Следовательно, доказательств того, что арбитражный управляющий неспособен вести именно конкурсное производство, не представлено. В связи с изложенным суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П
"По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева"Так, Правительством Российской Федерации утверждаются общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражных управляющих, а также правила деятельности саморегулируемой организации относительно проведения финансового анализа, проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов.
"По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева"Так, Правительством Российской Федерации утверждаются общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражных управляющих, а также правила деятельности саморегулируемой организации относительно проведения финансового анализа, проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Цели процедур, применяемых в деле о банкротстве. Независимо от вида процедур, применяемых к должнику в деле о банкротстве (за исключением мирового соглашения), их целью являются анализ финансового состояния должника, формирование реестра требований кредиторов и подготовка отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и суда, рассматривающего дело о банкротстве. В обязанности арбитражного управляющего входят также организация и проведение собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Цели процедур, применяемых в деле о банкротстве. Независимо от вида процедур, применяемых к должнику в деле о банкротстве (за исключением мирового соглашения), их целью являются анализ финансового состояния должника, формирование реестра требований кредиторов и подготовка отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и суда, рассматривающего дело о банкротстве. В обязанности арбитражного управляющего входят также организация и проведение собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> См.: Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 // СЗ РФ. N 26. Ст. 2664.
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> См.: Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 // СЗ РФ. N 26. Ст. 2664.
"Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография"
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)Как известно, практически уже 20 лет финансовый анализ в процедурах банкротства регламентируется Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа (далее - Правила анализа) <417> и Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - Временные правила) <418>. Названные документы не в полной мере соответствовали своим целям прямо с момента вступления в силу, содержали некорректные формулировки и даже прямые ошибки. Можно привести следующие примеры.
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)Как известно, практически уже 20 лет финансовый анализ в процедурах банкротства регламентируется Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа (далее - Правила анализа) <417> и Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - Временные правила) <418>. Названные документы не в полной мере соответствовали своим целям прямо с момента вступления в силу, содержали некорректные формулировки и даже прямые ошибки. Можно привести следующие примеры.
Статья: О процессуальной защите независимого кредитора в банкротстве аффилированного должника
(Ершов О.Г.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа" // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2664.
(Ершов О.Г.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа" // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2664.
Статья: Правовое положение кредитных организаций и принцип равенства кредиторов при инициировании дела о несостоятельности (банкротстве)
(Храпова М.О.)
("Банковское право", 2021, N 4)<19> Следует отметить, что после банковской реформы, разделившей банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией, существует разница в правовом регулировании обязательных нормативов. Подробнее об обязательных нормативах кредитных организаций см.: Лаутс Е.Б. Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций: монография. М.: Юстицинформ, 2018. 412 с.
(Храпова М.О.)
("Банковское право", 2021, N 4)<19> Следует отметить, что после банковской реформы, разделившей банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией, существует разница в правовом регулировании обязательных нормативов. Подробнее об обязательных нормативах кредитных организаций см.: Лаутс Е.Б. Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций: монография. М.: Юстицинформ, 2018. 412 с.
Статья: Порядок выявления арбитражным управляющим признаков преднамеренного банкротства юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством РФ (п. 6 Правил).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством РФ (п. 6 Правил).
Статья: Практические аспекты применения методики определения даты объективного банкротства организации
(Беломытцева О.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Обращаю внимание читателя на то, что банкротный финансовый анализ регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 367 "Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа". В этом документе для расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства не используются, их убирают из активов и обязательств априори как расчетные, эфемерные, нереальные к взысканию в банкротстве величины. Иными словами, в банкротном финансовом анализе нет отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
(Беломытцева О.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Обращаю внимание читателя на то, что банкротный финансовый анализ регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 367 "Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа". В этом документе для расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства не используются, их убирают из активов и обязательств априори как расчетные, эфемерные, нереальные к взысканию в банкротстве величины. Иными словами, в банкротном финансовом анализе нет отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В настоящее время оценивать экономическое положение юридического лица можно, опираясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" <1> и Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" <2>. Однако несмотря на то, что проведение финансового анализа позволяет описать экономическое положение юридического лица через некоторые экономические характеристики (показатели), принятие правоприменительных решений осложняется отсутствием непосредственной связи данных показателей с правовыми последствиями. Отсутствие адекватной сопряженности экономического и юридического концептуальных пространств выражается в том, что право не говорит, какие именно характеристики (показатели) и в каких диапазонах значений указывают на объективное банкротство (имущественный кризис). Поэтому возможные юридически значимые выводы арбитражного управляющего по итогам проведения финансового анализа (о наличии [отсутствии] признаков фиктивного или преднамеренного банкротства) также на самом деле являются проявлением своеобразной свободы усмотрения и произвольности.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В настоящее время оценивать экономическое положение юридического лица можно, опираясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" <1> и Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" <2>. Однако несмотря на то, что проведение финансового анализа позволяет описать экономическое положение юридического лица через некоторые экономические характеристики (показатели), принятие правоприменительных решений осложняется отсутствием непосредственной связи данных показателей с правовыми последствиями. Отсутствие адекватной сопряженности экономического и юридического концептуальных пространств выражается в том, что право не говорит, какие именно характеристики (показатели) и в каких диапазонах значений указывают на объективное банкротство (имущественный кризис). Поэтому возможные юридически значимые выводы арбитражного управляющего по итогам проведения финансового анализа (о наличии [отсутствии] признаков фиктивного или преднамеренного банкротства) также на самом деле являются проявлением своеобразной свободы усмотрения и произвольности.
Статья: Финансово-экономическая экспертиза в делах о субсидиарной ответственности
(Дячук М., Мельников В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Упомянутые коэффициенты описаны в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа <10>. Такой анализ в каждом деле о банкротстве обязательно проводит арбитражный управляющий. Поскольку государство в лице Правительства РФ посоветовало использовать указанные коэффициенты для оценки финансового состояния компаний-должников арбитражным управляющим, эксперт может построить свое заключение в том числе на их основе.
(Дячук М., Мельников В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Упомянутые коэффициенты описаны в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа <10>. Такой анализ в каждом деле о банкротстве обязательно проводит арбитражный управляющий. Поскольку государство в лице Правительства РФ посоветовало использовать указанные коэффициенты для оценки финансового состояния компаний-должников арбитражным управляющим, эксперт может построить свое заключение в том числе на их основе.
Статья: Определение даты объективного банкротства с учетом рыночной стоимости чистых активов
(Жарский Д.П., Кураженков М.С., Егорова О.Ф., Акифьев А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа".
(Жарский Д.П., Кураженков М.С., Егорова О.Ф., Акифьев А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа".