Правила использования водохранилищ
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила использования водохранилищ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В связи с п. 12 и 13 следует отметить следующее. Новой редакцией статьи удалена некоторая конкретизация правил использования водных ресурсов водохранилищ, не вызываемая необходимостью и не обладающая дополнительной информативностью. Правила использования водохранилищ предусматриваются в ст. 45 и др. ВК РФ.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В связи с п. 12 и 13 следует отметить следующее. Новой редакцией статьи удалена некоторая конкретизация правил использования водных ресурсов водохранилищ, не вызываемая необходимостью и не обладающая дополнительной информативностью. Правила использования водохранилищ предусматриваются в ст. 45 и др. ВК РФ.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)- устанавливаются требования к содержанию правил использования водохранилища;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)- устанавливаются требования к содержанию правил использования водохранилища;
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ.
(ред. от 31.07.2025)1. Использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ.
Статья: Возмещение ущерба, причиненного недвижимому имуществу при чрезвычайных ситуациях
(Летута Т.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Что касается противоправности или незаконности деяний делинквента, необходимо заметить, что принятие любого управленческого решения относительно объекта эксплуатации или совершение действия в рамках режима чрезвычайной ситуации без необходимого на то законного основания, или противозаконное бездействие лиц, чьи полномочия включали совершение активных действий по предотвращению, прекращению вредоносных событий или уменьшению их последствий, будет расцениваться в качестве основания деликтной ответственности. В частности, регулирование стока рек в нарушение утвержденных правил использования водных ресурсов водохранилищ будет рассматриваться как противоправное деяние. В то же время, как отмечают суды, при возникновении аварийных ситуаций сброса паводковых вод действия регламентируются специальными инструкциями, и такой сброс "осуществляется уже без учета интересов нижележащих поселений" <17>. Соответственно, соблюдение всех необходимых специальных нормативных актов, даже приведшее к возникновению чрезвычайной ситуации и порче имущества, не может рассматриваться как деяние, противоречащее закону, и исключает наличие состава деликтного правонарушения. Полагаем, подобные деяния могут охватываться также такой категорией, как крайняя необходимость (ст. 1067 ГК РФ). Когда действия органов государственной власти или иных субъектов - владельцев опасных объектов были обусловлены предотвращением аварий, уменьшением негативных последствий чрезвычайных ситуаций. В таком случае суды с учетом обстоятельств дела могут освободить причинителя вреда от возмещения либо уменьшить размер компенсируемого вреда.
(Летута Т.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Что касается противоправности или незаконности деяний делинквента, необходимо заметить, что принятие любого управленческого решения относительно объекта эксплуатации или совершение действия в рамках режима чрезвычайной ситуации без необходимого на то законного основания, или противозаконное бездействие лиц, чьи полномочия включали совершение активных действий по предотвращению, прекращению вредоносных событий или уменьшению их последствий, будет расцениваться в качестве основания деликтной ответственности. В частности, регулирование стока рек в нарушение утвержденных правил использования водных ресурсов водохранилищ будет рассматриваться как противоправное деяние. В то же время, как отмечают суды, при возникновении аварийных ситуаций сброса паводковых вод действия регламентируются специальными инструкциями, и такой сброс "осуществляется уже без учета интересов нижележащих поселений" <17>. Соответственно, соблюдение всех необходимых специальных нормативных актов, даже приведшее к возникновению чрезвычайной ситуации и порче имущества, не может рассматриваться как деяние, противоречащее закону, и исключает наличие состава деликтного правонарушения. Полагаем, подобные деяния могут охватываться также такой категорией, как крайняя необходимость (ст. 1067 ГК РФ). Когда действия органов государственной власти или иных субъектов - владельцев опасных объектов были обусловлены предотвращением аварий, уменьшением негативных последствий чрезвычайных ситуаций. В таком случае суды с учетом обстоятельств дела могут освободить причинителя вреда от возмещения либо уменьшить размер компенсируемого вреда.
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В ВК РФ есть правила об использовании водохранилищ (ст. 45), но нет правил их создания. В Федеральном законе от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрена норма о допустимости перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда в случае строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах (п. 2 ч. 2 ст. 12). В Федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" <18> была поставлена задача только лишь провести научные исследования, направленные на сохранение водности рек и создание водохранилищ и водохозяйственных систем.
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В ВК РФ есть правила об использовании водохранилищ (ст. 45), но нет правил их создания. В Федеральном законе от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрена норма о допустимости перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда в случае строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах (п. 2 ч. 2 ст. 12). В Федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" <18> была поставлена задача только лишь провести научные исследования, направленные на сохранение водности рек и создание водохранилищ и водохозяйственных систем.
Статья: Пруд: понятие, правовой режим водоохранной зоны
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из п. 9 Правил определения границы водного объекта следует, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) водохранилищ, прудов и их частей осуществляется картометрическим способом на основе местоположения соответствующих объектов гидрографии, указанных на содержащихся в федеральном и ведомственных картографо-геодезических фондах топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ (при наличии).
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из п. 9 Правил определения границы водного объекта следует, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) водохранилищ, прудов и их частей осуществляется картометрическим способом на основе местоположения соответствующих объектов гидрографии, указанных на содержащихся в федеральном и ведомственных картографо-геодезических фондах топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ (при наличии).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Статья 37 ВК РФ посвящена водопользованию, а вопросы использования водохранилищ регулирует ст. 45 ВК РФ, в которой указано, что должны быть приняты Федеральным агентством по водным ресурсам правила использования водных ресурсов водохранилища. С 2009 г. до настоящего времени Федеральное агентство по водным ресурсам не разработало и не приняло такие правила по большинству водохранилищ РФ. В настоящее время пользование водохранилищем как водным объектом, находящимся в федеральной собственности, согласно п. 1 ст. 11 ВК РФ осуществляется генерирующими компаниями на основании договоров водопользования, которые могут быть заключены на пять, десять или двадцать лет. Таким образом, электростанции, которые были спроектированы и построены с оборотной системой водоснабжения с водохранилищем в качестве пруда-охладителя, осуществляют водопользование таким водохранилищем на основании договора водопользования, где указано, что водохранилище используется для производственного водоснабжения конкретной ГРЭС. При этом до подписания договора водопользования требуется утверждение соответствующим бассейновым водным управлением Минприроды РФ схемы систем водопотребления и водоотведения для каждой ГРЭС. В такой схеме также указано, что система технического водоснабжения ГРЭС оборотная с прудом - охладителем циркуляционной воды, основанным плотиной реки.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Статья 37 ВК РФ посвящена водопользованию, а вопросы использования водохранилищ регулирует ст. 45 ВК РФ, в которой указано, что должны быть приняты Федеральным агентством по водным ресурсам правила использования водных ресурсов водохранилища. С 2009 г. до настоящего времени Федеральное агентство по водным ресурсам не разработало и не приняло такие правила по большинству водохранилищ РФ. В настоящее время пользование водохранилищем как водным объектом, находящимся в федеральной собственности, согласно п. 1 ст. 11 ВК РФ осуществляется генерирующими компаниями на основании договоров водопользования, которые могут быть заключены на пять, десять или двадцать лет. Таким образом, электростанции, которые были спроектированы и построены с оборотной системой водоснабжения с водохранилищем в качестве пруда-охладителя, осуществляют водопользование таким водохранилищем на основании договора водопользования, где указано, что водохранилище используется для производственного водоснабжения конкретной ГРЭС. При этом до подписания договора водопользования требуется утверждение соответствующим бассейновым водным управлением Минприроды РФ схемы систем водопотребления и водоотведения для каждой ГРЭС. В такой схеме также указано, что система технического водоснабжения ГРЭС оборотная с прудом - охладителем циркуляционной воды, основанным плотиной реки.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Нормы, регулирующие режим охраны вод, установлены Водным кодексом РФ, Законом "Об охране окружающей среды", Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219), Правилами охраны поверхностных водных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2020 г. N 1391), Правилами охраны подземных водных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 94), Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 349). Приказом Минприроды РФ от 8 октября 2014 г. N 432 утверждены Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Нормы, регулирующие режим охраны вод, установлены Водным кодексом РФ, Законом "Об охране окружающей среды", Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219), Правилами охраны поверхностных водных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2020 г. N 1391), Правилами охраны подземных водных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 94), Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 349). Приказом Минприроды РФ от 8 октября 2014 г. N 432 утверждены Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.