Правила благоустройства территории городского округа
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила благоустройства территории городского округа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе проведения рейдовых мероприятий по соблюдению и исполнению требований Правил благоустройства территории городского округа... администрацией выявлено, что фасад здания... находится в неудовлетворительном состоянии - вздутие и отслоение штукатурного слоя здания...
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе проведения рейдовых мероприятий по соблюдению и исполнению требований Правил благоустройства территории городского округа... администрацией выявлено, что фасад здания... находится в неудовлетворительном состоянии - вздутие и отслоение штукатурного слоя здания...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 132 Конституции РФ"В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных случаях нормативными правовыми актами местного уровня регламентируются правила и требования к размещению источников открытого огня, например, мангалов на территории сезонных (летних) кафе (например, ч. 44 ст. 29 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных случаях нормативными правовыми актами местного уровня регламентируются правила и требования к размещению источников открытого огня, например, мангалов на территории сезонных (летних) кафе (например, ч. 44 ст. 29 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14).
Статья: Пожарная безопасность при установке мангала
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, п. 44 ст. 29 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утв. решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14, установлены следующие требования к размещению мангалов в сезонных (летних) кафе:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, п. 44 ст. 29 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утв. решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14, установлены следующие требования к размещению мангалов в сезонных (летних) кафе:
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Проверяя полномочия административного ответчика, суды, проанализировав положения пунктов 11, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) об отнесении к вопросам местного значения организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и утверждения правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе организацию озеленения, нормы Закона об охране окружающей среды, положения Правил благоустройства территории города, утвержденных решением городской Думы, согласно которым порядок определения размера восстановительной стоимости зеленых насаждений устанавливается администрацией города, сделали заключение о несостоятельности утверждения административного истца об отсутствии у Администрации полномочия на принятие Порядка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Проверяя полномочия административного ответчика, суды, проанализировав положения пунктов 11, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) об отнесении к вопросам местного значения организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и утверждения правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе организацию озеленения, нормы Закона об охране окружающей среды, положения Правил благоустройства территории города, утвержденных решением городской Думы, согласно которым порядок определения размера восстановительной стоимости зеленых насаждений устанавливается администрацией города, сделали заключение о несостоятельности утверждения административного истца об отсутствии у Администрации полномочия на принятие Порядка.
Статья: Особенности правового регулирования размещения блоков кондиционеров на фасадах жилых зданий
(Чистов А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)<9> См.: ст. 38 решения Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 29 ноября 2018 г. N 67/8 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Красногорск Московской области" // Красногорские вести. 2018. 25 декабря.
(Чистов А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)<9> См.: ст. 38 решения Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 29 ноября 2018 г. N 67/8 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Красногорск Московской области" // Красногорские вести. 2018. 25 декабря.
Статья: Административно-правовые аспекты содержания домашних кошек в Российской Федерации
(Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Необходимо отметить, что в некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления в своих Правилах благоустройства или правилах содержания домашних животных устанавливают предельное количество домашних кошек на одного владельца. Так, Правила благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы от 4 июля 2018 г. <22>, установили, что не допускается содержание в квартирах многоквартирных домов взрослых кошек в количестве более двух особей. Или еще пример. Правила содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденные решением Думы городского округа город Волгореченск от 23 апреля 2009 г. <23>, предусматривают, что в многоквартирных жилых домах запрещается содержание одним владельцем более пяти кошек.
(Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Необходимо отметить, что в некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления в своих Правилах благоустройства или правилах содержания домашних животных устанавливают предельное количество домашних кошек на одного владельца. Так, Правила благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы от 4 июля 2018 г. <22>, установили, что не допускается содержание в квартирах многоквартирных домов взрослых кошек в количестве более двух особей. Или еще пример. Правила содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденные решением Думы городского округа город Волгореченск от 23 апреля 2009 г. <23>, предусматривают, что в многоквартирных жилых домах запрещается содержание одним владельцем более пяти кошек.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Тем не менее муниципальные образования добровольно применяют такие документы при подготовке муниципальных правил благоустройства территории, видимо, минимизируя риски предъявления претензий со стороны надзорных органов государственной власти. Так, в большинстве проанализированных муниципальных правил благоустройства территорий имеются отсылки к сводам правил и национальным стандартам в большем или меньшем объеме. Отдельные муниципальные образования включают в свои правила перечни соответствующих сводов правил и национальных стандартов. Например, ст. 70 Правил благоустройства территории городского округа Краснознаменск Московской области <18>, озаглавленная "Перечень сводов правил и национальных стандартов, применяемых при осуществлении деятельности по благоустройству", указывает, что при разработке Правил, а также концепций и проектов благоустройства "целесообразно обеспечивать соблюдение норм, указанных в сводах правил и национальных стандартах". Аналогичная формулировка содержится в Правилах благоустройства территории Уметского муниципального округа Тамбовской области <19>.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Тем не менее муниципальные образования добровольно применяют такие документы при подготовке муниципальных правил благоустройства территории, видимо, минимизируя риски предъявления претензий со стороны надзорных органов государственной власти. Так, в большинстве проанализированных муниципальных правил благоустройства территорий имеются отсылки к сводам правил и национальным стандартам в большем или меньшем объеме. Отдельные муниципальные образования включают в свои правила перечни соответствующих сводов правил и национальных стандартов. Например, ст. 70 Правил благоустройства территории городского округа Краснознаменск Московской области <18>, озаглавленная "Перечень сводов правил и национальных стандартов, применяемых при осуществлении деятельности по благоустройству", указывает, что при разработке Правил, а также концепций и проектов благоустройства "целесообразно обеспечивать соблюдение норм, указанных в сводах правил и национальных стандартах". Аналогичная формулировка содержится в Правилах благоустройства территории Уметского муниципального округа Тамбовской области <19>.
Статья: Порядок выявления и перемещения (эвакуации) брошенного, бесхозяйного и (или) разукомплектованного автотранспорта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Правилами благоустройства территории Одинцовского городского округа Московской области, утв. Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 27.12.2019 N 11/13 (далее - Правила благоустройства);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Правилами благоустройства территории Одинцовского городского округа Московской области, утв. Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 27.12.2019 N 11/13 (далее - Правила благоустройства);
Статья: Соучаствующее проектирование как форма партисипаторной демократии на местном уровне
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)<13> Решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 11 сентября 2019 г. N 4-40/406 "Правила благоустройства территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" // СПС "Гарант".
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)<13> Решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 11 сентября 2019 г. N 4-40/406 "Правила благоустройства территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" // СПС "Гарант".
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)2) отсутствие исключений при определении границ прилегающих территорий с распространением норм на собственников всех МКД. Это, например, правила благоустройства территории Копейского городского округа Челябинской области, оспоренные нормы которых вводили понятия "прилегающая территория" (границы для МКД составляют 25 метров от границ отведенного земельного участка или от ограждения по периметру) и "придомовая территория"; юридические и физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, должны обеспечивать содержание отведенной и прилегающей территории, объектов благоустройства <17>;
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)2) отсутствие исключений при определении границ прилегающих территорий с распространением норм на собственников всех МКД. Это, например, правила благоустройства территории Копейского городского округа Челябинской области, оспоренные нормы которых вводили понятия "прилегающая территория" (границы для МКД составляют 25 метров от границ отведенного земельного участка или от ограждения по периметру) и "придомовая территория"; юридические и физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, должны обеспечивать содержание отведенной и прилегающей территории, объектов благоустройства <17>;
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) различает экологические (равно как и все остальные) полномочия для различных видов муниципальных образований. В частности, он относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в его границах; участие в организации деятельности по накоплению (включая раздельное накопление), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа; организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в границах округа; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения и ряд других. Данные полномочия могут конкретизироваться в других федеральных законах.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) различает экологические (равно как и все остальные) полномочия для различных видов муниципальных образований. В частности, он относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в его границах; участие в организации деятельности по накоплению (включая раздельное накопление), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа; организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в границах округа; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения и ряд других. Данные полномочия могут конкретизироваться в других федеральных законах.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например, Постановление администрации городского округа "Город Чита" от 14 февраля 2019 г. N 91 (в ред. от 27 мая 2021 г.) "Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита". URL: http://www.admin.chita.ru. Утратило силу с 1 января 2022 г. в соответствии с Постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 10 января 2022 г. N 05.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например, Постановление администрации городского округа "Город Чита" от 14 февраля 2019 г. N 91 (в ред. от 27 мая 2021 г.) "Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита". URL: http://www.admin.chita.ru. Утратило силу с 1 января 2022 г. в соответствии с Постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 10 января 2022 г. N 05.
Статья: Вывеска над нежилым помещением в МКД: конфликт интересов собственников дома и хозяйствующих субъектов
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<7> Например, в Петрозаводском городском округе приняты и действуют Правила благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Петрозаводским городским советом решением 29 сессии 28 созыва от 26 февраля 2020 г. N 28/29-586, и принятое на основании Правил Решение Петрозаводского городского совета от 18 декабря 2020 г. N 28/36-666 "Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа". URL: http://www.petrozavodsk-mo.ru/.
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<7> Например, в Петрозаводском городском округе приняты и действуют Правила благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Петрозаводским городским советом решением 29 сессии 28 созыва от 26 февраля 2020 г. N 28/29-586, и принятое на основании Правил Решение Петрозаводского городского совета от 18 декабря 2020 г. N 28/36-666 "Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа". URL: http://www.petrozavodsk-mo.ru/.