Правила благоустройства поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила благоустройства поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом...
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству, Правилам благоустройства... сельского поселения... которыми не предусмотрена обязанность лица, осуществляющего вырубку зеленых насаждений, выполнять компенсационное озеленение, общество обратилось в арбитражный суд...
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству, Правилам благоустройства... сельского поселения... которыми не предусмотрена обязанность лица, осуществляющего вырубку зеленых насаждений, выполнять компенсационное озеленение, общество обратилось в арбитражный суд...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика реализации в административном судопроизводстве и нормотворчестве запрета на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Распространенным примером нарушения ч. 3 ст. 216 КАС РФ является отмена органом, принявшим акт, нормативного акта либо его норм, признанных судом недействующими, и принятие нового акта или норм аналогичного содержания. Например, было установлено, что решением совета депутатов поселения от 25.06.2019 в правила благоустройства поселения введена норма, возлагающая на собственников индивидуальных жилых домов, не являющихся собственниками или законными владельцами земельных участков, обязанность обеспечивать уборку прилегающей территории <48>, которая, по существу, повторяла норму, признанную недействующей решением от 29.05.2019 <49>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Распространенным примером нарушения ч. 3 ст. 216 КАС РФ является отмена органом, принявшим акт, нормативного акта либо его норм, признанных судом недействующими, и принятие нового акта или норм аналогичного содержания. Например, было установлено, что решением совета депутатов поселения от 25.06.2019 в правила благоустройства поселения введена норма, возлагающая на собственников индивидуальных жилых домов, не являющихся собственниками или законными владельцами земельных участков, обязанность обеспечивать уборку прилегающей территории <48>, которая, по существу, повторяла норму, признанную недействующей решением от 29.05.2019 <49>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Закон N 131-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) содержал определение понятия "благоустройство": благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В настоящее время Закон не содержит определения благоустройства.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Закон N 131-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) содержал определение понятия "благоустройство": благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В настоящее время Закон не содержит определения благоустройства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"19) утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"19) утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Согласно пункту 4.5 Правил благоустройства территории городского поселения, принятых решением Совета городского поселения, сбор и вывоз отходов и мусора осуществляется по контейнерной или бестарной системе.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Согласно пункту 4.5 Правил благоустройства территории городского поселения, принятых решением Совета городского поселения, сбор и вывоз отходов и мусора осуществляется по контейнерной или бестарной системе.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Реализуя данную возможность, законодательство субъектов РФ и местные нормативные акты в сфере благоустройства территорий возлагают бремя содержания (уборки, ремонта и т.п.) муниципальных территорий общего пользования, прилегающих к земельным участкам или зданиям иных субъектов, главным образом частных собственников и иных частных пользователей, на этих последних за их собственный счет. Правовым основанием для этого одно время была норма п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131), в соответствии с которой "утверждение правил благоустройства территории поселения" и, в частности, "установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения" <1> относились (относятся и теперь) к вопросам местного значения (здесь и далее в цитатах курсив мой. - Д.Т.), а следовательно, к компетенции органов местного самоуправления.
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Реализуя данную возможность, законодательство субъектов РФ и местные нормативные акты в сфере благоустройства территорий возлагают бремя содержания (уборки, ремонта и т.п.) муниципальных территорий общего пользования, прилегающих к земельным участкам или зданиям иных субъектов, главным образом частных собственников и иных частных пользователей, на этих последних за их собственный счет. Правовым основанием для этого одно время была норма п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131), в соответствии с которой "утверждение правил благоустройства территории поселения" и, в частности, "установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения" <1> относились (относятся и теперь) к вопросам местного значения (здесь и далее в цитатах курсив мой. - Д.Т.), а следовательно, к компетенции органов местного самоуправления.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В юридической литературе в связи с этим указывается, что правила благоустройства территории всех муниципальных образований "должны учесть" положения Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов <24>, рекомендующие принимать концепции благоустройства территорий, предварительно обсудив их с жителями муниципалитета <25>.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В юридической литературе в связи с этим указывается, что правила благоустройства территории всех муниципальных образований "должны учесть" положения Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов <24>, рекомендующие принимать концепции благоустройства территорий, предварительно обсудив их с жителями муниципалитета <25>.
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Примечательно, что полномочия ОМСУ в лесной сфере реализуются и в рамках благоустройства муниципальных образований. Так, в нормах Федерального закона N 131 закреплено, что в правилах благоустройства территории поселения, городского и муниципального округов необходимо обязательно прописывать организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов ООПТ, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Ввиду этого принят и Приказ Минстроя России от 29 декабря 2021 г. N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", где прописано, что лесопарковые зоны, городские леса относятся к объектам благоустройства и в правилах необходимо предусматривать мероприятия по их благоустройству и уходу.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Примечательно, что полномочия ОМСУ в лесной сфере реализуются и в рамках благоустройства муниципальных образований. Так, в нормах Федерального закона N 131 закреплено, что в правилах благоустройства территории поселения, городского и муниципального округов необходимо обязательно прописывать организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов ООПТ, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Ввиду этого принят и Приказ Минстроя России от 29 декабря 2021 г. N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", где прописано, что лесопарковые зоны, городские леса относятся к объектам благоустройства и в правилах необходимо предусматривать мероприятия по их благоустройству и уходу.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)В соответствии с п. 3.1.21 Свода правил СП 476.1325800.2020 "Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов" (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.01.2020 N 33/пр) под социальной инфраструктурой понимается комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, необходимых для бытовой, досуговой деятельности людей, их развития и поддержания здоровья: объекты образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, торговли и услуг, гостиницы.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)В соответствии с п. 3.1.21 Свода правил СП 476.1325800.2020 "Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов" (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.01.2020 N 33/пр) под социальной инфраструктурой понимается комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, необходимых для бытовой, досуговой деятельности людей, их развития и поддержания здоровья: объекты образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, торговли и услуг, гостиницы.