Права профсоюзов
Подборка наиболее важных документов по запросу Права профсоюзов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. ПрофсоюзПРАВА ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья: Актуальные вопросы защиты социально-трудовых прав работников профсоюзами на современном этапе
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ
"Методические рекомендации по организации работы представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в составе комиссии по специальной оценке условий труда"
(утв. Постановлением Исполкома ФНПР от 17.04.2018 N 2-11)
(вместе с "Примерной программой обучения представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, входящих в состав комиссии по специальной оценке условий труда")4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ
(утв. Постановлением Исполкома ФНПР от 17.04.2018 N 2-11)
(вместе с "Примерной программой обучения представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, входящих в состав комиссии по специальной оценке условий труда")4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ
Готовое решение: Как уволить работника при ликвидации организации и прекращении деятельности ИП
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" уведомляю о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Заря" (ООО "Заря").
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" уведомляю о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Заря" (ООО "Заря").
Статья: Применение норм общей части трудового права: теория и практика (взгляд сквозь призму метода и принципов отрасли)
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2023, N 8)Миронов Владимир Иванович, член Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, председатель профсоюза "За трудовые права и профессиональное достоинство", доктор юридических наук, профессор.
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2023, N 8)Миронов Владимир Иванович, член Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, председатель профсоюза "За трудовые права и профессиональное достоинство", доктор юридических наук, профессор.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)На момент подготовки этой статьи было принято всего одно отказное определение КС по жалобе данной категории заявителей. Инициатором обращения стал Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих, который действовал в интересах конкретного арбитражного управляющего - члена профсоюза. Заявитель ссылался на статью 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" о праве профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов своих членов. Суд молча счел его надлежащим заявителем, отказав в рассмотрении жалобы по другим причинам <68>.
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)На момент подготовки этой статьи было принято всего одно отказное определение КС по жалобе данной категории заявителей. Инициатором обращения стал Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих, который действовал в интересах конкретного арбитражного управляющего - члена профсоюза. Заявитель ссылался на статью 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" о праве профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов своих членов. Суд молча счел его надлежащим заявителем, отказав в рассмотрении жалобы по другим причинам <68>.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также в 2024 г. Конгресс профсоюзов Великобритании (The UK Trades Union Congress) [559] опубликовал свой собственный законопроект об ИИ (Artificial Intelligence (Regulation and Employment Rights) Bill), который регулирует использование систем ИИ работодателями в отношении работников. Законопроект также предусматривает права профсоюзов в отношении использования систем ИИ работодателями, рассматривает риски, связанные с цепочкой создания стоимости при развертывании систем ИИ в сфере занятости, и позволяет разрабатывать безопасные, надежные и справедливые системы ИИ в сфере занятости. Права и обязанности, содержащиеся в законопроекте, будут подлежать исполнению в трудовом трибунале.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также в 2024 г. Конгресс профсоюзов Великобритании (The UK Trades Union Congress) [559] опубликовал свой собственный законопроект об ИИ (Artificial Intelligence (Regulation and Employment Rights) Bill), который регулирует использование систем ИИ работодателями в отношении работников. Законопроект также предусматривает права профсоюзов в отношении использования систем ИИ работодателями, рассматривает риски, связанные с цепочкой создания стоимости при развертывании систем ИИ в сфере занятости, и позволяет разрабатывать безопасные, надежные и справедливые системы ИИ в сфере занятости. Права и обязанности, содержащиеся в законопроекте, будут подлежать исполнению в трудовом трибунале.
Готовое решение: Как произвести увольнение работников по сокращению при реорганизации
(КонсультантПлюс, 2025)Проведите увольнение по стандартной процедуре сокращения численности (штата): издайте приказ о сокращении, оцените преимущественное право работников остаться на работе, уведомьте их, центр занятости и профсоюз (если есть) о сокращении, предложите каждому работнику подходящие вакансии, а если их нет или работник отказался от перевода - оформите увольнение.
(КонсультантПлюс, 2025)Проведите увольнение по стандартной процедуре сокращения численности (штата): издайте приказ о сокращении, оцените преимущественное право работников остаться на работе, уведомьте их, центр занятости и профсоюз (если есть) о сокращении, предложите каждому работнику подходящие вакансии, а если их нет или работник отказался от перевода - оформите увольнение.
Вопрос: По результатам служебной проверки работник за нарушение трудовой дисциплины привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Вина установлена аттестационной комиссией. Издан соответствующий приказ. Вправе ли работодатель отменить приказ по ходатайству профсоюза?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Вопрос: По результатам служебной проверки работник за нарушение трудовой дисциплины привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Вина установлена аттестационной комиссией, действующей у работодателя. Издан соответствующий приказ. В соответствии с системой оплаты труда организации наличие дисциплинарного взыскания влечет снижение квартальной поощрительной выплаты. В дальнейшем трудовой коллектив и профсоюз обратились к работодателю с просьбой отменить приказ о выговоре в связи с тяжелым материальным положением работника. Вправе ли работодатель отменить этот приказ? Требуется ли согласование с аттестационной комиссией?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Вопрос: По результатам служебной проверки работник за нарушение трудовой дисциплины привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Вина установлена аттестационной комиссией, действующей у работодателя. Издан соответствующий приказ. В соответствии с системой оплаты труда организации наличие дисциплинарного взыскания влечет снижение квартальной поощрительной выплаты. В дальнейшем трудовой коллектив и профсоюз обратились к работодателю с просьбой отменить приказ о выговоре в связи с тяжелым материальным положением работника. Вправе ли работодатель отменить этот приказ? Требуется ли согласование с аттестационной комиссией?
Готовое решение: Как провести увольнение работников при смене собственника имущества организации
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вы можете, например, провести процедуру сокращения численности (штата) работников (по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Учтите только, что сокращение допускается исключительно после государственной регистрации перехода права собственности (ч. 4 ст. 75 ТК РФ). То есть в процессе передачи прав от прежнего собственника к новому проводить сокращение численности или штата нельзя. Также потребуется соблюсти специальный порядок действий (уведомить о сокращении в установленный срок работников, профсоюз, оценить преимущественное право на оставление на работе, предложить работникам вакансии и т.д.) (ч. 3 ст. 81, ч. 1, 2 ст. 82, ст. ст. 179, 180 ТК РФ). А также учесть предусмотренные законом ограничения и запреты, в частности, на увольнение во время больничного, в отпуске, беременных, женщин с детьми до трех лет, других лиц, указанных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, а также супруг (супругов) погибших (умерших) ветеранов боевых действий в случае, предусмотренном ст. 264.1 ТК РФ (ч. 6 ст. 81, ч. 1 ст. 261, ст. 264.1 ТК РФ, пп. "а" п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вы можете, например, провести процедуру сокращения численности (штата) работников (по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Учтите только, что сокращение допускается исключительно после государственной регистрации перехода права собственности (ч. 4 ст. 75 ТК РФ). То есть в процессе передачи прав от прежнего собственника к новому проводить сокращение численности или штата нельзя. Также потребуется соблюсти специальный порядок действий (уведомить о сокращении в установленный срок работников, профсоюз, оценить преимущественное право на оставление на работе, предложить работникам вакансии и т.д.) (ч. 3 ст. 81, ч. 1, 2 ст. 82, ст. ст. 179, 180 ТК РФ). А также учесть предусмотренные законом ограничения и запреты, в частности, на увольнение во время больничного, в отпуске, беременных, женщин с детьми до трех лет, других лиц, указанных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, а также супруг (супругов) погибших (умерших) ветеранов боевых действий в случае, предусмотренном ст. 264.1 ТК РФ (ч. 6 ст. 81, ч. 1 ст. 261, ст. 264.1 ТК РФ, пп. "а" п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).