Права покупателя при поставке некачественного товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Права покупателя при поставке некачественного товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Поставка товара: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Поставщик, по мнению Покупателя, поставил некачественный товар
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Поставщик, по мнению Покупателя, поставил некачественный товар
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 484 "Обязанность покупателя принять товар" ГК РФ"Вопреки доводам подателя жалобы, в рассматриваемом деле факт поставки Обществом в адрес Компании товара ненадлежащего качества подтверждается представленными покупателем доказательствами, что в силу статей 475, 484 ГК РФ предоставляет покупателю право потребовать от продавца замены товара и отказаться от приемки некачественного товара, о чем покупателем сделана соответствующая отметка в Акте от 29.09.2023."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Поставка товаровВправе ли покупатель, нарушивший порядок приемки, не оплачивать поставленный товар ненадлежащего качества или некомплектный
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества
(ред. от 24.06.2025)Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)17. Покупатель сохраняет права, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, и на случай выявления недостатков в товаре по истечении гарантийного срока, если указанные недостатки не были устранены во время гарантийного ремонта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)17. Покупатель сохраняет права, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, и на случай выявления недостатков в товаре по истечении гарантийного срока, если указанные недостатки не были устранены во время гарантийного ремонта.
Готовое решение: В каком порядке осуществляется приемка товара по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Получатель товара не является покупателем (стороной договора), но исполняет те же обязанности по приемке, что возложены на покупателя законом и (или) договором. Также у получателя есть права покупателя. В частности, он вправе реализовывать права покупателя, связанные с поставкой некачественного или некомплектного товара. Это следует из ст. ст. 513, 515, 518, 519, п. 2 ст. 520 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Получатель товара не является покупателем (стороной договора), но исполняет те же обязанности по приемке, что возложены на покупателя законом и (или) договором. Также у получателя есть права покупателя. В частности, он вправе реализовывать права покупателя, связанные с поставкой некачественного или некомплектного товара. Это следует из ст. ст. 513, 515, 518, 519, п. 2 ст. 520 ГК РФ.
Статья: Премия контрагенту: как прописать в договоре
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Если в договоре поставки предусмотрено право покупателя на возврат определенного товара (например, некачественного или нереализованного), то стороны должны согласовать порядок расчета премий для такого случая. Они могут начисляться:
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Если в договоре поставки предусмотрено право покупателя на возврат определенного товара (например, некачественного или нереализованного), то стороны должны согласовать порядок расчета премий для такого случая. Они могут начисляться:
Готовое решение: Как согласовать условие о качестве товара в договоре поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Представляется, что включить в договор поставки подобное условие нельзя. Условия договора должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 422 ГК РФ). А п. 1 ст. 518 ГК РФ прямо предусматривает, что требования, возникающие в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества, покупатель предъявляет поставщику. Право покупателя предъявить такие требования производителю товара, не являющемуся поставщиком (продавцом), ни ст. 518 ГК РФ, ни ст. 475 ГК РФ (о последствиях передачи товара ненадлежащего качества) не предусматривают.
(КонсультантПлюс, 2025)Представляется, что включить в договор поставки подобное условие нельзя. Условия договора должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 422 ГК РФ). А п. 1 ст. 518 ГК РФ прямо предусматривает, что требования, возникающие в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества, покупатель предъявляет поставщику. Право покупателя предъявить такие требования производителю товара, не являющемуся поставщиком (продавцом), ни ст. 518 ГК РФ, ни ст. 475 ГК РФ (о последствиях передачи товара ненадлежащего качества) не предусматривают.
Статья: Реверсивные обязательства
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)Само по себе нарушение прав покупателя, выразившееся в передаче (поставке) товара ненадлежащего качества, не дает ему права помимо возврата уплаченной покупной цены также оставить за собой бракованный товар. Ведь иное приведет к возникновению на его стороне неосновательного обогащения за счет продавца, который, возвращая ранее полученные денежные средства, вправе потребовать передачи ему бракованного товара.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)Само по себе нарушение прав покупателя, выразившееся в передаче (поставке) товара ненадлежащего качества, не дает ему права помимо возврата уплаченной покупной цены также оставить за собой бракованный товар. Ведь иное приведет к возникновению на его стороне неосновательного обогащения за счет продавца, который, возвращая ранее полученные денежные средства, вправе потребовать передачи ему бракованного товара.