Права пассажиров на железнодорожном транспорте
Подборка наиболее важных документов по запросу Права пассажиров на железнодорожном транспорте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажир имеет право:
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажир имеет право:
Статья: Пригородные электропоезда: об ответственности перевозчика
(Нагорная Д.В.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Законодательство, регулирующее договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, менее разработано в сравнении с договором перевозки грузов. Однако частично обозначенные вопросы нашли свое разрешение в законодательстве. Так, к примеру отдельные обязанности перевозчика получили свое закрепление в ст. 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, права же пассажиров пригородного сообщения предусмотрены в его ст. 83.
(Нагорная Д.В.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Законодательство, регулирующее договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, менее разработано в сравнении с договором перевозки грузов. Однако частично обозначенные вопросы нашли свое разрешение в законодательстве. Так, к примеру отдельные обязанности перевозчика получили свое закрепление в ст. 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, права же пассажиров пригородного сообщения предусмотрены в его ст. 83.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 N 810
(ред. от 24.05.2025)
"Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"11. При проезде в поезде дальнего следования и поезде пригородного сообщения пассажир имеет права, предусмотренные статьей 83 Устава железнодорожного транспорта.
(ред. от 24.05.2025)
"Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"11. При проезде в поезде дальнего следования и поезде пригородного сообщения пассажир имеет права, предусмотренные статьей 83 Устава железнодорожного транспорта.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В случаях, когда груз (багаж) перевозится с объявленной стоимостью, возмещение определяется исходя из этой стоимости. Объявление стоимости груза (багажа) иногда является не только правом, но и обязанностью грузоотправителя (пассажира). Так, согласно Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью, утвержденным Приказом Минтранса России от 15.08.2019 N 267, объявление ценности обязательно при перевозке драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них, культурных ценностей, грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В случаях, когда груз (багаж) перевозится с объявленной стоимостью, возмещение определяется исходя из этой стоимости. Объявление стоимости груза (багажа) иногда является не только правом, но и обязанностью грузоотправителя (пассажира). Так, согласно Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью, утвержденным Приказом Минтранса России от 15.08.2019 N 267, объявление ценности обязательно при перевозке драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них, культурных ценностей, грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ситуация: Какие существуют льготы по оплате проезда детей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проезде в поездах пригородного сообщения пассажир вправе провозить с собой детей не старше семи лет бесплатно (ч. 2, 7 ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ; п. п. 32, 56 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.09.2022 N 352).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проезде в поездах пригородного сообщения пассажир вправе провозить с собой детей не старше семи лет бесплатно (ч. 2, 7 ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ; п. п. 32, 56 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.09.2022 N 352).
Статья: Взаимодействие правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и безопасности на объектах транспортной инфрастуктуры
(Занина Т.М., Агаркова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Во-вторых, вышеуказанная норма отсылает нас к иным правовым актам, закрепляющим вопросы компетенции федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений. Для МВД России это прежде всего Федеральный закон "О полиции" <7>, где предусмотрено право полиции "принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами". В данном случае полномочия более подробно не определяются, но очевидно, что их перечень не ограничивается досмотром пассажиров и их вещей.
(Занина Т.М., Агаркова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Во-вторых, вышеуказанная норма отсылает нас к иным правовым актам, закрепляющим вопросы компетенции федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений. Для МВД России это прежде всего Федеральный закон "О полиции" <7>, где предусмотрено право полиции "принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами". В данном случае полномочия более подробно не определяются, но очевидно, что их перечень не ограничивается досмотром пассажиров и их вещей.
Статья: Страхование как правовое средство защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Однако количество рисков при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом не уменьшается <2>. Внедрение новых технологий в перевозочный процесс, сохранение высокого уровня износа парка пассажирских вагонов и вокзальной инфраструктуры, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств контрагентами перевозчика (владельца инфраструктуры), иные обстоятельства, влияющие на качество и безопасность оказания транспортных услуг, приводят к появлению новых опасностей и повторению существующих. Достаточно отметить в этой связи трагедию, произошедшую в июле 2024 г. в Волгоградской области, когда в результате дорожно-транспортного происшествия сошел с рельсов пассажирский поезд "Казань - Адлер", пострадали свыше 140 пассажиров, 55 из которых были госпитализированы <3>. Вместе с тем заключение договора страхования не всегда позволяет обеспечить надлежащую защиту имущественных интересов потребителя, а его исполнение может повлечь нарушение и (или) умаление его прав и свобод. Поэтому предлагаем рассмотреть ряд проблем, связанных со страхованием пассажиров на железнодорожном транспорте.
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Однако количество рисков при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом не уменьшается <2>. Внедрение новых технологий в перевозочный процесс, сохранение высокого уровня износа парка пассажирских вагонов и вокзальной инфраструктуры, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств контрагентами перевозчика (владельца инфраструктуры), иные обстоятельства, влияющие на качество и безопасность оказания транспортных услуг, приводят к появлению новых опасностей и повторению существующих. Достаточно отметить в этой связи трагедию, произошедшую в июле 2024 г. в Волгоградской области, когда в результате дорожно-транспортного происшествия сошел с рельсов пассажирский поезд "Казань - Адлер", пострадали свыше 140 пассажиров, 55 из которых были госпитализированы <3>. Вместе с тем заключение договора страхования не всегда позволяет обеспечить надлежащую защиту имущественных интересов потребителя, а его исполнение может повлечь нарушение и (или) умаление его прав и свобод. Поэтому предлагаем рассмотреть ряд проблем, связанных со страхованием пассажиров на железнодорожном транспорте.
Ситуация: Как вернуть железнодорожный билет на поезд дальнего следования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При возврате неиспользованного билета на поезд дальнего следования (за исключением поездов международного сообщения, для которых установлены особые условия возврата) пассажир имеет право, в частности (ч. 2, 3 ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ; п. 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 N 810; п. п. 148 - 151 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.09.2022 N 352; п. п. 1, 10 Особых условий, утв. ОАО "ФПК" 19.09.2018):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При возврате неиспользованного билета на поезд дальнего следования (за исключением поездов международного сообщения, для которых установлены особые условия возврата) пассажир имеет право, в частности (ч. 2, 3 ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ; п. 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 N 810; п. п. 148 - 151 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.09.2022 N 352; п. п. 1, 10 Особых условий, утв. ОАО "ФПК" 19.09.2018):
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Основной вектор политики в транспортной сфере был обусловлен необходимостью нейтрализации негативных последствий от антироссийских санкций. Прокуроры активизировали надзор за исполнением законов в сфере обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования транспортного комплекса, его антитеррористической защищенности, а также за соблюдением прав пассажиров. В зависимости от объектов воздействия потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте можно разделить на четыре группы: угрозы объектам транспортной инфраструктуры (например, железнодорожным вокзалам, станциям, железнодорожным путям, мостам, центрам диспетчерского управления), угрозы транспортным средствам (например, железнодорожному подвижному составу, осуществляющему перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности), угрозы критическому элементу объекта транспортной инфраструктуры (например, зданию вокзала, надземному или подземному пешеходному переходу через железнодорожные пути на территории вокзального комплекса, перрону), угрозы критическому элементу транспортного средства (кабине машиниста локомотива, купе проводника пассажирского купейного вагона и др.). В настоящее время на железнодорожном транспорте установлены обязательные для исполнения требования по обеспечению транспортной безопасности: объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащих и не подлежащих категорированию, находящихся на этапе строительства; объектов, расположенных на охранных зонах земель транспорта и прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры; транспортных средств железнодорожного транспорта; физических лиц, находящихся на объектах железнодорожного транспорта <3>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Основной вектор политики в транспортной сфере был обусловлен необходимостью нейтрализации негативных последствий от антироссийских санкций. Прокуроры активизировали надзор за исполнением законов в сфере обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования транспортного комплекса, его антитеррористической защищенности, а также за соблюдением прав пассажиров. В зависимости от объектов воздействия потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте можно разделить на четыре группы: угрозы объектам транспортной инфраструктуры (например, железнодорожным вокзалам, станциям, железнодорожным путям, мостам, центрам диспетчерского управления), угрозы транспортным средствам (например, железнодорожному подвижному составу, осуществляющему перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности), угрозы критическому элементу объекта транспортной инфраструктуры (например, зданию вокзала, надземному или подземному пешеходному переходу через железнодорожные пути на территории вокзального комплекса, перрону), угрозы критическому элементу транспортного средства (кабине машиниста локомотива, купе проводника пассажирского купейного вагона и др.). В настоящее время на железнодорожном транспорте установлены обязательные для исполнения требования по обеспечению транспортной безопасности: объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащих и не подлежащих категорированию, находящихся на этапе строительства; объектов, расположенных на охранных зонах земель транспорта и прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры; транспортных средств железнодорожного транспорта; физических лиц, находящихся на объектах железнодорожного транспорта <3>.
Статья: О правовом регулировании совместных программ лояльности пассажиров на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)Ключевые слова: программа лояльности пассажиров, пассажирские железнодорожные перевозки, защита прав потребителей, услуги железнодорожного транспорта.
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)Ключевые слова: программа лояльности пассажиров, пассажирские железнодорожные перевозки, защита прав потребителей, услуги железнодорожного транспорта.
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поводом для производства личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей п. 16 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) называет наличие достаточных оснований полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также скрывают предметы хищения. В силу указанной нормы сотрудники полиции вправе принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поводом для производства личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей п. 16 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) называет наличие достаточных оснований полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также скрывают предметы хищения. В силу указанной нормы сотрудники полиции вправе принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.
Ситуация: Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам ВОВ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае меры социальной поддержки труженикам тыла определяются нормативными актами субъектов РФ. Так, в Москве данная категория ветеранов ВОВ имеет, в частности, право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) в Москве, скидку 50% за услуги ЖКХ (ст. 20 Закона N 5-ФЗ; п. 6.5 Приложения 2 к Соглашению; п. 1 ч. 1 ст. 3, ст. 5 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае меры социальной поддержки труженикам тыла определяются нормативными актами субъектов РФ. Так, в Москве данная категория ветеранов ВОВ имеет, в частности, право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) в Москве, скидку 50% за услуги ЖКХ (ст. 20 Закона N 5-ФЗ; п. 6.5 Приложения 2 к Соглашению; п. 1 ч. 1 ст. 3, ст. 5 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70).