Права налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки

Подборка наиболее важных документов по запросу Права налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
При этом установлено, что право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки не было нарушено. Соответственно, несоблюдение налоговым органом срока принятия решения не привело к нарушению прав налогоплательщика, поэтому данное обстоятельство не может являться основанием для признания оспариваемого акта недействительным.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
В рамках налоговой проверки налоговый орган неоднократно назначал дополнительные мероприятия налогового контроля по различным основаниям, одно из которых было оспорено налогоплательщиком. Суд признал решение налогового органа законным, указав, что законодатель не ограничивает налоговые органы в количестве дополнительных мероприятий налогового контроля, право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки и предоставление возражений не было ограничено. При этом налогоплательщик не представил доказательств того, что по итогам проведенных повторных мероприятий налогового контроля инспекцией был увеличен размер предъявленных к взысканию сумм налогов и доначислены излишние пени.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Аргументация в пользу правового закрепления принципа добросовестности исполнения налоговой обязанности
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)
В-восьмых, все не так просто с бременем доказывания. Презумпция добросовестности основана на предполагаемом правомерном поведении налогоплательщика, для его опровержения налоговые органы обязаны доказать недобросовестность налогоплательщика. Однако и сама презумпция, и распределение бремени доказывания имеют общий исходный постулат. В силу безусловного приоритета права собственности и вторичности изъятия ее части в публичных целях налогоплательщик наделен неотъемлемым правом осуществления налоговой обязанности путем уплаты, т.е. самостоятельно, как правило, своими активными действиями и за счет собственных денежных средств, что получило правовое закрепление в презумпции добровольности. В такой ситуации презюмирование добросовестности в самостоятельно совершаемых налогоплательщиком действиях по исчислению и внесению налога неизбежно. Равно как и неизбежно его право утверждать о собственной добросовестности, о чем свидетельствуют положения ст. 101 НК РФ, согласно которой при рассмотрении материалов налоговой проверки налогоплательщик наделен правом участвовать в рассмотрении, давать объяснения, составлять письменные возражения, знакомиться с материалами проверки, т.е. приводить доказательства в обоснование правомерности своих деяний. Более того, нарушение права участвовать в рассмотрении и давать объяснения признается существенным, что влечет за собой отмену решения без установления факта того, что нарушение повлекло за собой принятие неправомерного решения, что необходимо в случае иных нарушений. Таким образом, речь идет о праве налогоплательщика участвовать в процессе исследования доказательств, как это прямо указано в ст. 101 НК РФ, на предмет установления правомерности/неправомерности его деяний. Следовательно, презумпция добросовестности напрямую проистекает из презумпции добровольности, которая предполагает наличие у налогоплательщика права давать объяснения всем своим действиям, поэтому презумпция добросовестности не только обязывает налоговый орган доказать недобросовестность налогоплательщика, но и не лишает последнего права доказывать свою добросовестность.

Нормативные акты

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 19.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.