Права гражданина при рассмотрении обращения
Подборка наиболее важных документов по запросу Права гражданина при рассмотрении обращения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Права гражданина при рассмотрении обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"СТАТЬЯ 5 "ПРАВА ГРАЖДАНИНА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ"
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Права гражданина при рассмотрении обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"СТАТЬЯ 5 "ПРАВА ГРАЖДАНИНА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях необходимо заключение органа опеки и попечительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)5. Рассмотрение в деле о банкротстве гражданина заявления об оспаривании сделки должника-гражданина, затрагивающей права ребенка или недееспособного лица
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)5. Рассмотрение в деле о банкротстве гражданина заявления об оспаривании сделки должника-гражданина, затрагивающей права ребенка или недееспособного лица
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"11.4. В случае неявки гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, или уполномоченного представителя на заседание комиссии по служебным спорам по уважительной причине рассмотрение служебного спора откладывается. В случае вторичной неявки указанных гражданского служащего либо гражданина или уполномоченного представителя комиссия по служебным спорам может вынести решение о снятии служебного спора с рассмотрения, что не лишает указанных гражданского служащего либо гражданина права подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно в пределах срока, установленного частью 8 настоящей статьи.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"11.4. В случае неявки гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, или уполномоченного представителя на заседание комиссии по служебным спорам по уважительной причине рассмотрение служебного спора откладывается. В случае вторичной неявки указанных гражданского служащего либо гражданина или уполномоченного представителя комиссия по служебным спорам может вынести решение о снятии служебного спора с рассмотрения, что не лишает указанных гражданского служащего либо гражданина права подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно в пределах срока, установленного частью 8 настоящей статьи.
Ситуация: Что делать при задержке выплаты зарплаты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учесть, что в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов прокуроры субъектов РФ должны обеспечить незамедлительный прием и рассмотрение в кратчайшие сроки обращений граждан, права которых нарушены в результате прекращения или приостановления деятельности иностранных организаций. Также ими должны быть приняты дополнительные меры, направленные, в частности, на предупреждение и пресечение ущемления прав работников, в первую очередь - задержек заработной платы, ее выплаты не в полном объеме (пп. 2.4 п. 2 Указания Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 140/20).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учесть, что в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов прокуроры субъектов РФ должны обеспечить незамедлительный прием и рассмотрение в кратчайшие сроки обращений граждан, права которых нарушены в результате прекращения или приостановления деятельности иностранных организаций. Также ими должны быть приняты дополнительные меры, направленные, в частности, на предупреждение и пресечение ущемления прав работников, в первую очередь - задержек заработной платы, ее выплаты не в полном объеме (пп. 2.4 п. 2 Указания Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 140/20).
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Порядок реализации этого права и рассмотрения обращений граждан в государственные и муниципальные органы установлен в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". При этом в соответствии с ч. 4 ст. 1 этого Закона он распространяется в том числе и на обращения юридических лиц.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Порядок реализации этого права и рассмотрения обращений граждан в государственные и муниципальные органы установлен в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". При этом в соответствии с ч. 4 ст. 1 этого Закона он распространяется в том числе и на обращения юридических лиц.
Статья: Некоторые проблемы защиты жилищных прав граждан при взыскании долгов и банкротстве
(Шичанин А.В., Гривков О.Д.)
("Нотариус", 2022, N 1)Статья посвящена анализу актуальных проблем в области жилищных прав граждан при рассмотрении споров, связанных с обращением взыскания на жилые помещения должников, в том числе в рамках процедуры банкротства граждан. Сделан вывод о том, что эффективный правовой механизм, отвечающий балансу жилищных прав должников и законных интересов кредиторов, нуждается в существенном усовершенствовании. Раскрыты проблемы, возникающие в судебной практике при разрешении споров, связанных с обращением взыскания на жилые помещения должников, выселением должников из жилых помещений, в том числе из единственного пригодного для проживания жилья, оценкой имущества должника при его реализации, с предоставлением права доступа финансовым управляющим в жилые помещения должника.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д.)
("Нотариус", 2022, N 1)Статья посвящена анализу актуальных проблем в области жилищных прав граждан при рассмотрении споров, связанных с обращением взыскания на жилые помещения должников, в том числе в рамках процедуры банкротства граждан. Сделан вывод о том, что эффективный правовой механизм, отвечающий балансу жилищных прав должников и законных интересов кредиторов, нуждается в существенном усовершенствовании. Раскрыты проблемы, возникающие в судебной практике при разрешении споров, связанных с обращением взыскания на жилые помещения должников, выселением должников из жилых помещений, в том числе из единственного пригодного для проживания жилья, оценкой имущества должника при его реализации, с предоставлением права доступа финансовым управляющим в жилые помещения должника.
Статья: Административно-правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти в Уральском федеральном округе: особенности правового регулирования
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Особый интерес для настоящего исследования представляют дополнительные гарантии, связанные со сроком рассмотрения обращений, а именно с сокращением общего 30-дневного срока рассмотрения обращений. Здесь региональный законодатель также применяет разные подходы. Так, например, в соответствии со ст. 4 "Дополнительные гарантии права граждан на сокращение сроков рассмотрения обращений" Закона ЯНАО в случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день. Очевидно, что данная норма идет вразрез с общеправовым положением, установленным ст. 193 ГК РФ, согласно которому днем окончания срока считается ближайший следующий за нерабочим рабочий день. Однако, полагаем, в этом и заключается сущность данной нормы как дополнительной гарантии - большая лояльность к интересам и правам граждан. Часть 1-1 указанной статьи устанавливает сокращенный 20-дневный срок рассмотрения обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона ХМАО органы государственной власти автономного округа могут устанавливать сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, таким образом, решение по аналогичному вопросу отдано на откуп органам государственной власти. Что характерно, подобный подход законодатель ХМАО избрал применительно практически ко всем положениям закона, в связи с чем можно сделать однозначный вывод, что Закон ХМАО носит лишь рамочный, формальный характер, не устанавливая существенных дополнительных гарантий прав граждан на обращения в органы государственной власти, а лишь дублируя некоторые основные положения Федерального закона.
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Особый интерес для настоящего исследования представляют дополнительные гарантии, связанные со сроком рассмотрения обращений, а именно с сокращением общего 30-дневного срока рассмотрения обращений. Здесь региональный законодатель также применяет разные подходы. Так, например, в соответствии со ст. 4 "Дополнительные гарантии права граждан на сокращение сроков рассмотрения обращений" Закона ЯНАО в случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день. Очевидно, что данная норма идет вразрез с общеправовым положением, установленным ст. 193 ГК РФ, согласно которому днем окончания срока считается ближайший следующий за нерабочим рабочий день. Однако, полагаем, в этом и заключается сущность данной нормы как дополнительной гарантии - большая лояльность к интересам и правам граждан. Часть 1-1 указанной статьи устанавливает сокращенный 20-дневный срок рассмотрения обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона ХМАО органы государственной власти автономного округа могут устанавливать сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, таким образом, решение по аналогичному вопросу отдано на откуп органам государственной власти. Что характерно, подобный подход законодатель ХМАО избрал применительно практически ко всем положениям закона, в связи с чем можно сделать однозначный вывод, что Закон ХМАО носит лишь рамочный, формальный характер, не устанавливая существенных дополнительных гарантий прав граждан на обращения в органы государственной власти, а лишь дублируя некоторые основные положения Федерального закона.
Ситуация: Куда обращаться с жалобой на банк?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роскомнадзор как уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных осуществляет рассмотрение обращений граждан, связанных с обработкой их персональных данных (ч. 1 ст. 23, ч. 1, 3, 5 ст. 23.1 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 248-ФЗ; п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 N 1046; п. 1, пп. 5.1.1.7, 5.11 п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роскомнадзор как уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных осуществляет рассмотрение обращений граждан, связанных с обработкой их персональных данных (ч. 1 ст. 23, ч. 1, 3, 5 ст. 23.1 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 248-ФЗ; п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 N 1046; п. 1, пп. 5.1.1.7, 5.11 п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).
Статья: Отписка как нарушение законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан: постановка проблемы
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Принимаемые меры по недопущению нарушений прав граждан в сфере рассмотрения их обращений, в частности, введение в КоАП РФ ст. 5.59, не сняло актуальности рассматриваемой проблемы. Как правило, наказание по указанной статье происходят ввиду нарушения сроков рассмотрения обращений либо в случае уклонения от дачи ответа на обращения, но при этом полнота и смысловая нагрузка самого ответа не изучаются. Автором вносятся некоторые предложения по повышению эффективности взаимодействия человека и органов власти.
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Принимаемые меры по недопущению нарушений прав граждан в сфере рассмотрения их обращений, в частности, введение в КоАП РФ ст. 5.59, не сняло актуальности рассматриваемой проблемы. Как правило, наказание по указанной статье происходят ввиду нарушения сроков рассмотрения обращений либо в случае уклонения от дачи ответа на обращения, но при этом полнота и смысловая нагрузка самого ответа не изучаются. Автором вносятся некоторые предложения по повышению эффективности взаимодействия человека и органов власти.
Статья: Ознакомление с материалом проверки лица, в отношении которого она проводилась
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Прямо данное право в законе не закреплено. Даже в Федеральном законе от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" упоминается лишь о праве гражданина при рассмотрении его обращения "знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну" (п. 2 ст. 5 названного Федерального закона).
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Прямо данное право в законе не закреплено. Даже в Федеральном законе от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" упоминается лишь о праве гражданина при рассмотрении его обращения "знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну" (п. 2 ст. 5 названного Федерального закона).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Законодательные новеллы, регулирующие рассмотрение обращений (заявлений), содержащих сведения о причинении (или об угрозе причинения) вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызывают вопросы. Прежде всего очевидно несоблюдение общих положений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, существенно ограничивающее их права, что выражается в исключении заявителя из возникающего на основании его заявления правоотношения. Взаимодействие с заявителем предусмотрено только в целях его идентификации или взыскания с него процессуальных расходов, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения. Уведомление заявителя о результатах рассмотрения его обращения (заявления) не требуется.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Законодательные новеллы, регулирующие рассмотрение обращений (заявлений), содержащих сведения о причинении (или об угрозе причинения) вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызывают вопросы. Прежде всего очевидно несоблюдение общих положений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, существенно ограничивающее их права, что выражается в исключении заявителя из возникающего на основании его заявления правоотношения. Взаимодействие с заявителем предусмотрено только в целях его идентификации или взыскания с него процессуальных расходов, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения. Уведомление заявителя о результатах рассмотрения его обращения (заявления) не требуется.