Пожизненные сенаторы
Подборка наиболее важных документов по запросу Пожизненные сенаторы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности конституционно-правового развития Республики Чили
(Колесников Е.В., Пажетных Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Проведенной в 2005 г. реформой в Политическую Конституцию Чили внесено более 50 изменений. Ликвидирован институт назначаемых и пожизненных сенаторов. Расширены полномочия парламента, президентский срок сокращен с шести до четырех лет.
(Колесников Е.В., Пажетных Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Проведенной в 2005 г. реформой в Политическую Конституцию Чили внесено более 50 изменений. Ликвидирован институт назначаемых и пожизненных сенаторов. Расширены полномочия парламента, президентский срок сокращен с шести до четырех лет.
Статья: Конституционное правосознание и отечественный парламентаризм
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Федеральное Собрание РФ, как определено в ст. 94 Конституции РФ, является законодательным и представительным органом власти, следовательно, в числе его основных задач - представительство народа. В этом, по крайней мере, кроется потенциал ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. И если Государственная Дума формируется посредством избрания депутатов населением страны, то Совет Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ комплектуется сопровождением от каждого субъекта РФ представителя от органа как законодательной, так и исполнительной власти, а если быть более точным - от главы исполнительной власти субъекта РФ, в свою очередь подотчетного Президенту РФ. При этом главы регионов РФ по должности входят в возглавляемый Президентом РФ Государственный Совет. По последней редакции Конституции членом Совета Федерации вправе стать прекративший полномочия Президент РФ (п. б ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Не более 30 представителей Российской Федерации могут быть назначены в Совет Федерации Президентом РФ, из которых 7 могут быть пожизненными сенаторами (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Федеральное Собрание РФ, как определено в ст. 94 Конституции РФ, является законодательным и представительным органом власти, следовательно, в числе его основных задач - представительство народа. В этом, по крайней мере, кроется потенциал ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. И если Государственная Дума формируется посредством избрания депутатов населением страны, то Совет Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ комплектуется сопровождением от каждого субъекта РФ представителя от органа как законодательной, так и исполнительной власти, а если быть более точным - от главы исполнительной власти субъекта РФ, в свою очередь подотчетного Президенту РФ. При этом главы регионов РФ по должности входят в возглавляемый Президентом РФ Государственный Совет. По последней редакции Конституции членом Совета Федерации вправе стать прекративший полномочия Президент РФ (п. б ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Не более 30 представителей Российской Федерации могут быть назначены в Совет Федерации Президентом РФ, из которых 7 могут быть пожизненными сенаторами (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)При двухпалатной структуре численность верхней палаты обычно зависит от количества представленных в ней субъектов федерации или территорий. Однако и здесь возможна некоторая динамика. Так, в Российской Федерации с самого начала остановились на принципе представительства от субъектов РФ - по два от каждого, без влияния на этот показатель размеров субъекта и его населения. Однако, как уже упоминалось, в 2014 году появилась категория членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации, их назначает Президент РФ. В 2020 году количество таких представителей увеличено до 30; кроме того, пожизненным сенатором РФ, как говорилось, может стать и бывший Президент РФ, полномочия которого завершились по их истечении или в связи с уходом в отставку.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)При двухпалатной структуре численность верхней палаты обычно зависит от количества представленных в ней субъектов федерации или территорий. Однако и здесь возможна некоторая динамика. Так, в Российской Федерации с самого начала остановились на принципе представительства от субъектов РФ - по два от каждого, без влияния на этот показатель размеров субъекта и его населения. Однако, как уже упоминалось, в 2014 году появилась категория членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации, их назначает Президент РФ. В 2020 году количество таких представителей увеличено до 30; кроме того, пожизненным сенатором РФ, как говорилось, может стать и бывший Президент РФ, полномочия которого завершились по их истечении или в связи с уходом в отставку.
Статья: Современное федеративное представительство: политико-правовой анализ сущности института, мировые модели и выводы для Российской Федерации
(Корольков В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Демократическая Республика Конго: федеративное представительство в Демократической Республике Конго осуществляет верхняя палата Парламента - Сенат, который формируется путем проведения в провинциях двухступенчатых выборов: сначала проходят прямые выборы, после чего сенаторы назначаются провинциальными ассамблеями (статья 104 Конституции) <40>. От каждой из 25 провинций на 5-летний срок (статья 105) избираются по 4 сенатора, а от столицы Киншасы - 8 сенаторов, которые имеют не провинциальный, а общенациональный мандат неимперативного характера. Также каждый сенатор избирается с двумя заместителями. В соответствии со статьей 104 Конституции пожизненными сенаторами также являются бывшие Президенты Республики, поэтому на данный момент в Сенате заседают 109 Сенаторов <41>.
(Корольков В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Демократическая Республика Конго: федеративное представительство в Демократической Республике Конго осуществляет верхняя палата Парламента - Сенат, который формируется путем проведения в провинциях двухступенчатых выборов: сначала проходят прямые выборы, после чего сенаторы назначаются провинциальными ассамблеями (статья 104 Конституции) <40>. От каждой из 25 провинций на 5-летний срок (статья 105) избираются по 4 сенатора, а от столицы Киншасы - 8 сенаторов, которые имеют не провинциальный, а общенациональный мандат неимперативного характера. Также каждый сенатор избирается с двумя заместителями. В соответствии со статьей 104 Конституции пожизненными сенаторами также являются бывшие Президенты Республики, поэтому на данный момент в Сенате заседают 109 Сенаторов <41>.
Статья: Избирательные комиссии в механизме защиты политической конкуренции в Российской Федерации
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.