Пожертвование между коммерческими организациями
Подборка наиболее важных документов по запросу Пожертвование между коммерческими организациями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 575 ГК РФк тем сделкам между основным и дочерним обществами (коммерческими организациями), которые совершаются ради единой экономической цели >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор дарения с участием юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дарение между коммерческой и некоммерческой организациями
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дарение между коммерческой и некоммерческой организациями
Статья: "Безденежные" государственные (муниципальные) контракты
(Кичик К.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Как мы знаем, безвозмездные договоры между некоммерческими организациями и коммерческими весьма распространены (в частности, договоры пожертвования). Нельзя также не отметить, что целью государственных (муниципальных) закупок является не получение прибыли, а эффективное удовлетворение государственных (муниципальных) нужд (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе). Государство не осуществляет предпринимательскую деятельность при проведении закупок, не выступает субъектом такой деятельности.
(Кичик К.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Как мы знаем, безвозмездные договоры между некоммерческими организациями и коммерческими весьма распространены (в частности, договоры пожертвования). Нельзя также не отметить, что целью государственных (муниципальных) закупок является не получение прибыли, а эффективное удовлетворение государственных (муниципальных) нужд (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе). Государство не осуществляет предпринимательскую деятельность при проведении закупок, не выступает субъектом такой деятельности.
Нормативные акты
"Протокол информационного взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы"
(утв. ФНС России, ЦИК России 11.03.2024)
(приложение к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 24.02.2016 N 08/1846-2016/ММВ-23-11/2@)
(вместе с "Требованиями к составу и структуре файла передачи информации о размере и об источниках доходов, об участии в капитале коммерческих организаций проверяемых лиц, предоставляемой избирательной комиссией в налоговый орган", "Требованиями к составу и структуре файла передачи информации о размере и об источниках доходов проверяемых лиц, представляемой налоговым органом в избирательную комиссию", "Требованиями к составу и структуре файла передачи информации об участии в качестве учредителей (участников) в коммерческих организациях проверяемых лиц, представляемой налоговым органом в избирательную комиссию")В соответствии с Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 24 февраля 2016 года N 08/1846-2016/ММВ-23-11/2@ и с учетом изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации о выборах, настоящий Протокол информационного взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы (далее - Протокол) устанавливает порядок информационного обмена между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России), иными избирательными комиссиями, комиссиями референдума и Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), территориальными органами ФНС России с целью осуществления проверок достоверности представленных кандидатами сведений о размере и об источниках налогооблагаемых доходов, об участии в деятельности коммерческих организациях путем верификации (сверки) указанных сведений с информацией, содержащейся в федеральных базах данных налоговых органов (далее - проверка достоверности сведений), и проверки сведений, указанных юридическими лицами при перечислении пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума, а также политическим партиям и их региональным отделениям.
(утв. ФНС России, ЦИК России 11.03.2024)
(приложение к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 24.02.2016 N 08/1846-2016/ММВ-23-11/2@)
(вместе с "Требованиями к составу и структуре файла передачи информации о размере и об источниках доходов, об участии в капитале коммерческих организаций проверяемых лиц, предоставляемой избирательной комиссией в налоговый орган", "Требованиями к составу и структуре файла передачи информации о размере и об источниках доходов проверяемых лиц, представляемой налоговым органом в избирательную комиссию", "Требованиями к составу и структуре файла передачи информации об участии в качестве учредителей (участников) в коммерческих организациях проверяемых лиц, представляемой налоговым органом в избирательную комиссию")В соответствии с Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 24 февраля 2016 года N 08/1846-2016/ММВ-23-11/2@ и с учетом изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации о выборах, настоящий Протокол информационного взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы (далее - Протокол) устанавливает порядок информационного обмена между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России), иными избирательными комиссиями, комиссиями референдума и Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), территориальными органами ФНС России с целью осуществления проверок достоверности представленных кандидатами сведений о размере и об источниках налогооблагаемых доходов, об участии в деятельности коммерческих организациях путем верификации (сверки) указанных сведений с информацией, содержащейся в федеральных базах данных налоговых органов (далее - проверка достоверности сведений), и проверки сведений, указанных юридическими лицами при перечислении пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума, а также политическим партиям и их региональным отделениям.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Этот признак является логическим следствием предыдущего признака, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется с целью получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), а дарение между коммерческими организациями запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Второе правило применяется и к индивидуальным предпринимателям (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Этот признак является логическим следствием предыдущего признака, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется с целью получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), а дарение между коммерческими организациями запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Второе правило применяется и к индивидуальным предпринимателям (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Вопрос: Возможны ли безвозмездные сделки между юридическими лицами? В каких случаях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)То есть по общему правилу ст. 423 ГК РФ нет запрета для заключения безвозмездного договора между юридическими лицами, но законом могут быть предусмотрены ограничения данного права. Так, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Однако между коммерческой и некоммерческой организациями заключение договора дарения, а также его разновидности - договора пожертвования - возможно (Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2024 N 302-ЭС24-5705 по делу N А19-24113/2022, от 09.01.2024 N 308-ЭС23-25669 по делу N А53-27454/2021, от 30.06.2023 N 302-ЭС23-9922 по делу N А19-1659/2022, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.07.2024 N Ф10-1480/2024 по делу N А62-11271/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 17.10.2024 N 310-ЭС24-15732 отказано в передаче дела N А62-11271/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)То есть по общему правилу ст. 423 ГК РФ нет запрета для заключения безвозмездного договора между юридическими лицами, но законом могут быть предусмотрены ограничения данного права. Так, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Однако между коммерческой и некоммерческой организациями заключение договора дарения, а также его разновидности - договора пожертвования - возможно (Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2024 N 302-ЭС24-5705 по делу N А19-24113/2022, от 09.01.2024 N 308-ЭС23-25669 по делу N А53-27454/2021, от 30.06.2023 N 302-ЭС23-9922 по делу N А19-1659/2022, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.07.2024 N Ф10-1480/2024 по делу N А62-11271/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 17.10.2024 N 310-ЭС24-15732 отказано в передаче дела N А62-11271/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Договор дарения также изучается в курсе гражданского права. Но во взаимосвязи с предметом коммерческого (предпринимательского) права надо обратить внимание на то, что в силу пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается. С учетом правила подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ возникает проблема применения конструкции прощения долга (ст. 415 ГК РФ) для прекращения обязательств в отношениях между коммерческими организациями. В литературе высказывается мнение о том, что по своей правовой природе "договор прощения долга является самостоятельной распорядительной сделкой и не может (ни полностью, ни в части) рассматриваться как разновидность обязательственного договора дарения" <1>. Основываясь на этой позиции, можно заключить, что поскольку в ст. 415 ГК РФ нет оговорки о недопустимости прощения долга между коммерческими организациями, то прощение долга может применяться и в этих отношениях; но такая точка зрения не бесспорна. Коммерческие организации вправе делать подарки другим субъектам (не являющимся коммерческими организациями), а также осуществлять пожертвования, то есть дарить вещи или безвозмездно уступать права в общеполезных целях.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Договор дарения также изучается в курсе гражданского права. Но во взаимосвязи с предметом коммерческого (предпринимательского) права надо обратить внимание на то, что в силу пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается. С учетом правила подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ возникает проблема применения конструкции прощения долга (ст. 415 ГК РФ) для прекращения обязательств в отношениях между коммерческими организациями. В литературе высказывается мнение о том, что по своей правовой природе "договор прощения долга является самостоятельной распорядительной сделкой и не может (ни полностью, ни в части) рассматриваться как разновидность обязательственного договора дарения" <1>. Основываясь на этой позиции, можно заключить, что поскольку в ст. 415 ГК РФ нет оговорки о недопустимости прощения долга между коммерческими организациями, то прощение долга может применяться и в этих отношениях; но такая точка зрения не бесспорна. Коммерческие организации вправе делать подарки другим субъектам (не являющимся коммерческими организациями), а также осуществлять пожертвования, то есть дарить вещи или безвозмездно уступать права в общеполезных целях.
Вопрос: Как оформляется оказание спонсорской помощи?
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с договором дарения передача имущества спонсируемому ничем не обусловлена (ст. 572 ГК РФ). Имущество может быть использовано в любых целях. Следует учитывать, что дарение между коммерческими организациями запрещено (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Необходимо отметить, что такой вид спонсорского договора является достаточно редким.
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с договором дарения передача имущества спонсируемому ничем не обусловлена (ст. 572 ГК РФ). Имущество может быть использовано в любых целях. Следует учитывать, что дарение между коммерческими организациями запрещено (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Необходимо отметить, что такой вид спонсорского договора является достаточно редким.
Статья: Договор пожертвования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Многие перечисленные субъекты, которые могут выступать на стороне одаряемого, являются юридическими лицами. Таким образом, заключение договора пожертвования между юридическими лицами возможно и достаточно распространено. Примером такого договора может служить договор пожертвования, согласно которому коммерческая организация передает денежные средства в качестве пожертвования специализированному фонду, который занимается сбором средств на лечение детей, указывая при этом целевое назначение передаваемых денег.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Многие перечисленные субъекты, которые могут выступать на стороне одаряемого, являются юридическими лицами. Таким образом, заключение договора пожертвования между юридическими лицами возможно и достаточно распространено. Примером такого договора может служить договор пожертвования, согласно которому коммерческая организация передает денежные средства в качестве пожертвования специализированному фонду, который занимается сбором средств на лечение детей, указывая при этом целевое назначение передаваемых денег.