Повышение заработной платы муниципальным служащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение заработной платы муниципальным служащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2024 N 88-3403/2024 по делу N 2-245/2023 (УИД 10RS0015-01-2023-000488-30)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии.
Обстоятельства: Установлено, что повышение окладов муниципальным служащим связано с увеличением объема полномочий муниципальных служащих. Поскольку увеличение окладов не связано с индексацией, данное повышение не может быть учтено для целей увеличения доплаты к пенсии.
Решение: Отказано.Проверяя основания увеличения с ДД.ММ.ГГГГ нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, суд апелляционной инстанции установил, что внесение изменений в постановление Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N-П "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления", вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ, было обусловлено созданием муниципальных округов в <адрес>.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии.
Обстоятельства: Установлено, что повышение окладов муниципальным служащим связано с увеличением объема полномочий муниципальных служащих. Поскольку увеличение окладов не связано с индексацией, данное повышение не может быть учтено для целей увеличения доплаты к пенсии.
Решение: Отказано.Проверяя основания увеличения с ДД.ММ.ГГГГ нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, суд апелляционной инстанции установил, что внесение изменений в постановление Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N-П "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления", вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ, было обусловлено созданием муниципальных округов в <адрес>.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 02.05.2024 по делу N 33-1989/2024 (УИД 11RS0002-01-2023-001594-92)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения по истечении срока трудового договора.
Обстоятельства: Истец полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для расторжения спорного трудового договора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Ссылка истца на дополнительное соглашение к трудовому договору от <Дата обезличена>г. (т. 2, оборот л.д. 8), не подтверждает наличие трудовых отношений с истцом после даты ее увольнения, поскольку решением Совета МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> внесены изменения в решение Совета МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "Об утверждении размеров должностных окладов и положения об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы муниципального образования городского округа "Воркута", которым внесены изменения об увеличении должностных окладов и действие указанного акта распространяло свое действие с 01 октября 2022 г. Учитывая, что должность аудитора, которую занимала М.А., относилась к должности муниципальной службы, то на нее распространялось действие данного нормативно-правового акта.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения по истечении срока трудового договора.
Обстоятельства: Истец полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для расторжения спорного трудового договора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Ссылка истца на дополнительное соглашение к трудовому договору от <Дата обезличена>г. (т. 2, оборот л.д. 8), не подтверждает наличие трудовых отношений с истцом после даты ее увольнения, поскольку решением Совета МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> внесены изменения в решение Совета МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "Об утверждении размеров должностных окладов и положения об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы муниципального образования городского округа "Воркута", которым внесены изменения об увеличении должностных окладов и действие указанного акта распространяло свое действие с 01 октября 2022 г. Учитывая, что должность аудитора, которую занимала М.А., относилась к должности муниципальной службы, то на нее распространялось действие данного нормативно-правового акта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В соответствии с постановлением органа местного самоуправления для муниципальных служащих были установлены новые размеры должностных окладов. Нужно ли индексировать выплаты при расчете среднего заработка для оплаты отпускных?
(Консультация эксперта, 2024)Если размер новых окладов муниципальных служащих больше размера ранее действовавших окладов, то в учреждении фактически имеет место повышение оплаты труда, в этом случае средний заработок работников (служащих) повышается в следующем порядке:
(Консультация эксперта, 2024)Если размер новых окладов муниципальных служащих больше размера ранее действовавших окладов, то в учреждении фактически имеет место повышение оплаты труда, в этом случае средний заработок работников (служащих) повышается в следующем порядке:
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
(ред. от 29.09.2025)Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Вопрос: Об НДФЛ с доходов в виде районных коэффициентов (процентных надбавок) к зарплате (денежному довольствию, содержанию) за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 03-04-06/32952)Пунктом 6.2 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 224 Кодекса, определяется по доходам в виде оплаты труда (денежного довольствия, денежного содержания), получаемой (получаемого) лицами, работающими (служащими) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями, в части, относящейся к установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации районным коэффициентам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях и процентным надбавкам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях.
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 03-04-06/32952)Пунктом 6.2 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 224 Кодекса, определяется по доходам в виде оплаты труда (денежного довольствия, денежного содержания), получаемой (получаемого) лицами, работающими (служащими) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями, в части, относящейся к установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации районным коэффициентам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях и процентным надбавкам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях.
Ситуация: Как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Далее рассмотрим порядок индексации оплаты труда работников бюджетной сферы, которые не являются государственными или муниципальными служащими.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Далее рассмотрим порядок индексации оплаты труда работников бюджетной сферы, которые не являются государственными или муниципальными служащими.
Статья: Совершенствование профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации и ее субъектах
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)5. В ходе развития дополнительного профессионального образования среди государственных служащих наблюдается недостаточная проработка и учет факторов мотивационного механизма (процессуального, содержательного и пр.), что является определенным препятствием, не стимулирующим кадры госслужбы к планированию карьеры, непрерывному повышению профессионального уровня. Практика кадровых процессов в государственной службе фиксирует такие недостатки, как невостребованность служащих, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки, получивших второе образование, отсутствие карьерного продвижения, соответственно и неприсвоение новых квалификационных разрядов, отсутствие роста заработной платы. Нельзя не отметить активность органов местного самоуправления в повышении профессионализма кадров муниципальной службы; как показывает статистика, каждый пятый муниципальный служащий в Российской Федерации в последние пять лет ежегодно проходит повышение квалификации в различных формах подготовки (стажировка, тренинги и пр.).
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)5. В ходе развития дополнительного профессионального образования среди государственных служащих наблюдается недостаточная проработка и учет факторов мотивационного механизма (процессуального, содержательного и пр.), что является определенным препятствием, не стимулирующим кадры госслужбы к планированию карьеры, непрерывному повышению профессионального уровня. Практика кадровых процессов в государственной службе фиксирует такие недостатки, как невостребованность служащих, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки, получивших второе образование, отсутствие карьерного продвижения, соответственно и неприсвоение новых квалификационных разрядов, отсутствие роста заработной платы. Нельзя не отметить активность органов местного самоуправления в повышении профессионализма кадров муниципальной службы; как показывает статистика, каждый пятый муниципальный служащий в Российской Федерации в последние пять лет ежегодно проходит повышение квалификации в различных формах подготовки (стажировка, тренинги и пр.).
Статья: Роль Президента Российской Федерации в обеспечении эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Вопросы модернизации государственного управления, развития политической системы и институтов прямой демократии, открытого диалога власти и общества не раз поднимались в президентских посланиях Федеральному Собранию. В частности, в Послании 12 декабря 2012 г. Президентом России было заявлено, что "главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан" <7>. Одновременно были обозначены ключевые принципы "новой модели госуправления": ориентация работы всех звеньев государственного механизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы; повсеместное внедрение новых форм и методов контроля; адекватная мотивация государственных и муниципальных служащих, в том числе конкурентная оплата их труда, система моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата, а также их повышенная персональная ответственность, вплоть до временной дисквалификации; публичная отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах.
(Ульянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Вопросы модернизации государственного управления, развития политической системы и институтов прямой демократии, открытого диалога власти и общества не раз поднимались в президентских посланиях Федеральному Собранию. В частности, в Послании 12 декабря 2012 г. Президентом России было заявлено, что "главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан" <7>. Одновременно были обозначены ключевые принципы "новой модели госуправления": ориентация работы всех звеньев государственного механизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы; повсеместное внедрение новых форм и методов контроля; адекватная мотивация государственных и муниципальных служащих, в том числе конкурентная оплата их труда, система моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата, а также их повышенная персональная ответственность, вплоть до временной дисквалификации; публичная отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах.
Вопрос: Каков размер повышения оплаты труда за работу государственного гражданского служащего в ночное время? Какие выплаты входят в базу для расчета указанного повышенного размера?
(Консультация эксперта, 2023)На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе (ст. 11 Трудового кодекса РФ).
(Консультация эксперта, 2023)На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе (ст. 11 Трудового кодекса РФ).
Статья: Понятие и сущность коррупции в современной России
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Низкий уровень знаний в области отечественного законодательства позволяет должностным лицам злоупотреблять служебным положением, посягать на права и интересы граждан. Полярной этой причине является причина низкого профессионального уровня правоприменителей. Во многом это объясняется несовершенством образовательной системы, получением должностей лицами, у которых отсутствует профильное образование. Для устранения данной проблемы важно реализовывать программы повышения квалификации, стимулировать государственных и гражданских служащих к получению образования по специальности, роду деятельности. В настоящее время государственные и муниципальные служащие должны не только обладать определенным объемом знаний, но и постоянно их актуализировать. Обучение государственных и муниципальных служащих призвано решить вопросы повышения уровня правовой компетентности кадров. Причем повышение квалификации в данном случае не должно выступать самоцелью. Речь идет о смене подходов: от реально существующего - "квалифицированный специалист как человек знающий" - к современному - "компетентный специалист как человек, знающий законодательство и разрешающий проблемы граждан". Если следовать данному подходу, итог реализации программ повышения квалификации и получения дополнительного образования призван стать важной составляющей повышения уровня правовой грамотности государственных и муниципальных служащих в области противодействия коррупции.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Низкий уровень знаний в области отечественного законодательства позволяет должностным лицам злоупотреблять служебным положением, посягать на права и интересы граждан. Полярной этой причине является причина низкого профессионального уровня правоприменителей. Во многом это объясняется несовершенством образовательной системы, получением должностей лицами, у которых отсутствует профильное образование. Для устранения данной проблемы важно реализовывать программы повышения квалификации, стимулировать государственных и гражданских служащих к получению образования по специальности, роду деятельности. В настоящее время государственные и муниципальные служащие должны не только обладать определенным объемом знаний, но и постоянно их актуализировать. Обучение государственных и муниципальных служащих призвано решить вопросы повышения уровня правовой компетентности кадров. Причем повышение квалификации в данном случае не должно выступать самоцелью. Речь идет о смене подходов: от реально существующего - "квалифицированный специалист как человек знающий" - к современному - "компетентный специалист как человек, знающий законодательство и разрешающий проблемы граждан". Если следовать данному подходу, итог реализации программ повышения квалификации и получения дополнительного образования призван стать важной составляющей повышения уровня правовой грамотности государственных и муниципальных служащих в области противодействия коррупции.
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- единовременные выплаты при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- единовременные выплаты при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- единовременная выплата к юбилейным датам муниципальных служащих;
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- единовременная выплата к юбилейным датам муниципальных служащих;
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы
Статья: Smart-технологии и муниципальный бюджет - курс на оптимизацию расходов
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Следовательно, налоговые доходы лежат в основе экономической деятельности муниципального образования. Однако поток денежных средств осуществляется не только от граждан и предприятий к администрации (оплата обязательных платежей), но и от администрации к гражданам и предприятиям (выплата заработной платы муниципальным служащим и др.).
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Следовательно, налоговые доходы лежат в основе экономической деятельности муниципального образования. Однако поток денежных средств осуществляется не только от граждан и предприятий к администрации (оплата обязательных платежей), но и от администрации к гражданам и предприятиям (выплата заработной платы муниципальным служащим и др.).