Повышение эффективности расходования бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение эффективности расходования бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отказ от права оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)"...В рамках оптимизации использования недвижимого имущества и в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств Управление Росреестра... неоднократно обращалось в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с письмом о согласовании отказа от права оперативного управления в отношении... нежилых помещений.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В рамках оптимизации использования недвижимого имущества и в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств Управление Росреестра... неоднократно обращалось в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с письмом о согласовании отказа от права оперативного управления в отношении... нежилых помещений.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Судом апелляционной инстанции правомерно принята во внимание цель законодателя при введении части 2.1 в статью 15 Закона N 44-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц", в пояснительной записке Правительства Российской Федерации к которому указано, что данный законопроект подготовлен с целью внесения изменений, предусматривающих распространение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг на все закупки, осуществляемые государственными и муниципальными унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что существенно повысит уровень конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Для повышения эффективности использования бюджетных средств в последнее десятилетие государством предпринят широкий перечень мер <5>, однако несмотря на реализацию данных мер, можно констатировать, что существенные проблемы, связанные с эффективностью расходования средств бюджетов, так и остаются нерешенными. Одна из таких проблем связана с использованием бюджетных средств юридическими лицами, деятельность которых нацелена на достижение социально-экономического эффекта и которые в своей деятельности должны исходить из необходимости реализации публичного интереса, к числу которых относятся институты развития <6>.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Для повышения эффективности использования бюджетных средств в последнее десятилетие государством предпринят широкий перечень мер <5>, однако несмотря на реализацию данных мер, можно констатировать, что существенные проблемы, связанные с эффективностью расходования средств бюджетов, так и остаются нерешенными. Одна из таких проблем связана с использованием бюджетных средств юридическими лицами, деятельность которых нацелена на достижение социально-экономического эффекта и которые в своей деятельности должны исходить из необходимости реализации публичного интереса, к числу которых относятся институты развития <6>.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг
Статья: Нормативно-правовые механизмы регулирования климатических процессов в России
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.
Статья: К вопросу об использовании искусственного интеллекта при проведении государственного (муниципального) финансового контроля
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 9)С учетом вышеизложенного представляется, что использование возможностей искусственного интеллекта на основе машинного обучения при реализации контрольных полномочий органами финансового контроля в отношении объектов контроля - это реалии уже ближайшего будущего. При этом, опираясь на зарубежный опыт, с большой долей вероятности можно прогнозировать повышение эффективности использования средств бюджетов отечественной бюджетной системы. Вместе с тем внедрение данных инструментов в систему государственного (муниципального) финансового контроля, безусловно, требует глубокой проработки членами научного сообщества для построения наиболее оптимальных подходов к определению новых стандартов и методов деятельности.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 9)С учетом вышеизложенного представляется, что использование возможностей искусственного интеллекта на основе машинного обучения при реализации контрольных полномочий органами финансового контроля в отношении объектов контроля - это реалии уже ближайшего будущего. При этом, опираясь на зарубежный опыт, с большой долей вероятности можно прогнозировать повышение эффективности использования средств бюджетов отечественной бюджетной системы. Вместе с тем внедрение данных инструментов в систему государственного (муниципального) финансового контроля, безусловно, требует глубокой проработки членами научного сообщества для построения наиболее оптимальных подходов к определению новых стандартов и методов деятельности.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одной из основных функций Счетной палаты РФ является осуществление государственного аудита <1>, которое направлено на обеспечение контроля за формированием и расходованием бюджетных средств. Качественное выполнение названной функции напрямую связано с выявлением нарушений, повышением эффективности и результативности использования бюджетных средств, выражающееся в сокращении сроков обработки информации, обеспечении сплошного характера проверок, уменьшении временных затрат сотрудников на решение поставленных задач. Результаты, получаемые Счетной палатой РФ, становятся источником информации для представительных органов власти, позволяющих совершенствовать бюджетное законодательство РФ, правоохранительных органов, органов безопасности.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одной из основных функций Счетной палаты РФ является осуществление государственного аудита <1>, которое направлено на обеспечение контроля за формированием и расходованием бюджетных средств. Качественное выполнение названной функции напрямую связано с выявлением нарушений, повышением эффективности и результативности использования бюджетных средств, выражающееся в сокращении сроков обработки информации, обеспечении сплошного характера проверок, уменьшении временных затрат сотрудников на решение поставленных задач. Результаты, получаемые Счетной палатой РФ, становятся источником информации для представительных органов власти, позволяющих совершенствовать бюджетное законодательство РФ, правоохранительных органов, органов безопасности.
Форма: Положение о проведении внутренней экспертизы результатов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)повышения эффективности использования бюджетных средств.
(КонсультантПлюс, 2025)повышения эффективности использования бюджетных средств.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2021 г. по итогам I квартала финансовая ситуация в целом улучшилась, хотя сохранилась ведущая роль межбюджетных трансфертов как основного источника финансирования расходов муниципального уровня. Исходя из этого следует уделить внимание подходам к распределению трансфертов, применяемым в региональных практиках. Их совершенствование позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на территориальном уровне. В современных условиях важно не только совершенствование методик распределения межбюджетных трансфертов, но и формирование подходов к оценке эффективности предоставления и использования трансфертов местным бюджетом. Это является важным элементом, характеризующим обратную связь системы межбюджетного регулирования.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2021 г. по итогам I квартала финансовая ситуация в целом улучшилась, хотя сохранилась ведущая роль межбюджетных трансфертов как основного источника финансирования расходов муниципального уровня. Исходя из этого следует уделить внимание подходам к распределению трансфертов, применяемым в региональных практиках. Их совершенствование позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на территориальном уровне. В современных условиях важно не только совершенствование методик распределения межбюджетных трансфертов, но и формирование подходов к оценке эффективности предоставления и использования трансфертов местным бюджетом. Это является важным элементом, характеризующим обратную связь системы межбюджетного регулирования.
Статья: "Зеленые" финансы: понятие и система
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Можно встретить предложения как о возрождении Федерального экологического фонда РФ <21>, так и об образовании экологического бюджетного фонда в составе федерального бюджета <22>. Полагаем, однако, что с учетом кризиса института государственных внебюджетных фондов <23> воссоздание Федерального экологического фонда РФ нецелесообразно. Выделение в структуре бюджета экологического фонда также не является выходом, поскольку это не приведет к внедрению принципиально новых механизмов, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств в экологической сфере.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Можно встретить предложения как о возрождении Федерального экологического фонда РФ <21>, так и об образовании экологического бюджетного фонда в составе федерального бюджета <22>. Полагаем, однако, что с учетом кризиса института государственных внебюджетных фондов <23> воссоздание Федерального экологического фонда РФ нецелесообразно. Выделение в структуре бюджета экологического фонда также не является выходом, поскольку это не приведет к внедрению принципиально новых механизмов, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств в экологической сфере.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, сравнительный анализ подзаконных актов ГАБС показывает, что в связи с отсутствием установленных на федеральном уровне стандартов и требований к процедуре и содержанию проведения ВФК, структуре актов, регулирующих ВФК у субъектов, обязанных его реализовывать, имеется различное понимание целей, задач, принципов, процедуры, рисков, порядка организации и результата проведения ВФК. Внутренние процессы в органах власти должны быть регламентированы в соответствующих актах органа. С учетом особенностей осуществления ВФК и организационной структуры ГАБС следует согласиться с тем, что регулировать их нормами БК РФ не следует. При этом представляется целесообразным принять единый стандарт, определяющий требования к ВФК, основные его характеристики и их понятия, что является необходимым для достижения целей введения внутреннего финансового контроля, которые преследовались законодателем, а именно: повышение эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, снижение риска совершения бюджетных правонарушений, своевременное выявление рисков, прежде всего предупреждение бюджетных правонарушений.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, сравнительный анализ подзаконных актов ГАБС показывает, что в связи с отсутствием установленных на федеральном уровне стандартов и требований к процедуре и содержанию проведения ВФК, структуре актов, регулирующих ВФК у субъектов, обязанных его реализовывать, имеется различное понимание целей, задач, принципов, процедуры, рисков, порядка организации и результата проведения ВФК. Внутренние процессы в органах власти должны быть регламентированы в соответствующих актах органа. С учетом особенностей осуществления ВФК и организационной структуры ГАБС следует согласиться с тем, что регулировать их нормами БК РФ не следует. При этом представляется целесообразным принять единый стандарт, определяющий требования к ВФК, основные его характеристики и их понятия, что является необходимым для достижения целей введения внутреннего финансового контроля, которые преследовались законодателем, а именно: повышение эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, снижение риска совершения бюджетных правонарушений, своевременное выявление рисков, прежде всего предупреждение бюджетных правонарушений.
Статья: Особенности правового положения лиц, содействующих бюджетному администрированию
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Эксперты и специалисты. БК РФ не содержит нормативных упоминаний об экспертах и специалистах, но такой подход законодателя не означает исключения участия этих субъектов из сферы бюджетного администрирования. Эксперты и специалисты могут привлекаться государством на различных стадиях бюджетного процесса, например, в период планирования расходной части бюджета могут даваться различного рода оценки ведущими специалистами в той или иной области, выступающими в качестве экспертов в соответствующей сфере общественно-экономических отношений. Нормативно понятие экспертного сообщества и специалистов закреплено в соответствующих положениях основного нормативного акта, регулирующего контрактное право <20>. Ни для кого не секрет, что основной путь повышения эффективности расходования средств бюджетных и внебюджетных источников - совершенствование контрактной системы в сфере закупок <21>. В этой связи обоснованно утверждать, что экспертное сообщество и специалисты принимают активное участие в бюджетном администрировании, обеспечивая своей высокопрофессиональной деятельностью реализацию принципа бюджетного права об эффективном расходовании бюджетных ассигнований.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Эксперты и специалисты. БК РФ не содержит нормативных упоминаний об экспертах и специалистах, но такой подход законодателя не означает исключения участия этих субъектов из сферы бюджетного администрирования. Эксперты и специалисты могут привлекаться государством на различных стадиях бюджетного процесса, например, в период планирования расходной части бюджета могут даваться различного рода оценки ведущими специалистами в той или иной области, выступающими в качестве экспертов в соответствующей сфере общественно-экономических отношений. Нормативно понятие экспертного сообщества и специалистов закреплено в соответствующих положениях основного нормативного акта, регулирующего контрактное право <20>. Ни для кого не секрет, что основной путь повышения эффективности расходования средств бюджетных и внебюджетных источников - совершенствование контрактной системы в сфере закупок <21>. В этой связи обоснованно утверждать, что экспертное сообщество и специалисты принимают активное участие в бюджетном администрировании, обеспечивая своей высокопрофессиональной деятельностью реализацию принципа бюджетного права об эффективном расходовании бюджетных ассигнований.
Статья: О трактовке терминов "СМАРТ-контроль" и "контроллинг" при организации государственного предупреждающего контроля
(Алтухова Н.Ф., Азманова Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Подкрепим наше утверждение тем, что в процессе реализации проекта "Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг)..." контроллинг снизит административную нагрузку за счет комплексного электронного документооборота и невидимого присутствия цифрового контролера. В единую цифровую платформу для бюджетных процессов встраиваются датчики, которые оперативно реагируют на изменения подконтрольной среды и выявляют риски. С одной стороны, этот механизм предупреждает нарушения в финансово-бюджетной сфере. С другой стороны, идентифицируются зоны с высоким риском реализовавшихся существенных нарушений, по которым нужно провести классические контрольные мероприятия. Работает новый формат взаимодействия контролеров и объектов контроля, что позволяет объекту контроля заранее согласовывать с контролером позиции своих действий для недопущения нарушений и повышения эффективности использования бюджетных средств (см. [9]).
(Алтухова Н.Ф., Азманова Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Подкрепим наше утверждение тем, что в процессе реализации проекта "Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг)..." контроллинг снизит административную нагрузку за счет комплексного электронного документооборота и невидимого присутствия цифрового контролера. В единую цифровую платформу для бюджетных процессов встраиваются датчики, которые оперативно реагируют на изменения подконтрольной среды и выявляют риски. С одной стороны, этот механизм предупреждает нарушения в финансово-бюджетной сфере. С другой стороны, идентифицируются зоны с высоким риском реализовавшихся существенных нарушений, по которым нужно провести классические контрольные мероприятия. Работает новый формат взаимодействия контролеров и объектов контроля, что позволяет объекту контроля заранее согласовывать с контролером позиции своих действий для недопущения нарушений и повышения эффективности использования бюджетных средств (см. [9]).
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Как подчеркивает Е.А. Божко, "...в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и недопущения финансовых нарушений необходимо выстраивать действенную систему внутреннего контроля, основанную на мониторинге всех этапов бюджетного процесса" [4, с. 10].
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Как подчеркивает Е.А. Божко, "...в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и недопущения финансовых нарушений необходимо выстраивать действенную систему внутреннего контроля, основанную на мониторинге всех этапов бюджетного процесса" [4, с. 10].